1

О времени нашем

December 21, 2010 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

25 числа месяца Кислев 2448 года от сотворения мира (1312 до н.э.) в пустыне было закончено строительство Мишкана. 25 числа месяца Кислев 3320 года от сотворения мира (370 до н.э.) вернувшиеся из Вавилонского плена вновь зажгли огонь на жертвеннике и принесли жертвы на горе Мория, возле разрушенного Храма. 25 числа месяца Кислев 3622 года от сотворения мира (138 до н.э.) Йеуда Макаби очистил Храм, оскверненный сирийскими захватчиками, и возобновил служение, принеся жертвы Всевышнему. Это событие праздновали восемь дней. О кувшине с чистым оливковым маслом, которого должно было хватить только на одну ночь, и о горении меноры на протяжении восьми дней никто не говорил – люди праздновали возобновление жертвоприношений в Храме. Если бы не было разбито изображение Зевса, установленное Антиохом в Святая Святых, победа над сирийцами не была бы победой.

25 числа месяца кислев 5771 года, в первый день Хануки этого года, вспыхнул пожар на горе Кармель, бушевавший в дни праздника света. Сорок четыре человека погибли от огня, охватившего гору. Не все из погибших евреи, были среди них и друзы. Но цифра сорок четыре врезалась в сознание.

Сорок четыре… Что это за число?

Это число свеч, которые зажигают в Хануку. В первый день – две, в последний – девять, вот и получается сорок четыре.

И боль велика. Прекрасные люди погибли. Среди них – те, кто мог спастись, но не захотел оставить своих товарищей в огне. Ради их светлой памяти необходимо сказать, что Всевышний не шутит с нами. Он разговаривает с нами, и хочет, чтобы мы что-то поняли, извлекли урок из произошедших событий.

Может быть, пламя на горе Кармель должно было научить нас тому, что наша Ханука не настоящая, и свечи, которые мы зажигаем, – лишь слабый огонек. Они не горят, не пылают любовью к Б-гу настолько, что любое осквернение Его имени становится невыносимым. А сила духовного огня в наших душах, огня, который горит, но не сжигает, должна была бы быть не слабее, чем сила пламени, бушевавшего на горе Кармель.

Рассказывая о чуде с маслом, которое вместо одного дня горело восемь, мы забываем о том, что Ханука – праздник освящения Храма, который стал возможен благодаря победе над приверженцами эллинизма. А также и о том, что победителями стали люди, которые были способны бросить щиты, идти в бой и побеждать только с мечами в руках, так как верили, что Всевышний защищает их и отдал врага в их руки.

И сегодня следует спросить себя, готовы ли мы проявить самоотверженность в борьбе за землю Израиля? Не только за территорию, но и за ее святость? Способны ли мы сказать правду? Сказать, что эту землю дал нам Б-г – нам и никому другому. Чтобы мы, распространив знания о Нем среди народов, освятили Его имя и чтобы построили Храм, который озарит светом всю вселенную.

Но для нас сказать правду часто труднее, чем выйти в бой с врагом. И мы едим в пончики-суфганиет, полагая, что делаем святое дело, потому что оливковое масло, которое добавлено в них, просветляет наши глаза.

Но кто же нам разрешил подменять нездоровой пищей (в которой оливкового масла и в помине) борьбу за возведение Храма, борьбу за возобновления служения в нем?

На гору Кармель когда-то спустился огонь с небес и сжег жертву пророка-ревнителя Элиягу а-нави. Сразу же после этого чуда он предложил сыновьям Израиля решить, за кем они пойдут: за Ваалом или за Всевышним – ибо нельзя постоянно перепрыгивать с одного на другое. И тогда сыновья Израиля ответили ему: «Б-г – Он Всесильный». После этого пошел дождь, которого ждали три года.

Не огонь ли Элияу загорелся на горе Кармель, призывая нас перестать перепрыгивать с одного на другое и наконец решить, кто дал нам землю?

Если ООН – так служите народам мира. А если Б-г – то служите Ему. Но только помните, что если землю дали народы мира, то они же и заберут. А если Б-г – то Он ничего не забирает. Есть только одна проблема – удержать Его дар.