518

Цветение земли

November 22, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

   В своей книге "Письма Хафец Хаима" рабби Арье-Лейб, сын Хафец Хаима, отмечает, что его отец считал современный ему период истории временем "поступи Машиаха".
  В главе "Краткая биография Хафец Хаима" он рассказывает: "В 1890-ом году, когда начали изгонять наших братьев-евреев из Москвы, начался массовый переезд в Святую Землю. Изгнанные семьи покупали земли, образовывали поселения, сажали виноградники.
   В то время я получил письмо от моего отца, в котором он обращал мое внимание на национальный подъем и на пробуждение большого интереса к идее возвращения на нашу землю, и высказывал предположение, что эти дни являются временем "поступи Машиаха", когда Всевышний вспомнил о Своем народе и начал собирание рассеянных, которое должно произойти перед приходом Машиаха. "Если бы это было в наших силах, – писал он, – следовало бы купить участок земли и переехать в Эрец Исраэль".
  В конце письма он отмечал, что "…Мар Аба верил всем сердцем, преисполненным святости, в то, что подобные события являются признаком времени "поступи Машиаха", а значит, в скором времени вернет Всевышний Свой народ на родину".
  По прошествии 28 лет, в 1918 году, после обнародования Декларации Бальфура и завоевания Земли Израиля английскими войсками, доктор Моше Зейдель спросил у рава Кука, является ли этот исторический период началом полного освобождения народа Израиля.
  Рав Кук положительно ответил на этот вопрос и добавил: "Однако началом этого периода следует считать тот момент, когда горы Израиля произрастили деревья, на которых появились плоды для народа Израиля, который вот-вот должен собраться в Святой Земле".
  Следует обратить внимание на то, что сын Хафец Хаима отмечает в качестве явного признака начала эпохи Машиаха зарождение в среде еврейского народа движения за переселение в Святую Землю, а рав Кук подчеркивает, что началом полного освобождения является тот момент, когда земля начинает давать плоды для народа, который только еще должен собраться в ней. Как же цветение земли связано с началом освобождения еврейского народа и его близящимся возвращением на родину?
  И Хафец Хаим, и рав Кук опирались в своих выводах на слова рабби Абы, приведенные в Талмуде: "Не найдешь ты более явного признака окончания изгнания еврейского народа, чем цветение Земли Израиля, ибо сказано (Йехезкель, 36:8): "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они" (Санедрин 98а).
  Объясняет Раши: "Когда Земля Израиля даст обильные плоды, приблизится время освобождения еврейского народа, и это самый явный признак начала нового времени". И опять встает вопрос: почему связал пророк начало освобождения именно с цветением Земли Израиля?
  Ответ находится в Торе, в книге Ваикра (26:32): "И опустошу Я Землю, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней". Мидраш поясняет: "В этом предсказании есть хорошая сторона. Сыны Израиля не будут говорить: "Из-за того, что изгнаны мы из земли, враги наши поселились на ней и пользуются всеми ее благами".
  Рамбан добавляет: "На протяжении всех изгнаний земля наша не будет принимать врагов наших. С того момента, как мы ушли из нее, не принимает она ни один народ и ни один язык. Все пытаются заселить ее, и ничего у них не получается".
  Следовательно, когда на небесах было принято постановление об изгнании народа Израиля, тогда же было принято постановление о запустении Святой Земли. И пока народ Израиля находится в изгнании, продолжается запустение. Поэтому и сказал рабби Аба, что в тот момент, когда Земля Израиля начнет цвести, можно будет сказать, что закончился срок наказания еврейского народа. И поэтому невозможно найти более точного признака окончания изгнания.

    Рабби Исраэль Меир а-Коэн из Радина, называемый "Хафец Хаим" (по названию одного из своих главных трудов) – великий еврейский мудрец конца 19-го – начала 20-го века, автор трудов "Хафец Хаим", "Агават Хэсэд", "Мишна Брура" и многих других, включая трактаты о законах служения в Храме. Один из величайших галахических авторитетов нового времени.