524

Недельная глава Толдот: Йерушалаим или Кейсария

No Comments
  Борьба Яакова с Эсавом началась еще до их рождения – братья толкали друг друга, еще находясь в утробе своей матери. И тогда Ривка, встревоженная непонятным знаком, обратилась за разъяснением к пророкам. Она получила ответ, раскрывающий характер будущих взаимоотношений братьев на протяжении всей истории: "Два народа в чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся, и народ от народа будет получать силу, и больший будет служить младшему…" (Берешит, 25:23).  Народ будет получать силу от народа...  Еврейский народ должен использовать все дарованные ему силы для того, чтобы преобразовать мир, привнести в него духовность, уничтожить идолопоклонство, добиться прекращения войн между народами и возвращения человечества в прекрасный сад, из которого был изгнан Адам. Но на протяжении всех долгих лет изгнания еврейский потенциал, предназначенный для раскрытия Торы и постижения Творца, призванный превратиться в творческую энергию, направленную на преобразование Земли Израиля, – этот уникальный потенциал использовался и используется для создания и развития чужих культур, в основе которых лежит безразличие к человеческой жизни. Силы перетекают от избранного народа во внешний мир через людей, ушедших от еврейской традиции, и их детей. Даже оторвавшись от Б-жественного слова, звучащего в среде сынов Израиля и передающегося из поколения в поколение, еврей все равно несет в своих генах особую связь с бесконечным, которая вошла в его кровь и плоть. Его мозг работает по-особому – ведь в Торе, за которую его предки отдавали жизнь, есть отблеск Б-жественного разума; его душа по-особому воспринимает окружающий мир – ведь его праотцы почти четыре тысячи лет назад преодолели ограниченность мироощущения. Авраам был выведен за пределы звезд, Ицхак сквозь завесу материального мира видел Б-жественный сад, лестница Яакова соединила небо и землю. Еврей... Даже оторвавшись от Торы, он устремляется к бесконечности, разрушая рамки обыденных представлений, выросших на почве языческих культур. Но его творческая энергия становится достоянием чужих народов, как написано: "И народ от народа будет получать силу" - племена и нации будут получать силу от нашего народа. Забирая наши лучшие творческие силы… Конечно, математикой и физикой в разных странах занимаются не только евреи, но именно евреи зачастую делают открытия, меняющие представления об окружающей нас действительности и открывающие горизонты для новых исследований. Евреи создавали советскую науку и разрабатывали ракеты, создавали армию и оружие, которое потом арабские страны обращали против Израиля; почти во всех современных банках мирового значения определяют политику евреи, создавая экономическую мощь чужих народов вместо того, чтобы работать на свой народ. Даже биржа, без которой немыслима экономика ни одного современного государства, – еврейских рук дело. ...
Читать далее...
523

Шалом

No Comments
   Мир важен для всех сфер жизни. Мехильта (Итро, 11:8) говорит о том, что велика заслуга человека, который "устанавливает мир между мужем и женой, между городами, между народами, между правительствами..."    Единица инфраструктуры любого мира, без которой невозможно построение добрых отношений как между людьми, так и между разными слоями общества - это семья. Более того, человек, не создавший семьи, не может осознать в полной мере ни что такое мир, ни какова его важность.   Сказали мудрецы: "Каждый человек, у которого нет жены, не знает, что такое мир, как сказано: "И постигнешь мир в шатре своем"".   Когда возникает семья, необходимо приложить все усилия, чтобы установить и сохранить добрые отношения между мужем и женой. Мир, царящий в семье, оказывает влияние на все общество. Мир между разными группами общества дает нашей нации силу устоять против любых ветров, пытающихся нанести вред общине Израиля. ...
Читать далее...
515

Относительное и абсолютное

No Comments
  Сказано: "Поэтому дерево познания названо деревом добра и зла – приятного и неприятного для человека, приемлемого и неприемлемого". Кажется (если я правильно понимаю), что приятное и неприятное для человека, приемлемое и неприемлемое – суть понятия относительные и субъективные. А под словами "добро и зло" в контексте дерева познания имеются в виду понятия абсолютные и объективные. Хотя, наверное, если под "человеком" в данном случае подразумевается первый человек - Адам-ришон, то, возможно, для него "приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое" были понятиями именно абсолютными. Так ли это?     Комментирует рав Зеев Мешков: Как всегда, нужно начать с определений – как Вы и попытались сделать. Объективность и ее существование – предмет многих научных споров, связанных с развитием науки 20-го века.    Теория относительности строится на понятии субъективного наблюдателя, видение которого определяет все, и оно, собственно говоря, и есть существование. Вопрос, существует ли «абсолютный» наблюдатель, выпадает из области теории относительности, ибо, ответив на него, нельзя сделать никаких практических выводов и тем более нельзя подтвердить их экспериментально. ...
Читать далее...
516

Недельная глава Хаей Сара: Годы жизни Сары

No Comments
Она осталась такой, какой и была "И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары" (Берешит, 23:1). Духовное влияние праведной женщины на окружающих часто бывает более глубоким, чем влияние ее праведного супруга. Ее влияние менее выражено в действии и потому остается скрытым, мало поддаваясь описанию. Если вся жизнь Авраама – это движение вперед на пути к совершенству, начиная с исполнения Б-жественного повеления "Иди к себе", то основное достоинство Сары заключается в том, что она всю жизнь оставалась такой же, какой и была с самого начала: "В сто лет она была так же красива, как в двадцать, а в двадцать так же лишена греха, как в семь", - говорит мидраш Берешит Раба. ...
Читать далее...
518

Цветение земли

No Comments
   В своей книге "Письма Хафец Хаима" рабби Арье-Лейб, сын Хафец Хаима, отмечает, что его отец считал современный ему период истории временем "поступи Машиаха".   В главе "Краткая биография Хафец Хаима" он рассказывает: "В 1890-ом году, когда начали изгонять наших братьев-евреев из Москвы, начался массовый переезд в Святую Землю. Изгнанные семьи покупали земли, образовывали поселения, сажали виноградники.    В то время я получил письмо от моего отца, в котором он обращал мое внимание на национальный подъем и на пробуждение большого интереса к идее возвращения на нашу землю, и высказывал предположение, что эти дни являются временем "поступи Машиаха", когда Всевышний вспомнил о Своем народе и начал собирание рассеянных, которое должно произойти перед приходом Машиаха. "Если бы это было в наших силах, - писал он, - следовало бы купить участок земли и переехать в Эрец Исраэль".   В конце письма он отмечал, что "…Мар Аба верил всем сердцем, преисполненным святости, в то, что подобные события являются признаком времени "поступи Машиаха", а значит, в скором времени вернет Всевышний Свой народ на родину". ...
Читать далее...
Куда пропали раввины

Куда пропали раввины

No Comments
    В одной из газет журналист сетовал на то, что в наше время нет раввинов, которые помогали бы людям нерелигиозным. Он писал, что ему хотелось бы зайти к раву, который просто поздоровался бы с вошедшим и был бы готов беседовать на любые темы (в том числе и о любви), не навязывая собеседнику готовое решение, а лишь открывая возможность посмотреть на вещи с разных сторон.   Газетчик жаловался на то, что раввин всегда давит на человека, стараясь убедить его начать соблюдать заповеди Торы, и утверждал, что от религиозного авторитета не дождешься теплого рукопожатия и не услышишь на прощание фразы: "Вы можете приходить ко мне в любое время".   По словам журналиста, раввины основную часть своего времени заняты рассмотрением запутанных и не имеющих отношения к реальной жизни законов и обязывают людей соблюдать странные постановления. ...
Читать далее...
520

Услышать голоса пророков

No Comments
    В трактате Санедрин (91а) рассказывается о том, как обратились представители разных народов к Александру Македонскому с просьбой исправить «историческую несправедливость».   Египтяне просили вернуть украденное у них в дни Исхода золото (хотя 210 лет они держали евреев в рабстве), а Ишмаэля сказали сыновьям Израиля перед лицом императора: «Земля Кнаан — она и ваша, и наша. Ведь написано же в Торе: «И вот потомки Ишмаэля, сына Авраама...», а потом написано: «Вот потомки Ицхака, сына Авраама...».   Тогда ответил один из мудрых евреев, а звали его Гвиа бен Псиса: «В той же самой Торе написано: «И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку, а сыновьям служанок дал Авраам подарки и изгнал их от лица своего еще при жизни своей».   Точно такая же ситуация возникает и в наши дни. Самые разные политические деятели, издавна привыкшие опираться на террор, обращаются к мировому сообществу с тем же предложением: «Нужно разделить Землю Израиля между евреями и последователями ислама, и тогда сами собой решатся все проблемы, заставляющие мусульман всего мира быть агрессивными и прибегать к терроризму как средству борьбы». ...
Читать далее...
512

Отказ

No Comments
   Наши «односельчане» в поселении Неве Даниэль, расположенном на полпути из Йерушалаима в Хеврон, не один раз просили, чтобы я написал о тех десяти долгих годах, которые я и моя семья провели в отказе. Эти настойчивые просьбы исходили от людей, служивших в боевых частях Армии оброны Израиля и много раз рисковавших своей жизнью во имя еврейского народа.   «Что я тебе могу рассказать интересного? – спросил я у одного из «приставал». Ведь ты служил в спецназе морского флота, и не мне объяснять тебе, что такое борьба за еврейское дело». И он ответил мне: «Как бы ни было трудно, как бы я ни рисковал, я был гордым бойцом еврейской армии, а ты был один и без оружия, в такой ситуации, когда тебя постоянно хотят унизить и уничтожить, и не было никого, кто бы подставил плечо». Да, он прав в том смысле, что я тоже был солдатом. В 1986 году в отделении милиции, куда я был доставлен после очередной попытки выйти на демонстрацию за предоставление права репатриироваться на Родину, переодетый в штатское сотрудник КГБ сказал мне: «Вы – иностранный агент». «Какой же я агент? - возмутился я. - Я ничего не скрываю и открыто борюсь за выезд». «Вы – агент влияния», - ответил мне сотрудник органов. А я вместо того, чтобы испугаться того, что у них уже готово обвинение, преисполнился чувством гордости - меня назвали солдатом Израиля. ...
Читать далее...
511

Жертвоприношение

No Comments
      Что такое жертвы – "корбанот"? Почему первое, что делают Каин и Авель, – приносят жертвоприношение?    Этот вопрос обычно не возникает на фоне того, что происходит между ними позже. Но ведь их никто не просил приносить жертвы! Инициатива снизу...   Почему первое, что делает Ноах, выйдя из ковчега – приносит жертвоприношение? Ноах, подсказывают нам мудрецы, получил намёк в виде лишних экземпляров «чистых» животных – по семь вместо "всякой твари по паре". Он намёк понял. О чем говорит этот эпизод?   Когда сыны Израиля выходят из Египта, то первое, что они делают… правильно, приносят жертвоприношение. ...
Читать далее...
Глава IX. История еврейского народа и причины его уничтожения

Глава IX. История еврейского народа и причины его уничтожения

No Comments
Евреи жили в Европе издавна, и в конце первого тысячелетия там собралась почти вся мировая еврейская община. Вплоть до Катастрофы Европа была центром еврейства. На положение евреев в европейских странах всегда влияли два фактора: с одной стороны, европейские правители, по необходимости, проявляли к евреям известную терпимость, с другой - христианская церковь преследовала и притесняла их как <богоотступников>. С усилением церкви последняя тенденция взяла верх. С точки зрения христианства, уничтоженные и призираемые евреи олицетворяли незыблемость христианских догматов. Их жалкая участь истолковывалась как кара за неприятие Иисуса Христа в качестве <богочеловека>. Недаром на средневековых христианских иконах женщина с повязкой на глазах символизировала униженную еврейскую синагогу, а рядом с ней изображалась женщина, символизирующая победоносную христианскую церковь. Христианство считало, что евреи будут изгоняемы до тех пор, пока не признают <истинного> бога. Сотни лет церковь пропагандировала подобные взгляды, что не могло не наложить глубокого отпечатка на отношение христианского населения к евреям. Преследования, насилие, кровавые наветы стали нормой в христианских странах, где проживали евреи. История показывает, что евреи постоянно становились козлами отпущения во всех маломальских критических ситуациях, особенно в период войны и стихийных бедствий. Намеренная демонизация образа еврея церковью подготовила почву для обвинения целых общин в убийствах христианских детей, осквернении гостии, отравлении колодцев и вообще - в поклонении дьяволу. В средние века евреям часто приходилось делать выбор между крещением и изгнанием, а то и смертью. Тысячи евреев были растерзаны бушующими толпами, подверглись насильственному обращению в христианство или погибли на кострах инквизиции. Процветающие общины вынуждены были покинуть страны, где они жили веками, и скитаться по всей Европе в поисках убежища. К концу средних веков после многочисленных изгнаний большинство евреев сосредоточилось в странах Центральной и Восточной Европы. Несмотря на жесточайшие притеснения евреи остались верны своей религии и сохранились как народ. ...
Читать далее...