520

Услышать голоса пророков

November 22, 2003 Автор: рав Дов Бигон - No Comments

    В трактате Санедрин (91а) рассказывается о том, как обратились представители разных народов к Александру Македонскому с просьбой исправить «историческую несправедливость».
  Египтяне просили вернуть украденное у них в дни Исхода золото (хотя 210 лет они держали евреев в рабстве), а Ишмаэля сказали сыновьям Израиля перед лицом императора: «Земля Кнаан — она и ваша, и наша. Ведь написано же в Торе: «И вот потомки Ишмаэля, сына Авраама…», а потом написано: «Вот потомки Ицхака, сына Авраама…».
  Тогда ответил один из мудрых евреев, а звали его Гвиа бен Псиса: «В той же самой Торе написано: «И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку, а сыновьям служанок дал Авраам подарки и изгнал их от лица своего еще при жизни своей».
  Точно такая же ситуация возникает и в наши дни. Самые разные политические деятели, издавна привыкшие опираться на террор, обращаются к мировому сообществу с тем же предложением: «Нужно разделить Землю Израиля между евреями и последователями ислама, и тогда сами собой решатся все проблемы, заставляющие мусульман всего мира быть агрессивными и прибегать к терроризму как средству борьбы».
  Как европейцам, так и американцам следовало бы научиться не обращать внимания на них, а считаться со словами пророков о будущем еврейского народа и всего мира, которые содержатся в наших священных книгах.
   Такое предложение не должно вызывать усмешку: еще более ста лет назад в среде христиан-протестантов возникло движение, лидеры которого призывали внимательно читать книги еврейских пророков. Неплохо было бы и европейским политическим деятелям и американскому правительству представить себе будущие ступени развития еврейского народа и государства Израиль, исходя из предсказаний пророков. Тогда бы правящим кругам многих стран стало понятно, что не все подчинено нашей воле и в некоторых местах проходит красная черта, которую никому не дано переступить.
  Земля Израиля не принадлежит людям, и им не дано распоряжаться ею по своей прихоти. Об этом, в частности, говорится в первом комментарии великого еврейского мудреца Раши к Торе. Раши пишет: «Тора должна была бы начинаться со слов: «Месяц этот (нисан) да будет началом месяцев у вас», ибо эта заповедь (о новомесячии) — первая заповедь, которую получил Израиль. Почему же Тора начинается со слов «В начале сотворение Всевышним неба и земли»? Написано в Тегилим (111:6): «Силу деяний Своих поведал народу Своему, дабы отдать ему удел народов». И если скажут народы мира Израилю: «Обманщики вы, обманом захватили землю семи народов», — ответит им (Израиль): «Вся земля принадлежит Всевышнему, Он сотворил ее и отдал тем, кто был праведен в Его глазах; по воле Своей он отдал эту землю им (семи народам), и по воле Своей отобрал у них и отдал нам».
    Собирание рассеянных изгнанников и восстановление единства еврейского народа на Святой Земле предопределены со дня сотворения мира. Поэтому все разговоры о разделе территории Израиля между двумя народами — пустые, ничего не значащие слова, которые никто и никогда не сможет воплотить в жизнь.
   Из пророческих текстов можно легко представить себе этапы освобождения еврейского народа. Первая ступень — собирание изгнанников: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу» (Йехезкель. 36:24).
   Вторая ступень — процессы, приближающие весь народ к духовному возрождению: «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей, и от всех идолов ваших очищу вас» (Йехезкель, 36:25).
   Третья ступень — расцвет в земле Израиля и необычное увеличение численности населения: «…Так и эти города разрушенные наполнятся людьми, как овцами» (Йехезкель, 36:38).
   Четвертая ступень — единство всего народа: «И сделаю их народом единым в стране той на горах Израиля, и царь один будет для всех них царем, и не будут впредь двумя народами» (Йехезкель, 37:22).
   Возможно и такое, что многие правители попытаются воспрепятствовать процессам, которые должны привести к духовному лидерству еврейского народа. Но все их попытки заранее обречены на провал: «На горах Израиля падешь ты (царь, вышедший на войну с Израилем), и все отряды твои, и народы, которые с тобой» (Йехезкель, 39:4). И тогда восстановленный Храм станет центром, вокруг которого объединятся все люди: «И дом Мой назовется домом молитвы Моей для всех народов» (Йешаягу, 56:7).