823

Размышления накануне Йом Кипура

September 25, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  

Наши мудрецы периода Талмуда говорили (Санэдрин, 98а): «Не найдешь ты более явного признака окончания изгнания еврейского народа, чем цветение Земли Израиля, ибо сказано: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они» (Йехезкель, 36:8). Объясняет Раши: «Когда Земля Израиля даст обильные плоды, приблизится время освобождения еврейского народа, и это самый явный признак начала нового времени». Т. е. готовность земли дать свои силы народу существует еще до того, как он вернется.

Но кто же вернется? Вернутся праведники?
Из изгнания праведников возвращается очень мало.

Плененные младенцы, с которых нечего спросить, возвращаются в Землю Израиля. И даже, если они люди религиозные – в отношении всех законов, касающихся проживания в Земле Израиля, Храма и создания государства, а главное смысла и желания исполнять эти законы – они плененные младенцы. Потому что за пределами Земли Израиля тяга к святости была полностью утрачена ими. Это и есть «поколение, которое все виновно», и оно же «поколение которое преисполнено заслуг».

Как известно, приход Машиаха должен произойти в поколении, «которое полно заслуг» или «которое все виновно». Но это не «или» – «или», а «и» – т. е. обе характеристики справедливы одновременно. (Так объясняет раби Ашлаг. Правда, в отношении изучения Торы, а не относительно ситуации возвращения в Землю Израиля, но понятие «поколение, которое одновременно полно заслугу и которое все виновато» – это понятие он вводит.) Вина есть, но ее нет, потому что с кого спрашивать – с младенцев? Вина есть, но ее искупили все те, кто остался в чужой земле и не добрался до Израиля – настоящие плененные младенцы, которых не удалось выкупить, но они искупили других. Это уникальная ситуация. Раньше не было таких поколений.

Итак, изгнание больше не предвидится.
Каковы же пути исправления?
Вернуться ко Вс-вышнему всем сердцем.
По любви, без наказаний, потому что наказания бесполезны.

Следует понять, чего Вс-вышний хочет от нас, и исполнить Его волю. Заявление, что Он хочет от нас исполнения заповедей, мало помогает. Рав Кук как-то в полушутку ответил одному знатоку галахот: «Рав хорошо знает галаху, но не знает волю Вс-вышнего». Это шутка, потому что галаха и воля Вс-вышнего, неизменная и вечная, – это одно и то же. Рав Кук хотел сказать, что для того, чтобы понять, как правильно действовать по галахе, нужно понять ее смысл.

А для этого надо не только учить Тору, но и иметь чистое сердце. Так как все, даже Тору, человек восприниамет в «меру своей испорченности». Так, например, мы прекрасно знаем, что заповедь проживания в Земле Израиля, ее завоевания и преобразования является важнейшей. Но если у нас нет достаточной любви к Земле Израиля, мы начинаем придумывать множество причин, почему эту заповедь не обязательно исполнять сегодня. Мы прекрасно знаем, что самая большая обязанность защищать евреев, но почему-то начинаем выдумывать тысячу причин, почему не следует служить в армии. А ведь тем самым мы нарушаем заповедь «не стой на крови ближнего своего» (смысл заповеди: приложи все усилия, чтобы спасти ближнего).

Многие удивятся: «Постойте, постойте, но ведь «не стой на крови ближнего своего» обязывает спасать человека, если он, скажем, тонет…» Нет, не только… Если кто-то уйдет с поста, и евреи из-за этого погибнут (не дай Б-г) – разве он не нарушил заповеди «не стой на крови ближнего своего»?

Есть запрет покупать что-либо у людей, проживающих на Земле и противостоящих еврейской власти: аль теханем – "не дай им зацепиться за Землю". А что делаем мы? Покупаем у всех и всем даем работу.

Для поколения, «полностью виноватого и преисполненного заслуг», а иными словами, полностью запутавшегося, как младенцы, с которых даже спросить нельзя, есть один выход – очистить свое сердце и сделать шаг навстречу Всевышнему, Его воле.

Лешана това техатему – хорошей печати нашим читателям вместе со всем еврейским народом

Важнейшая заповедь