784

Шофар в Элуле

No Comments
Месяц Элул (который в этом году начинается 17-го августа), - последний из двенадцати месяцев года. Он в очередной раз подводит человека к первому Тишрея - началу нового года. Год начинается с возвращения к Началу. Круг замыкается в той точке, с которой он начался, чтобы взять новые силы и породить новый свет. Во всех синагогах мира после утренней молитвы раздается протяжный звук шофара. ...
Читать далее...
История создания государства Израиль

История создания государства Израиль

No Comments
Памятка преподавателю! ...
Читать далее...
Как одиноко стоит город…(из плача пророка Йеремияу о разрушении Йерушалаима и Храма)

Как одиноко стоит город…(из плача пророка Йеремияу о разрушении Йерушалаима и Храма)

No Comments
Вакф (международный исламский комитет) занят разрушительной работой на Храмовой горе. Там около четырех лет работают багеры и машины для распилки камней.. Это может нанести непоправимый ущерб с точки зрения галахи – мы не сможем определить, где стоял жертвенник, а только на его месте можно приносить жертвы. Вот тогда придется ждать пророка, чтобы, опираясь на свой дар, он указал нам место. То место, где когда-то Авраам положил на жертвенник Ицхака. А ожидание будет по нашей вине. Ведь можно было найти жертвенник и начать приношение жертвы песах, что можно делать даже в ритуальной нечистоте, которая отменяется (для необходимых постоянных жертв - обсуждается в трактате Псахим), когда весь народ находится в нечистоте. Арабы получили разрешение от кабинета главы правительства вывезти «археологический мусор» с храмовой горы. Храмовая гора – символ вечности еврейского народа. Ее пытались разрушить римляне в 68 году, но бросили, поняв безнадежность затеи. Если бы жгли Тору, мы бы молчали? А ведь эти камни обладают святостью! Их положено хоронить, если они вышли из употребления и должны быть заменены. Как по сердцу долбит арабский багер. Неужели нам все равно? Камни самого здания Храма до сих пор не найдены – пойди, знай, что они там разбивают на части эти уроды рода человеческого. Мировое сообщество проявляет в очередной раз лицемерие. С точки зрения археологии Храмовая гора – памятник номер один. Ценность памятников измеряется не только древностью и их сохранностью, но и количеством литературы, свидетельствующей о них. А больше, чем о Храме не написали даже о Трое (лехавдиль). Еще до этого были уничтожены «крысиные ворота», ведущие сквозь южную стену на саму храмовую гору. Эти уникальные сооружения были единственными в мире постройками двухтысячелетней давности, сохранившимися полностью. Арабы уничтожили фрески иродианской эпохи и лепку в этих помещениях, соорудив там современную мечеть. ...
Читать далее...
Ракетный обстрел Сдерот

Ракетный обстрел Сдерот

No Comments
В результате ракетного обстрела города Сдерот пострадало 33 человека. Десятилетний ребенок получил легкие ранения от осколка. Одна из пяти ракет «касам», выпущенных по городу, попала в торговый центр. В книге Шмуэль рассказывается, как Нахаш аАмони, узнав о том, что евреи поставили царя, решил посмеяться над ними. Он окружил город Явеш и разрешил его жителям послать гонцов за помощью. Зачем? Чтобы они убедились, что никто не придет спасать их. В то время у всех окружающих народов уже были цари. Царь воспринимает нападение на своих поданных, как на самого себя. Оскорбление их достоинства, как оскорбление, нанесенное лично ему. Нахаш аАмони считал, что евреи не являются народом, а, в лучшем случае, разрозненными коленами. По его мнению, евреи никогда не могли объединиться настолько, чтобы поставить царя. Шауль пришел на помощь жителям Явеша. Более того, он поднял на войну весь народ, собравшийся к нему из разных концов страны мгновенно. Достигли ли мы уровня сознания, чтобы быть народом? Или каждый готов отсиживаться в кустах, если напали не конкретно на него, а на другого и смотреть, чем дело кончится? Неужели 2000 лет изгнания превратили нас в отдельные, разрозненные общины и мы не можем подняться над общинным уровнем мышления? Не свалишь все на правительство. Но, кроме всего прочего, история Явеша показывает, что победивший на выборах может называться фактическим правителем только, если он защищает всех своих граждан. В противном случае – зачем он нужен? ...
Читать далее...
811

Нас “поддерживают и одобряют”

No Comments
В Америке организация христиан-сионистов готовит опрос общественного мнения. Планируется охватить выборку в миллион человек! Организаторы уверены в том, что подавляющее число опрошенных будет против реализации плана «Дорожной карты». Они хотят представить результаты опроса, показывающего отношение американских граждан-христиан к перспективе создания Палестинского государства. Инициатива проведения этого опроса принадлежит, в частности, организации «Американцы за сильный Израиль». Помимо Буша результаты опроса будут переданы всем членам Конгресса США и Республиканского национального комитета. Бюллетени планируется сложить на повозку и отвести к Белому Дому в сопровождении десятков тысяч демонстрантов. Возрождение еврейского народа на своей земле было предсказано пророками за много сотен лет до наших дней. О нем - на протяжении всех поколений после изгнания - говорили мудрецы, опиравшиеся на законы и принципы Торы. Примером описания наших дней людьми, наделенными Б-жественным даром видеть будущее, могут служить строки из книги пророка Йехезкеля: «И соберу вас изо всех земель, и приведу вас на вашу землю» (37). И мы действительно удостоились увидеть, как миллионы евреев, собираются на Святой земле, совершая исход из стран изгнания. Несмотря на то, что слова пророков обращены исключительно к еврейскому народу, они повлияли на всю европейскую культуру. Благодаря Торе и пророкам среди народов мира возникло представление о неслучайности всех событий и некоторой конечной цели, к которой стремится мир. Само понятие «машиах» («царь, призванный исправить человечество и даровать ему благоденствие»), которое легло в основу христианской религии, было заимствовано (в основном) из текстов Йешаяу (11 глава) и Зхарьи (12 глава). Представление о «конце света» было взято из книги Даниэля. ...
Читать далее...
Забастовки врачей и еврейский Закон

Забастовки врачей и еврейский Закон

No Comments
   В 1975, описывая аморальность забастовки местных врачей в Нью-Йорк Сити, я обратил внимание на то, что "забастовка врачей по любой причине, будет противоречить любому стандарту медицинской этики и морали”. Несмотря на мою симпатию к персоналу, я заметил, что когда врач оставляет пациента без оказания ему надлежащей медицинской помощи, это не является верной моральной позицией. В 1983 году в Израиле произошла длительная забастовка врачей, которая закончилась только после того, как обе стороны согласились подписать соглашения по зарплате и другим неразрешенным проблемам. В виду того, что многие из бастующих врачей были с евреями, соблюдающими заповеди, они обратились к авторитетным раввинам за советом по этому поводу. Раввины были единодушны в своём осуждении врачей, которые бастуя, отказывались помочь пациентам. ...
Читать далее...
Израиль обратился в Европейский Союз

Израиль обратился в Европейский Союз

No Comments
Израиль обратился в Европейский Союз с жалобой, что деньги, передаваемые Палестинской автономии в качестве гуманитарной помощи, используются для развития баз террористов и совершения терактов. Жалоба проверяется. До конца работы комиссии перевод денег остановить нельзя. Европейский Союз в последние дни перевел ПА 1,6 миллиона долларов для восстановления домов террористов и их семей, разрушенных Армией Обороны Израиля. Поощрение террора втянет Европу в необратимый процесс, когда правительства стран начнут все более явно и явно подчиняться требованиям террористов. Новым витком в отношениях Востока и Запада было требование Ирана, обращенное к Великобритании, предоставить Ирану технологию изготовления ядерных боеголовок. Ведь Иран, по его мнению, должен противостоять Израилю, являющемуся ядерной державой. Старушка Англия возмутилась. Теперь следует ожидать, какое давление окажет Иран. У него, безусловно, готов следующий ход - иначе бы и не начинал. ...
Читать далее...
778

Недельная глава Рээ: Противостояние “культурам”

No Comments
     «Ибо вы переходите Иордан, чтобы прийти и завладеть землей, которую Б-г Всесильный ваш дает вам, и вы овладеете ею и поселитесь на ней... Совершенно уничтожьте все места, где народы, которых вы изгоняете, служили божествам своим на горах высоких и на холмах, и под каждым зеленеющим деревом. И разрушьте жертвенники их, и разбейте столбы их, и деревья-идолы их сожгите огнем, и истребите имя их с места этого» (Дварим, 12:1-4).       А если идолы красивые? Или произведения искусства древности? Как быть? Бить или не бить?    Венеру Милосскую и Нику бить не надо. Нефертити — тоже. Во-первых, они находятся не в Израиле, а в Париже; во-вторых эти женщины совершенно не стоят международного скандала; в-третьих, они и так побитые: у одной нет рук, у другой — головы, еще у одной — только голова... А в-четвертых, им никто сегодня не поклоняется.     А если найти в Израиле настоящие предметы поклонения, имеющие художественную ценность или не имеющие ее? Тогда, теоретически, надо было бы бить. Но практически сегодня никто не разрушает «материальные ценности», даже если они являются объектами поклонения и даже если им поклоняются в Израиле, так как это запрещает государственный закон, а он в подобных случаях — доминирующий.  ...
Читать далее...
774

“Равравин Овадех” – “велики дела твои”

No Comments
...Холмы и долины лесистых иерусалимских гор. Здесь в годы Войны за независимость проходила известная «бирманская дорога», проложенная по лесным тропам в обход центрального шоссе, обстреливаемого арабской артиллерией. Уже во времена пророков здесь существовала густая цепь сельскохозяйственных еврейских поселений. В наши дни на одном из холмов раскинулся современный поселок Бейт Меир, названный в честь рава Меира Берлина (он же Бар Илан), одного из лидеров религиозного сионизма, сына а-Нацива — всемирно известного руководителя Воложинской йешивы (в начале XX в. находившейся на территории Литвы).   В Бейт Меир довольно развито сельское хозяйство: птицеводство, овощеводство. Но кроме того работающие там молодые пары в свободное время занимаются изучением Торы. Два месяца назад раввин этого поселения, рав Йоханан Фрид, пригласил меня принять участие в симпозиуме, посвященном теме осмысления еврейского героизма.    Зная, что в Бейт Меир меня возьмет еще один участник этого семинара по имени Моше, я поджидал его на главной иерусалимской «тремпиаде» у выезда из города, где десятки людей ловили попутки.   Вот остановилась машина, из нее выглянул водитель. Ба! Так ведь это не просто какой-то Моше, а полковник Моше Агер, начальник штаба охранной дивизии в Иудее. Вот с кем, оказывается, я буду вести этот симпозиум. Я знал, что Моше, мужчина гигантского роста с военной выправкой, оставил несколько лет назад кадровую службу и ныне является начальником штаба в запасе (т.е офицером, который периодически проходит подготовку, чтобы в случае войны сразу занять свою должность). Поскольку война в Иудее и Самарии не прекращается последние 5-6 лет, то он по сути — «штатский» человек в военной форме резервиста. Но у него есть и гражданская специальность — начальник элитарной военно-религиозной школы в районе Хеврона. Дело в том, что полковник Моше Агер успел закончить йешиву и имеет звание раввина. ...
Читать далее...
777

Не ходите в ресторан с кем попало

No Comments
   Трое пришли в ресторан, пообедали, и вот двое из них посовещались и решили, что третий должен платить. Вы думаете, наш несчастный безропотно подчинится мнению большинства и не будет возражать? «Большинство решает», — будут настаивать два умника. «Но ведь мы так не договаривались», — будет возражать бедолага, попавший в переделку. У тех двоих преимущество — они встанут и уйдут, а расплачиваться придется последнему.    Этот спор напоминает дискуссию, которая ведется в израильском обществе: правомерно ли оставить Газу и ликвидировать еврейские поселения, созданные там. Поселенцы, естественно, против, но значительная, а может быть и большая часть Израиля — за. В запале дискуссии один из израильских политиков сказал: может быть я ошибаюсь, но я большинство. Просчитать все заранее невозможно и как в песне поется «ведь жизнь покажет, ведь жизнь научит». Но важен не только спор, но и причина, по которой в израильском обществе постоянно возникают неразрешимые дилеммы. А причина простая — неразработанность понятий «демократия и закон».    Нас, приехавших из Советского Союза, часто обвиняли в том, что мы — выходцы из страны тоталитарного режима — понятия не имеем, что такое демократия и поэтому нам рано принимать участие в каких бы то ни было общественных и политических движениях. К слову сказать, нам все говорят, что мы ничего не понимаем: ультраортодоксальный мир заявляет, что мы получили атеистическое воспитание и куда уж нам тянуться за их полетом мысли и образом жизни; деятели науки и культуры говорят, что мы не знаем Израиля и потому не можем участвовать в его культурной жизни — разве что заниматься спортом. Вот и приходится терпеливо доказывать, что ты не белый медведь ни в религиозном, ни в культурном, ни в политическом, ни в научном плане. И терпеливо объяснять, что ты рос как еврей в сложной обстановке, получил определенное воспитание и образование, в отличие от целого ряда руководящих работников, политических деятелей, деятелей культуры и некоторых учителей поколения, которые никогда не задумывались ни над своим еврейством, ни над тем, как взять... нет, не миллион — как взять интеграл.    Оказалось, что в израильском обществе нет ни малейшего представления о том, что демократия не может существовать в отрыве от неизменного, неприкосновенного основного закона, обеспечивающего права маленького частного человека и защищающего его одного от всех, кто хотел бы разделить между собой его имущество. ...
Читать далее...