Суккот: поиск смысла жизни

Суккот: поиск смысла жизни

No Comments
Праздник Суккот, связанный с идеей обновления всего мира, не мыслим без поиска смысла жизни - ведь размышление о факте творения сразу же порождает вопрос о цели существования человека. Б-г не оставил нас без ответа, но поместил его не в книге Берейшит, открыв которую мы находимся в самом начале пути, а в книге Дварим - узнав об Исходе и даровании Торы, а так же о сорока годах блуждания по пустыне, легче рассуждать о смысле жизни. "А теперь Израиль, чего Б-г Вс-сильный твой требует от тебя? Того только, чтобы трепетать перед Б-гом Вс-сильным твоим, чтобы следовать всем путям Его, и чтобы любить Его, и чтобы служить Б-гу Вс-сильному твоему всем сердцем твоим и всею душою. Чтобы соблюдать заповеди Б-га и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага" (Дварим, 10:12). Сказано: "...чего Б-г Вс-сильный твой требует от тебя? Того только, чтобы трепетать..." А дальше следует целый список повелений, для исполнения которых не хватит всей жизни человека - "и следовать всем путям Его, и любить Его, и чтобы служить..." Можно ли сказать "только", а затем взвалить на плечи людей тяжелый груз? Ответ простой: "Если есть трепет, человек не сможет жить без стремления быть подобным Тв-рцу, исполнять заповеди, любить Его..." Вс-вышний просит только трепета, а все остальное приходит само собой к тому, кто трепещет перед Ним. "Начало мудрости - трепет перед Б-гом" (Мишлей), "Трепет перед Б-гом - начало сознания" (Те'илим).Прежде чем ребенок осознает, что есть Тв-рец, он уже живет с чувством того, что есть Кто-то непостижимый, постоянно находящийся рядом с ним. Это живое ощущение Тв-рца душою, являющейся Его частью, приводит человека к вере в единство и всемогущество Б-га. Не подавлять естественное ощущение повсеместного Б-жественного Присутствия, а все остальное придет само собой - и любовь к Нему, и стремление исполнять Его заповеди, и приближаться к Нему, и быть похожим на Него во всем. "Сказал Рабби Ханина: "Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами" (Брахот, 33:б). Не задавишь в себе естественное чувство, и Он поведет тебя по пути служения и приближения к Нему, а в близости к Б-гу - благо. Если кто-то утратит способность действовать, подчиняясь "инстинкту души", все его старания будут напрасны: хорошее и светлое не придет в мир, потому что трепет - живое чувство Б-га - начало всего. Без него нет начала. Заповеди перестают быть повелениями Тв-рца в тот момент, когда они становятся привычными действиями, подражанием окружающим или предыдущим поколениям. ...
Читать далее...
Над Хайфой тишина грохочет

Над Хайфой тишина грохочет

No Comments
Над Хайфой тишина грохочет, Повисли чайки над водой, Гора Кармель, как старый кочет, Нахохлилась перед бедой. ...
Читать далее...
На краю пустыни

На краю пустыни

No Comments
Арад - город небольшой. Очень уютный. Прямые линии улиц. Видна рука проектировщика. Город, построенный по единому плану. Кстати, тогда, в 50-е годы, в проект целого еврейского города в еврейском государстве не было заложено ни одной синагоги. А для чего новым евреям это средневековое мракобесие? Впрочем, действительность внесла свои коррективы. Репатрианты из Северной Африки - вопреки планам проектировщиков - связей с древней традицей не порвали. Йеменцы тоже постороили свою синагогу. Со временем город обжила большая община гурских хасидов - появилась йешива. Неугомонные хабадники тоже внесли свою лепту. И на новоприбывших из стран исторического материализма общая картина в городе иногда даже производила впечатление религиозного засилья. Но городские власти на деле доказали, что это не так: они без каких бы то ни было ограничений выдали разрешения, ссуды и льготы на открытие магазинов по продаже свинины и прочих милых воспоминаний с доисторической родины. Местные представители традиционного еврейства с тех пор на новоприбывших махнули рукой - и русскоязычная часть города живет сама по себе, а еврейская традиция сама по себе. Кроме, конечно, пенсионеров, очень немногих, которые, что-то вспомнив, что-то заново усвоив из уроков питерского энтузиаста, сиониста-хабадника, рава Давида Эльдина, стали осваивать дорогу в синагогу. Но в целом ситуация среди русскоязычной половины города в смысле осознания того, для чего нас сюда занесло, с трудом отрывается от абсолютного нуля. Три с половиной года назад по какому-то странному стечению обстоятельств я открыл в Араде учебную группу - в рамках института изучения иудаизма. Зачем иудаизм изучать в институте - вопрос отдельный. Оговоримся, что есть Тора матери - ее впитывают с молоком и с воспитанием; есть Тора отца - ее усваивают в йеишве, в процессе общения с равом, с Танахом и Талмудом. Но организаторы этого проекта посчитали, что для репатриантов из СНГ институт привычнее. Не так страшно. Честно говоря, я тоже так считаю. Знакомство с еврейством... На данный момент мы: я и моя жена Аяла - хотим объяснить жителям Арада, что быть евреем хорошо. И хотя поначалу мы и сами это не сразу поняли, сейчас- это наше педагогическое кредо. Около ста человек прошли через наш "институт" за эти годы. Хотя я принципиально стараюсь не считать, сколько из них пошли по пути соблюдения заповедей. (Прямо скажем - не много.) Но, на мой взгляд, произошло восстановление дипломатических отношений с еврейством. Понимание - в общих чертах - неслучайности нашего приземления на этой земле. Сто человек - это очень мало. То понимание, которое можно приобрести за 10 месяцев занятий по три часа два раза в неделю - это тоже совсем немного. Но есть какой-то вкус к изменениям, к учебе. И встреча с равом Зеевом Мешковым собирает в городе Арад больше полусотни человек. И весь этот набитый битком учебный класс с напряжением следит за ходом его мысли. Шипит на нарушителей тишины. Волнуясь, задает вопросы. Стесняясь просит автографы. Внимательные лица. Одухотворенные. Во многом еще не готовые согласиться с еврейским подходом к жизни. Короче, как и полагается евреям - жестоковыйные... Но что-то меняется в городе Арад. Городе, в котором не было запланировано синагог. ...
Читать далее...
Потомки Авраама, ушедшие из шатров Шема в чужие поля

Потомки Авраама, ушедшие из шатров Шема в чужие поля

No Comments
Авраам, поставил своей целью преобразовать весь мир: научить людей вере в единого Б-га, любви, справедливости. Но не все его потомки были готовы взять на себя такую ответственность. Ишмаэль ушел в пустыню и занялся разбоем, дети Ктуры, которую Авраам взял в жены после смерти Сары, ушли на восток, так как не были в состоянии понять учение своего отца. Эсав, сын Ицхака, встал на путь преступлений и взял в жены идолопоклонниц. И только Яаков размышлял о судьбах мира и думал, как привнести в него добро, и именно он смог воспитать двенадцать сыновей, ни один из которых не оставил веру в единого Б-га. Путь, выбранный Яаковом, был сопряжен со многими страданиями. Он знал о предсказании, полученном Авраамом, что тот, кто станет продолжателем его дела, окажется в рабстве на четыреста лет. Наш праотец знал, что и дальнейшая история народа, который возьмет на себя ответственность за весь мир, будет нелегкой. Видимо, для того, чтобы исправить зло, его надо как следует почувствовать на себе. Земля Израиля должна была достаться тому, кто станет продолжателем дела Авраама. Создание справедливого общества и его развитие изначально были возложены на Эсава, а Яаков должен был дать миру учение о едином Б-ге. Но нашему праотцу пришлось взвалить на свои плечи не только привнесение в мир духовности, но и преобразование материального мира. И хотя на протяжении истории потомки Яакова нередко поступали подобно Эсаву, оставившему традиции отца: покидали еврейский мир и прокладывали свой путь в нееврейскую культуру - они никогда не могли сбросить со своих плеч обязанность продвигать весь мир вперед, привнося в него новые идеи, новое видение, новые методы управления и технологии развития. После заключения союза с Вс-вышним никто не в силах отказаться от выполнения своей роли - и еврей продвигает весь мир вперед либо сознательно, либо не задумываясь над тем, что он делает. Так уж ведет его рука Вс-вышнего: по собственному желанию или против него - еврей движется в одном направлении. Первый путь - путь нормального развития. Второй - тяжелого, сопряженного со многими трудностями и страданиями. Первый путь - это изучение Торы и обращение с молитвой к Вс-вышнему, распространение знаний среди народов мира в том виде, в котором они могут быть поняты ими и применены в жизни. Второй - жизнь среди народов мира, приверженность их культуре и образу жизни, владение их языком, заимствование их образа мышления, и, одновременно, привнесение в их жизнь новых идей, напрямую связанных с Торой. Еврей, даже оторвавшись от Торы, сохраняет на протяжении двух-трех поколений способность смотреть на мир другими - по сравнению с окружающими народами - глазами. У него все еще проявляются способности, полученные Авраамом в тот момент, когда Вс-вышний, заключая союз, поднял его выше звезд. Как и наш праотец, он умеет представить себе вселенную не с точки зрения материального мира, а с точки зрения мира духовного. У него по-прежнему сохраняется повышенная чувствительность к несправедливости, и желание исправить весь мир существует одновременно с интересом ко всем деталям окружающей природы и человеческого общества, с желанием проникнуть в суть вещей. Вот эти-то оторвавшиеся от своего народа сыновья Израиля, занимающиеся материальными структурами, невольно выполняют функцию Эсава, который, отказавшись от духовности, утратил возможность какого-либо развития вообще. (Ведь человечество движется вперед за счет новых идей, а они всегда связаны с духовным миром, с представлением о Б-ге, о роли человека и об окружающей его среде, о перспективах развития и о конечной цели всей истории.) Далеко не всегда евреи оказываются в чужой среде и занимаются чужой работой по своей воле. Причиной этому может стать изгнание, ослабление связи с Землей Израиля, утрата национальных интересов, продуманная деятельность властей, всегда стремящихся воспользоваться еврейскими интеллектом и способностями. Самым ярким примером являются Эйнштейн, Фрейд и Карл Маркс. Три еврея, совершенно разные, разного характера и по-разному относившиеся к своей традиции и народу, изменили мышление людей, дав человечеству абсолютно новые представления об окружающем мире, природе человека и справедливости в обществе. В тот год, когда нееврейский мир стоял на рубеже эпох и заканчивал свое второе тысячелетие, проводилось много исследований и общественных опросов. Одним из моментов, который вызывал постоянный интерес историков и социологов, был вопрос о влиянии на пути развития человечества. Проведенные опросы и исследования привели к выводу, что на общественный и научный прогресс общества наибольшее влияние оказали два человека: Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд. Они показали мир и человека так, как это могли показать только евреи. Эйнштейн нарисовал картину вселенной, где все взаимосвязано: скорость влияет на течение времени, а масса искривляет пространство, делая его в конечном итоге замкнутым. Он показал, что фактически любая материя является сгустком энергии. Его теория относительности позволила понять, что субъективное восприятие человека определяет время и пространство, и что время может течь по-разному для разных людей. Эйнштейн начал разработку корпускулярной теории света, представившей лучи состоящими из отдельных фотонов и изменившей представления о самой природе света. Глазам людей открылся новый мир, что подтолкнуло другие исследования и открыло двери технологическому прогрессу. Но за возможность выхода на новые рубежи знаний пришлось дорого заплатить: мир получил атомные и ядерные потенциалы. Эйнштейн научил мир еще одному важному принципу, который также мог привнести в сознание людей только еврей: ученый несет ответственность за последствия, вытекающие из его открытий и изобретений: он очень переживал, когда узнал о взрыве бомб над Хиросимой и Нагасаки. Другой бы сказал: <Я сделал то, что сделал, а злодейство людей повернуло все в дурную сторону>. Другой, но не еврей. Еврей берет на себя ответственность за весь мир. Альберт Эйнштейн обладал религиозным сознанием, был предан своему народу, видел в создании государства Израиль исполнение пророчеств. Но изменил он в основном нееврейский мир, так как жил и работал именно в нем. Зигмунд Фрейд был другим человеком. Он старался разорвать всякую связь с еврейством и отрицал ее при всяком удобном и неудобном случае. Его работы оказали огромное влияние на формирование мышления неевреев. Они также несут на себе отпечаток силы союза Авраама, выведенного Вс-вышним за пределы звезд, позволяющей человеку взглянуть не только на весь мир, но и на себя самого со стороны. Но - в отличие от Эйнштейна - в теориях Фрейда были заложены не только конструктивные, но и вредные для человечества посылки. Фрейд подарил человечеству чисто еврейскую идею: как в мире нет ничего случай-ного, так и в поведении человека отсутствуют случайности. Все ошибки, недоразумения, неудачи, оговорки - все это продиктовано состоянием человека, его мыслями, настроениями и желаниями, возникшими в какие-то предыдущие моменты времени. В <Мишлей> царь Шломо поучает своих потомков и говорит: <Никогда не говори перед ангелом, что совершил ошибку. Зачем тебе, чтобы Вс-вышний прогневался на тебя?> Нет такого понятия <случайное действие>. Корень любого зла - в человеке, и он несет за него ответственность. Жертвы в Храме принимались как раз за ошибочные действия, а не за злодейское преступление. В последнем случае жертва не помогала, а лишь раскаяние и молитва. Таким образом, иудаизм возлагает на человека ответственность за ошибки и требует искупления их жертвой. Фрейд вычленил стремление к женщине, определив его как основной стимул всей деятельности, как творческой, так и разрушительной. Во введении к книге <Зоар> подробно обсуждается эта посылка. Чрезмерное влечение к женщине образно представлено как Лейлит, мифическая женщина, властвующая ночью. Из-за дурных мыслей совершаются ошибки и преступления - они - начало греха. Тора расходится с Фрейдом: великий психоаналитик воспринимал природу человека как неизменную данность, а наше учение заявляет, что у людей есть сила, позволяющая им побороть дурное начало, выйти на уровень ясного виденья мира и совершать правильные, красивые и благородные поступки, продиктованные не инстинктами, а духовными целями. Понятие <подсознание>, введенное в науку Зигмундом Фрейдом, так же подробно обсуждается и исследуется в наших книгах. В подсознании человек хранит все то хорошее и плохое, с чем он не может справиться на сознательном уровне. Задача человека (по теории Аризаля) - вывести на сознательный уровень все, что хранится в его подсознании. Иными словами: осмыслить, понять и реализовать в мире прямую связь с Б-гом, с которой человек не справляется на сознательном уровне, а также осмыслить все плохое, что происходило с ним, извлечь уроки и даже научиться это использовать. Символом такого процесса является расчленение человека на мужчину и женщину при их сотворении (все, что происходило при сотворении, продолжает действовать в той или иной форме на протяжении всей истории). Женщина, которая находилась <за спиной>, оказывается лицом к лицу с Адамом. Так подсознание, инстинкты и все непознанное находится <где-то за спиной>: присутствует, но его невозможно Разглядеть. А если отделить его от себя и посмотреть ему в лицо - оно выйдет на сознательный уровень. Теория снов также подробно разработана в Талмуде (трактат Брахот), в мидрашах и в комментариях (Маарша на трактат Брахот). Карл Маркс происходит из семьи крестившихся евреев. Масштабность его мышления, чувство справедливости, желание преобразовать весь мир можно объяснить только еврейскими генами. Социальные теории, созданные им, можно назвать мессианской мечтой. Они произвели на человечество не меньшее впечатление, чем в свое время христианство. Оно так же было еврейской идеей, доставшейся внешнему миру в искаженном виде из-за евреев, оставивших свой народ. Было бы гораздо лучше и правильнее, если бы народы мира учились у носителей Торы, а не у тех, кто в искаженном виде выплескивает ценнейшую и преобразующую человека информацию во внешний мир. Будем надеяться, что в ближайшем будущем все евреи соберутся на своей земле, перестанут работать на чужие народы и начнут реализовывать себя в Торе. И все станет на свои места. Тогда народы мира придут, чтобы выучить все в правильном и нужном изложении. <И будет впоследствии дней гора дома Б-га выше всех гор, и возвысится она над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: <Давайте взойдем на гору Вс-сильного, в дом Б-га Яакова, что-бы Он научил нас путям Своим и чтобы мы пошли стезями его> (Йешаяу, 2:1-3). ...
Читать далее...
Потоки света раскаяния

Потоки света раскаяния

No Comments
Ко дню Йом Кипур Раскаяние и стремление к Б-гу - самые здоровые чувства души. Здоровая душа в здоровом теле обязательно должна прийти к ощущению великого счастья, которое черпает свои силы в раскаянии и возвращении к Б-гу. И в раскаянии и возвращении к Б-гу душа находит самое естественное для нее удовольствие, выше которого для нее нет ничего. Выбрасывание наружу вредных веществ оказывает свое положительное влияние, оздоровляющее тело, которое само по себе совершенно. То же самое справедливо и для души. А когда проявляются здоровые духовные основы, обязательно наступает духовное освобождение от всех дурных поступков и всех отрицательных и искаженных отображений в душе, оставленных ими в ней; достигается освобождение от всех дурных мыслей и всего того, что далеко от сущности Б-жественного света, излучаемого высшим миром. И дурные действия, и отпечаток, оставленный ими в душе, всегда являются корнем всего плохого, грубого и безобразного. И с устранением дурного в глубине души открываются миры, полные высшей чистоты. Сила их раскрытия пропорциональна степени испорченности каждого безобразного элемента, который устраняется из души человека. Любое устранение греха подобно устранению перегородки, не позволяющей здоровому глазу видеть. И тогда открывается полный горизонт, открывается свет всего пространства неба и земли и свет всего того, что наполняет их. ...
Читать далее...
827

Стремление к центральной точке

No Comments
    Когда мы пришли в УВиР (Управление виз и разрешений), чтобы подать документы на выезд на ПМЖ (постоянное место жительства) в государство Израиль, кто же знал, что эта дорога возвращения на родину не имеет конца?!    По той простой причине, что она ведет к центральной точке Вселенной - а в центральной точке начинается бесконечность, точнее говоря, бесконечность раскрывается, а не начинается, так как бесконечность не имеет конца, а потому не имеет и начала.     Но зачем человеку бесконечность? Затем, что душа бесконечна и ничем конечным удовлетвориться не может. Там где раскрывается бесконечность – начинается Б-жественное, и душа просто возвращается к своему Источнику. ...
Читать далее...
825

Первосвященник Рабби Ишмаэль бен Элиша

No Comments
    Точка в точке. Все в точке. Начало - из точки, и конец - в точке. Конечное и бесконечное - в ней, частное и общее. И нет для тебя в общем ничего, чего бы не было в частном. И частное зависит от общего, и общее - от частного.   Первосвященник Рабби Ишмаэль бен Элиша до великой трагедии разрушения Храма заходил в Святая Святых. Чтобы принести воскурения там, где едва проступал камень, существовавший до разделения неба и земли, - общее, из которого возникли все частности. Каждый Йом Кипур он исполнял службу один за весь народ, за каждого и каждого. Он был частным, которому нужно общее. Он был частным, которое нужно общему. Всевышнему он приносил жертвы и слова раскаяния, а сынам Израиля - прощение за грехи - за то, что были частностями, забывшими общее. ...
Читать далее...
823

Размышления накануне Йом Кипура

No Comments
   Наши мудрецы периода Талмуда говорили (Санэдрин, 98а): «Не найдешь ты более явного признака окончания изгнания еврейского народа, чем цветение Земли Израиля, ибо сказано: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они» (Йехезкель, 36:8). Объясняет Раши: «Когда Земля Израиля даст обильные плоды, приблизится время освобождения еврейского народа, и это самый явный признак начала нового времени». Т. е. готовность земли дать свои силы народу существует еще до того, как он вернется. Но кто же вернется? Вернутся праведники? ...
Читать далее...
Тшува – как это делается

Тшува – как это делается

No Comments
.Накануне 10 дней раскаяния самое время задуматься о том, как это делается. Для чего. И, вообще, что это такое - тшува. Обо всём этом можно прочитать во многих еврейских книгах. Но самыми главные из них – это, конечно, "Законы о раскаянии" Рамбама и "Врата раскаяния" рабейну Йоны. Они во многом отличаются, но самые главные моменты в них те же. Признание, исповедь, сожаление, отказ от повторения... Однако, где в Торе гворится про все эти принципы тшувы, так с ходу, мало кто скажет. Рамбам, вообще, приводит источники редко. Рабейну Йона ссылается, в основном, на книги пророков и Писания. А, ведь, из них закон не учат, как известно... ...
Читать далее...
Министр Пораз ставит Израиль на грань развала

Министр Пораз ставит Израиль на грань развала

No Comments
В минувшую пятницу (то есть, 17.09.04) в мэрии Торонто зарегистрирован брак израильтян – бывшего депутата кнессета от партии МЕРЕЦ профессора Узи Эвена и доктора Амита Камы. Эвен и Кама живут вместе 19 лет, растят усыновленного ребенка. Сразу после регистрации Эвен и Кама стали свидетелями при заключении брака другой гомосексуальной пары израильтян – Йоава Кениаса и Дорона Азори. Кениас и Азори ведут со вместную жизнь 8 лет. ...
Читать далее...