Забастовки врачей и еврейский Закон

Забастовки врачей и еврейский Закон

August 18, 2004 Автор: д-р Фред Розинер - No Comments

  

В 1975, описывая аморальность забастовки местных врачей в Нью-Йорк Сити, я обратил внимание на то, что "забастовка врачей по любой причине, будет противоречить любому стандарту медицинской этики и морали”. Несмотря на мою симпатию к персоналу, я заметил, что когда врач оставляет пациента без оказания ему надлежащей медицинской помощи, это не является верной моральной позицией.

В 1983 году в Израиле произошла длительная забастовка врачей, которая закончилась только после того, как обе стороны согласились подписать соглашения по зарплате и другим неразрешенным проблемам. В виду того, что многие из бастующих врачей были с евреями, соблюдающими заповеди, они обратились к авторитетным раввинам за советом по этому поводу. Раввины были единодушны в своём осуждении врачей, которые бастуя, отказывались помочь пациентам.

Право врачей и обязательство лечить.
Можно сказать, что, так как человек становится больным только через Божественное провидение, запрещено пытаться противостоять " божественной воле " путём терапии. Тем не менее, библейскую фразу "и излечат и вылечат" мудрецы Талмуда истолковали как разрешение лечить, которое дано Б-гом врачам. В еврейском законе, врачу не только разрешено практиковать лечение-это является его обязанностью, если он хочет стать врачом.

Заповедь Торы об излечении основана на двух заветах из Торы: "и возвратишь ты ему" подразумевается утерянное имущество. В своём комментарии к Мишне, РАМБАМ подчёркивает, что "заповедь из Торы врачу излечить больного, и это включается в объяснение фразы из Торы "и возвратишь ты ему". Таким образом, Маймонид, вслед за Талмудом полагает, что закон возвращения утерянного имущества включает также восстановление здоровья. Если человек "потерял своё здоровье" а врач может восстановить его, он обязан сделать это.

Вторая заповедь Торы для врача, основана на фразе "ты никогда не должен оставаться безучастным к крови твоего соседа." Отрывок подразумевает обязанность человека оказывать необходимую помощь своему ближнему. Врач, который отказывается лечить, что в свою очередь ведёт к страданиям и (или) к смерти пациента, также будет виновным в нарушении этой заповеди.

Некоторые учёные особенно Маймонид, утверждает, что лечение и излечение больного не только разрешено Еврейским законом, но и является обязанностью. Рав Йосеф Каро, в своей Системе еврейского закона, совмещает обе мысли:
Tора разрешает врачу лечить; более того, это закон, который включён в категорию спасения жизни; и если врач задерживает предоставление своих услуг, то это будет считаться как кровопролитие.

Если кто-то спросит, почему Б-г предоставил врачам право и даже приказ излечить больного, ему можно предложить следующее объяснение. Кардинальный принцип иудаизма заключается в том, что человеческая жизнь представляет собой огромную ценность, и очевидно, что факт сохранения человеческой жизни предшествует выполнению всех заповедей Торы кроме трёх: идолопоклонство, убийство и запрещенные сексуальные связи. Ради сохранения человеческой жизни, можно нарушить законы Шаббата и даже законы Йом Кипура, а также все другие законы за исключением трёх вышеупомянутых. Человек, сохраняющий одну жизнь как – будто "сохранил весь мир". Заповедь сохранения жизни, является как индивидуальной, так и общественной.
Конечно врач, у которого есть знания и опыт обязан использовать свои знания в области медицины для того, чтобы излечить больного и, таким образом, сохранить и продолжить жизнь.

Компенсация и гонорары врачей.
Фраза из Торы "и леча, он излечит "фактически относят к компенсации медицинских расходов, возникающих от личных травм; обычно это переводят "и заставит его быть излеченным." Расходы, связанные с лечением являются одним из 5 пунктов компенсации ,которые изложены в Торе. (подробный анализ вознаграждений врачей обеспечен в другом месте.) кратко суммировано, врач озаглавлен к разумно гонорарам и компенсации для его обслуживаний. Во времена Талмуда, когда врачи, раввины, учителя и судьи не только служили общине, но также имели и другие профессии и занятия, их компенсация была ограничена. В наши дни, когда врачи не имеют никаких других занятий, они могут получить полную компенсацию в полном объёме.

Чрезмерные гонорары отбивают у врачей охоту лечить, однако они не запрещены, если пациент заранее согласен на вознаграждение врачу. Однако если пациент бедный, то его нужно лечить без вознаграждения.

Забастовка врачей и еврейский закон.
Забастовка израильских врачей, которая состоялась в 1983 году, привела к серии раввинских решений о неуместности и противозаконности забастовок. Забастовка происходила поэтапно. На первой стадии врачи как обычно говорили о выполнении своих обязанностей в государственных больницах, но просили вознаграждений у пациентов, которые искали помощи в больницах. На второй стадии была частичная забастовка врачей в больницах и основание ими собственных клиник, где они лечили больных за вознаграждение. На третьей стадии почти все врачи (кроме военных) отказались говорить о своих обязанностях в правительственных больницах и клиниках. Врачи просто ушли в отпуск или вовсе не появлялись. Это продолжалось три дня, во время которых врачи предоставляли неполный перечень услуг (стадия 4). На пятой стадии происходила голодовка врачей, которая началась в больнице Сорока в Беер-шеве и распространилась в большинстве больниц по всей стране. На последней стадии была продолжительная голодовка до тех пор, пока стороны не согласились предоставить свой спор на рассмотрение арбитражного суда. Этот этап продолжался менее чем два дня.

В тот день, когда началась забастовка на третьем этапе (22 -го мая, 1983 года), в больнице Шаарей Цедек и в других местах в Израиле было опубликовано постановление раввинов Ицхака Яакова Вайса и Шломо Залмана Авербаха. В письме адресованном "к администрации больницы и её врачам" раввины написали:

Мы слышали, что есть врачи, которые оставляют свою работу в больнице и покидают своих пациентов. Ситуация такова, что число врачей имеющихся в наличии в больнице меньше чем на святом Шабате.
Поэтому вы обязаны обеспечить наличие соответствующего медицинского персонала в больнице не меньше, чем обычно бывает на Шабате. Все врачи обязаны выполнять перечисленное выше. Мы потребовали, чтобы это наше было передано всем врачам в больнице.

Это постановление раввинов не было издано на ранних этапах забастовки, но только начиная с третьей стадии, что привело к возникновению опасности жизни пациентов. Спустя месяц началась голодовка. Проблема физической слабости врачей, стала следующей проблемой, которая заботила еврейских законодателей.

В письме, датированном 8 Тамуза 5743 года, адресованном к профессору Розену, Администратор больницы Шаарей Цедек раввины Вайс Авербах писали:
Мы услышали, что есть врачи, которые хотят продолжать голодовку. Мы сообщаем вам, что, согласно Торе человеку не позволено делать то, что может нанести ущерб человеку, например, голодовка. У РаМбаНа написано: "человеку запрещено наносить ущерб себе или своему ближнему."(РаМбаН, Умазик 8:1).Конечно врач, который так делает – виновен в кровопролитии "(Шулхан Арух, Йоре Деа 336). Мы потребовали, чтобы это наше правило было передано всем врачам в больнице.

Почти все врачи больницы Шаарей Цедек последовали правилам раввинов и сообщили о своих обязанностях.
Во время последнего этапа забастовки, два главных раввина Израиля: рабби Авраам Кахане Шапира и рабби Мордехаем Елиягу издали правило, в котором говорилось:
По просьбе врачей, которые обратились к главным Раввинам Израиля для того, чтобы изучить правила Галахи, которые касаются забастовок врачей, мы полагаем, что если их запрос вызвал спор в арбитражном решений суде, то таким образом это оправдывает их прекращение оказания медицинских услуг пациентам. Однако учитывая то, что стороны конфликта согласны урегулировать финансовые проблемы в арбитражном суде ,то в этом случае врачам категорически запрещено прекращать оказывать услуги пациентам ,которые нуждаются в помощи ,а вышеупомянутое разрешительное правило недействительно.
Таким образом, врачи обязаны прекратить забастовку, в том числе и голодовку, и вернуться на работу немедленно, чтобы не нарушить негативную заповедь "Не оставайся равнодушным к своему ближнему"

Другие раввины также выразили свои мнения по этому поводу. Рабби Ицхок Зильберштейн полагает, что община обязана обеспечить врача достаточным доходом так, чтобы он смог жить нормально, и, таким образом, мог заботиться о серьезно больных пациентах. С другой стороны, врачу строго запрещено отказывать в помощи таким пациентам, запрещено даже говорить о вознаграждении.

Раввин Моше Hа-Леви Штейнберг полагает, что так как еврейский врач обязан излечить больного, то нелогично полагать, что он может бастовать из-за финансовых причин. Врач не может оставаться в стороне от этой заповеди из Торы. Они могут конечно попросить вознаграждение могут попросить соответствующее вознаграждение, однако финансовые требования не могут приводить к забастовке, которая может подвергнуть к угрозе жизни.
Самое широкое обсуждение забастовки израильских врачей было представлено бывшим главным раввином Шломо Гореном. Рабби Горен запрещал бастующим врачам отказывать в предоставлении помощи пациентам, которые нуждаются в госпитализации несмотря на то, что он не возражал против основания врачами своих собственных клиник и требования вознаграждения за свои услуги. Таким образом, рабби Горен приказывал бастующим врачам вернуться к исполнению своих обязанностей.

К сожалению как показал рабби Дж. Давид Блайх у бастующих докторов не было причины верить в то, что их работодатель, (правительство Израиля) будет придерживаться еврейских законов. Рабби Блайх полагал, что утверждение Рабби Горена о том, что если врач прежде всего обуславливает своё вознаграждение он может получить своё вознаграждение сполна. Этот галахический принцип действителен только тогда, когда есть другой компетентный врач.

Очевидно, что когда потенциальная угроза жизни, вызванная отказом врачей в предоставлении своих услуг, все раввины согласились, что врачи обязаны, согласно Галахе оказывать свои услуги даже, несмотря на личные финансовые потери. Рабби Блайх ссылается на современного авторитета рабби Йегуду Лейб Зирельсона (Респонса Ацей ha- Леванон № 1), который считал, что обязанность врача лечить больного в случае когда нет угрозы жизни ничем не отличается от случая, когда опасность жизни присутствует.

Не понятно заключали ли бастующие врачи контракт со своим работодателем и если да, то включал ли этот контракт пункт, в котором шла речь о недопустимости забастовок Также не понятно как можно было этот пункт ( если он был) привести в жизнь. С другой стороны врачи "заключили контракт со Вс-вышним " так как у врачей есть заповедь излечить. Таким образом, вопрос о наличии или отсутствии контракта между врачами и их работодателями кажется неадекватным. Врачи не должны бастовать, так как, бастуя, они нарушают заповедь Торы "Не оставайся равнодушным к своему ближнему ".

Означает ли это, что врачи не должны уходить в отпуска? Даже принимая во внимание тот факт, что в больнице есть такие же врачи, как и данный конкретный врач, некоторые пациенты могут настаивать на своём враче, которому они доверяют больше чем другим. В Талмуде написано: "не каждый врач может вылечить пациента "

Заключение
Главный принцип иудаизма состоит в том, что жизнь человека стоит на первом месте. Ради сохранения человеческой жизни можно нарушить Шаббат , и даже Йом Кипур. Как было показано обязанность спасения жизни лежит как на конкретном человеке, так и на обществе в целом. Конечно врач, который является специалистом в своей области, обязан применить все свои знания для лечения болезни

По материалам сайта www.daat.ac.il
Перевёл Яков Герштейн.