944

О свободе выбора или выборе свободы

No Comments
   Одно из главных положенийТоры звучит так: «… Только берегитесь и берегите вашу душу очень» (Дварим 4:9). Но когда вся жизнь требует от нас чуть ли не ежедневного самопожертвования, как можно беречь себя? «Ради детей мы отказываем себе во всем», - говорят молодые родители. «Мы отказываем себе во всем, - говорят взрослые дети, - ухаживая за пожилыми родителями». И так без конца. Человек не волен руководствоваться в своих поступках исключительно своим желанием. Всегда есть рамки, которые его ограничивают. И часто ему кажется, что его свобода - это иллюзия, тот недосягаемый, непостижимый рубеж, к которому он никак не может приблизиться, хотя пытается постоянно.   О свободе рассуждают и будут рассуждать философы, ученые, политики. Но что такое свобода, с точки зрения Торы? Можно ли считать свободу той самой «жизненной необходимостью»? Ведь жизненные необходимости у всех разные. И что такое свобода для религиозного еврея? Как ее понимает человек неверующий? ...
Читать далее...
947

Дело с кипой

No Comments
В 1985 году обратилась ко мне группа еврейских студенческих лидеров из Канады и США с предложением предпринять какую-нибудь акцию для спасения советских евреев. К тому времени я - после своего 11-тилетнего заключения в ГУЛАГе - уже четыре года жил в Израиле. Но друзей своих не забывал. Поэтому и согласие было быстрым: конечно, выезжаю на акцию. ...
Читать далее...
Недельная глава Мишпатим: Высокие стандарты

Недельная глава Мишпатим: Высокие стандарты

No Comments
В главе «Мишпатим» приведены законы, призванные регулировать отношения между людьми. Например: «Если отдаст кто-либо ближнему своему серебро или вещи на сбережение и это украдено будет из дома того человека, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое. Если же не найдется вор, то хозяин этого дома должен предстать перед судом: не простер ли он руки на собственность ближнего. По всякому поводу к обвинению о быке, об осле, об овце, об одежде и обо всякой пропаже... дело должно дойти до судей. Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое» (Шмот, 22:6-8). Иногда кажется, что Тора излишне углубляется в прозаические детали повседневного быта. Однако все эти детали имеют значение не только для восстановления справедливости и удовлетворения оскорбленных чувств потерпевшего, но и для поддержания существования еврейского государства. Оно сможет существовать только в том случае, если его граждане будут соблюдать законы, связывающие человека с человеком. А для того, чтобы люди не извращали законы – умышленно или из-за неправильного понимания, - в еврейской среде должны поддерживаться высокие стандарты честности, взаимного доверия и уважения. Поэтому Тора призывает: «Не разноси ложного слуха, не давай руки твоей нечестивому, чтобы быть свидетелем о неправде. Не следуй за большинством, за злом и не отзывайся в тяжбе, кривя судом (лишь бы) клониться к большинству» (Шмот, 23:1,2). Обязанность пресекать воровство и бандитизм, добиваться социальной справедливости и честности в торговле возложена на правителей: «Царь судом поддержит землю, а человек алчный – разрушит ее» (Мишлей). Для еврейского народа воровство и обман являются преступлением не только против человека, но и против Вс-вышнего. Нечестность в торговле и нарушение данного слова, вошедшие в норму, не позволяют развиваться экономике, что переводит страну в разряд отсталых. Уход от добра и справедливости в конце концов приводит к изгнанию. ...
Читать далее...
942

Право на возвращение

No Comments
   В декабре в Венгрии проходил любопытный референдум об автоматическом предоставлении гражданства этническим венграм, проживающим за границей. Референдум не был признан состоявшимся из-за низкой явки избирателей. Это не имеет прямого отношения к Израилю и еврейской диаспоре. Если бы не один факт. Реакция мирового сообщества на венгерские события была весьма сдержанной. И хотя сослагательное наклонение не всегда уместно, позволим себе предположить, что провались аналогичный референдум в Израиле, на еврейское государство тут же обрушились бы упреки в национальной исключительности, расизме, этническом самолюбии и т.д. и т.п. Как-то исторически сложилось, что от израильтян всегда требовали больше чем от других.    В то же время трудно найти на карте мира государства сопоставимые с Израилем по либеральности своего иммиграционного законодательства. Мы не имеем в виду государства переселенцев, возникшие как колонии и доминионы своих метрополий. Речь идет именно о национальных государствах. И хотя в социально-экономическом плане Израиль можно отнести к группе государств переселенческого типа, с культурно-исторической точки зрения Израиль – государство национальное. И спорить с этим бессмысленно. Национальные государства всегда более строги в отношении новых переселенцев, чем страны возникшие, образно говоря, на пустом месте. К примеру, в «старой Европе» до сих пор подозрительно относятся к идее раздачи гражданских прав всем приехавшим, кто этого хочет.    Да, и в Германию, и во Францию достаточно легко попасть с целью поиска работы и временного места проживания. Но, израильская ситуация, когда гражданство предоставляется моментально по приезде в страну, там вряд ли возможна. И если до 1994 года такой поворот событий мало кого мог взволновать в Израиле, то потом стали возникать вопросы. Оправдано ли, давать гражданство всем или почти всем, кто на это претендует? Возможны ли в этом случае другие варианты решения проблемы? Не стоит ли воспользоваться в этом случае опытом других национальных государств?    Думаем, что всем здравомыслящим людям понятно, что это ненормально, когда потенциальные репатрианты крестятся на консульском приеме, или же, придя в синагогу, недоуменно спрашивают, чем же все-таки отличается Тора от Библии. Ведь до сих пор они были уверены, что это одно и то же. К сожалению, с годами доля таких новых репатриантов растет. ...
Читать далее...
Освенцим

Освенцим

No Comments
На днях в Кракове по случаю 60-летия освобождения узников Освенцима побывали делегации десятков стран мира, в т.ч. президенты Украины, России и Израиля. В этот холодный снежный день мы скорбели по жертвам Холокоста. Память об одном из самых страшных концлагерей неизгладима. Сегодня Освенцим сохранен, как исторический памятник в том же виде, каким он был 60 лет назад. За шестьдесят лет произошли глобальные исторические события. Рухнули тоталитарные системы власти, закончил свое существование СССР, объединилась Германия. Государство Израиль стало одним из самых высокоразвитых и уважаемых государств не только на Ближнем Востоке, но и во все мире. Существованием и процветанием Израиля мы доказали миру свою жизнестойкость, умение ничего не бояться и стремление идти вперед. На вопрос <Как могут евреи верить в Б-га после Холокоста?> мы отвечаем миру своим единством, возрождением еврейской жизни во всех сферах, стремлением к собственной идентификации, возвращением к иудаизму. Эмиль Факенгейм в своей книге <Возврат евреев в историю> призывает нас <записать в каждой клетке своей память о Холокосте, чтобы не стерлась она с лица земли. Быть евреями сегодня, жить в соответствии с законами Торы, не ассимилироваться - это значит не дать Гитлеру одержать <посмертную победу> над нашим народом>, - говорит он. Мы побеждаем свое отчаяние после Освенцима. В наших семьях в Шабат зажигаются свечи, мы поем еврейские песни и учим Тору вместе с детьми. Души праведников, сожженных в газовых камерах и зверски замученных в концентрационных лагерях, погибших на полях сражений, смотрят на нас и знают, что делаем мы сегодня. И мы не имеем права их предавать. К сожалению, современная статистика такова, что более 40% европейцев ничего не слышали о Холокосте и не знают об этом наиболее варварском в истории цивилизации явлении (социологическое исследование службы Би-Би-Си, Великобритания, 2004г.). Год назад президент Всемирного Еврейского конгресса Эдгар Бронфман предупреждал о росте антисемитизма в Европе. Исторический анализ Холокоста привел Европу к закономерному выводу, что не только Германия, ставшая фатальным исполнителем величайшего преступления в мире, участвовала в Холокосте. Современные откровения <нейтральной> Швейцарии о том, что в их банках хранились ценности, награбленные у евреев- также признание своей хоть и косвенной, но причастности к геноциду. Сегодня многие говорят о душевной усталости от Холокоста и таким образом прячутся за свое нежелание помнить. Но за этим нежеланием может стоять полная атрофия восприятия массового истребления евреев. Европа несет прямую ответственность и выполняет непосредственные обязательства перед жертвами нацистских преступлений. К сожалению, моральное состояние мирового сообщества после Второй мировой войны не раз приводило к ощущению, что Холокост волнует только самих евреев. На самом деле Холокост - чудовищный вызов человечеству и является предостережением всей мировой цивилизации, а значит, не изгладится из памяти не только евреев. В школах Украины изучают историю Холокоста. Существуют различные модели преподавания этих уроков. Возникают дискуссии по поводу: <Может ли еврей быть объективным и беспристрастным в раскрытии этой темы?> Отвечу сразу - нет, не может. Объективность и беспристрастность - суть наукообразных методов, а наша история залита отнюдь не чернилами. Она тонула в крови более чем шести миллионов жертв. Не требуйте от нас беспристрастности. Сегодня Освенцим - это не только история шестидесятелетней давности и место наказания отпрыска британской королевской фамилии. Это своего рода институт Совести, где люди любой национальности и вероисповедания должны учиться толерантности, терпимости, состраданию и гуманизму. Что касается вечной риторики с антисемитами, то тем, кто считает Холокост исключительно еврейской темой, могу лишь посоветоватовать посетить Освенцим, пусть даже на шестьдесят первый год его освобождения и даже на сотый. А мы будем писать и говорить об этом всегда, даже если кто-то очень устал от болезненных тем. ...
Читать далее...
Урок 1: Трактат Брахот

Урок 1: Трактат Брахот

No Comments
4 числа месяца нисана, 3-его мая во вторник еврейский народ завершил изучение первого трактата Талмуда Брахот (благословения). В нем 64 листа. Преодолеть каждый из них, даже на начальном уровне - большой труд. По окончании "масехты" (трактата) принято делать заключительный урок и устраивать праздничную трапезу вместе с друзьями. Говорят, что тот, кто присоединился к "сиюму" (последнему уроку и праздничной трапезе), похож на того, кто изучил весь трактат. Справедливо ли это? Но зачем ко всему подходить с точки зрения суда - учил, не учил - присоединяйся, нам не жалко, только чтобы еврейский народ был вместе, занят одним делом. ...
Читать далее...
Учим, повторяя, повторяем играя

Учим, повторяя, повторяем играя

No Comments
   Любой учитель, или преподаватель курсов знает, как тяжело провести полноценный урок повторения изученного материала.   С одной стороны, даже при фронтальном опросе, удается услышать ответы, а, следовательно, и проверить подготовленность, лишь небольшой группы учащихся, в то время как основная масса ребят остается пассивной массой слушателей.   С другой стороны, чувство знакомства с изученной темой притупляет остроту новизны при повторных занятиях, а значит и потерю внимания к материалу. Как следствие этого преподаватели нередко идут по наиболее простому пути - написание по изученной теме зачетных работ, которые чаще всего становятся лишь формальным завершением темы, не отражая реальных знаний учащихся и уж совершенно никак не способствуя развитию их творческих способностей.   Где же выход из такой ситуации? ...
Читать далее...
Что я выучил у своего друга Дова Конторера

Что я выучил у своего друга Дова Конторера

No Comments
Двухчасовая лекция Дова Конторера была похожа на творческий анализ и поиск той идеи, которая привела к созданию еврейского государства шестьдесят лет назад и сегодня продолжает поддерживать его существование.  Дов привел примеры государств, созданных вопреки естественным условиям благодаря воле людей, движимых определенной идеей, и их распад из-за "остывания ядра" (людей, верящих в то, что они делают). Израиль, по его словам, относится к таким же государствам, в настоящее время переживает свой кризис, и сможет выстоять только в том случае, если в народе окажется достаточное число людей, остающихся верными вечным еврейским идеалам.   При этом, воплощение еврейской идеи за пределами Земли Израиля, если смотреть с точки зрения исторической перспективы, невозможно. В качестве доказательства Дов привел статистику демографической динамики, свидетельствующую о постоянном увеличении общин в Израиле и снижении их числа за границей. На настоящий момент можно полагать, что большинство евреев проживает в Израиле. На вопрос в чем же заключается "идея", приведшая к созданию государства Израиль, Дов ответил: "В бытие еврея, как еврея". Есть определенная миссия у еврейского народа, но даже, если не говорить о ней, реализация еврейских потенциалов во всех сферах человеческой деятельности важна для нас и для всего мира, и она возможна только в своем независимом государстве. И вот это-то воплощение еврейских потенциалов в жизнь встречает сопротивление "мирового сообщества".     И антисемитизм перешел в наше время в новую плоскость: если раньше удар был направлен на частного человека, то теперь волна ненависти обращена против еврейского государства. ...
Читать далее...
О народе

О народе

No Comments
Подарок Щаранскому от семьи Валленберг

Подарок Щаранскому от семьи Валленберг

No Comments
Племянницы Рауля Валленберга подарили министру израильского правительства Натану Щаранскому регистрационную карточку заключенного советской тюрьмы, где много лет содержался Рауль Валленберг. Все это время советские власти утверждали, что им ничего не известно о его судьбе. Натан Щаранский прошел через ту же самую тюрьму, только на много лет позже. В настоящее время Натан добивается от Министерства просвещения Израиля ввести рассказ о судьбе Рауля Валленберга в программу израильских школ. Краткая справка. В июле 1944 года Рауль Валленберг, шведский аристократ, был послан в Будапешт как атташе шведского посольства. На самом деле он ехал спасать евреев. К этому времени около 300000 венгерских евреев уже было отправлено в Освенцим. Первым шагом Валленберга стала выдача шведских паспортов тем из евреев, кто каким-то образом был связан со Швецией. Таким образом человек оказывался под защитой шведского правительства. Когда выяснилось, что местные власти признали эти документы, Валленберг купил 32 дома и еще четыре квартиры, где и поселил новых шведских граждан. На какой-то стадии число евреев, оказавшихся под защитой Швеции, достигло 33000. Среди спасенных Валленбергом было много детей. Послесловие. Сегодня днём состоялась церемония присуждения одной из иерусалимских улиц имени Рауля Валленберга. На церемонии присутствовали мэр города Ури Луполянский, министр по делам Иерусалима и Диаспоры Натан Щаранский, члены семьи Валленберга и люди, пережившие Катастрофу. ...
Читать далее...