784

Шофар в Элуле

August 21, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Месяц Элул (который в этом году начинается 17-го августа), – последний из двенадцати месяцев года. Он в очередной раз подводит человека к первому Тишрея – началу нового года. Год начинается с возвращения к Началу. Круг замыкается в той точке, с которой он начался, чтобы взять новые силы и породить новый свет.

Во всех синагогах мира после утренней молитвы раздается протяжный звук шофара.

Не серебряные трубы поют, а шофар – рог животного, природный, а не созданный руками человека. Потому что возвращение, о котором говорит шофар, изначально. Оно такое же древнее, как сам мир. Древнее мира. И его природный нерукотворный звук заставляет содрогнуться все существо еврея. В нем различим какой-то тяжелый стон, доходящий до мозга костей – подобное откликается на подобное. Ведь рог – из того же "материала", что и основа, на которой держится наша плоть, и его вибрация проникает в глубину человеческого тела. И тогда "все кости мои говорят: "Справедливость Твоя – неприступные вершины гор, суды твои – бездна глубокая. Людей и скот спаси, Б-г" (Теилим, 36:7). Иными словами, само тело начинает молиться: "Что наша жизнь… Нет у нас заслуг. Но ведь велика милость Твоя, и животных, наполняющих Твой мир, спасаешь Ты!" Так просят наши кости.

А душа… У нее свой язык, и эти тревожные звуки напоминают ей тот момент, когда ее с силой вдохнули в ноздри родившегося человека.

В нашем мире живет, передвигается и клокочет нечто, что невозможно выразить словами. То высочайшее, что, оставаясь непостижимым, не поддается определению на речевом уровне, но постоянно озаряет нашу душу. Подобно космическим лучам, которые пронизывают все, но порой не могут быть зафиксированы ни одной электромагнитной ловушкой.

Первосвященник единственный раз в году, в День Искупления, заходил в Святая Святых Йерушалаимского Храма. Он приносил воскурения и выходил, не произнося ни слова. Там нет места словам, ибо все понятия – и пространство, и время – теряют свой обыденный смысл.

Так и шофар подхватывает душу и влечет ее в заоблачные выси – туда, где, как воск, тают все грани этого мира. Шофар возвращает душу к Источнику. И душа поднимается туда, где пространство и время теряют свой обыденный смысл. К Тому, от Кого она отсечена. К Тому, с Кем она неразрывно связана. К Тому, от Кого она постоянно получает жизненные силы.

Возвращение… Ради него был создан мир.

Возвращение… Оно раньше мира. Оно – цель мира. Ради него все крутится, вертится, рождается и умирает.

Возвращение к Источнику. Разве можно выразить словами стремление души к Творцу? "Как лань стремится к источникам вод, так душа моя рвется к Тебе", – восклицает царь Давид. "Душа моя ждет Тебя с большим нетерпением, чем те, которые ожидают утра, когда они не могут дождаться утра", – говорит он. "Только потяни меня – и помчусь за Тобой", – описывает стремление души к Творцу царь Шломо.

Изначальное, природное, непобедимое стремление души к Творцу заложено в звуке шофара. Ему бесполезно сопротивляться. Замри на том месте, где тебя застал этот звук, доносящийся из синагоги, и слушай, слушай его и отдайся ему.