224glava1

Недельная глава Ваешев. Возвращение в Шхем

December 16, 2006 Автор: рав Йосеф Кармель - No Comments

Изгнание еврейского народа  в Египет начинается в тот момент, когда Яаков просит  Йосефа проведать его братьев, пасущих скот возле Шхема. И поскольку история, приведшая к спуску в Египет, связана с этим городом, стоит вспомнить о той особой роли, которую Шхем сыграл в жизни Яакова и его семьи.

Перевод Торы на арамейский язык, выполненный Йонатаном бен Узиэлем, говорит, что Яаков хотел испытать своих сыновей, зная, что Шхем для них – опасное место. Незадолго до того Шимон и Леви уничтожили всех мужчин Шхема за надругательство над их сестрой Диной, и Яаков опасался мести со стороны жителей соседних городов (см. Берешит  34). Рав Нахшони утверждает, что зерна египетского рабства были посеяны вместе с убийством жителей Шхема, так как именно это событие косвенным образом заставило Яакова отправить Йосефа в опасный путь к братьям.

Учитывая эту связь происшествия в Шхеме с миссией Йосефа, нельзя не заметить горькую иронию в логической цепочке событий. Шимон и Леви, которые были главными оппонентами Йосефа среди братьев (так говорит Раши), ранее объясняли своё необузданное поведение в Шхеме такими словами: «Неужели как с блудницей будет он поступать с сестрой нашей?!» (Берешит, 34:31). Тогда братские чувства взяли верх. И вот, во время следующего посещения окрестностей Шхема, они предают своего брата. Конечно, они полагали, что Йосеф опасен для них. Но разве не сами они сказали Яакову, что стоит рисковать не раздумывая ради своих братьев и сестер?!

Можно объяснить разговоры, которые ведет Йосеф, уходя от отца и по дороге, следующим образом. Отец говорит ему: «Я знаю, что братья недолюбливают тебя. Но сейчас они возле Шхема, поэтому не волнуйся» (см. Берешит 37:13). Другими словами, именно там, возле Шхема, они доказали свою братскую преданность, и поэтому не причинят тебе зла. Однако человек, которого встречает Йосеф по дороге (Раши пишет, что это был ангел), говорит ему, что его братья ушли из Шхема. Иными словами, они больше не испытывают братской любви, которую продемонстрировали в Шхеме когда-то.

Теперь мы можем в полной мере оценить упрек, который предъявляет Яаков своим сыновьям Шимону и Леви перед смертью. Он осуждает их за два проступка: 1) убийство жителей Шхема; 2) желание убить Йосефа (Берешит 49:6). Можно было бы сказать, что общий знаменатель двух поступков – неконтролируемый гнев. Однако можно понять укор Яакова более тонко. Он указывает братьям на их лицемерие на примере двух случаев: если вы оправдывали братскими чувствами резню в Шхеме, как же вы потом там же предали и попытались убить Йосефа?!

В конце концов братья искупают свою вину, и им удается «вернуться в Шхем». Когда Биньямин попался в ловушку, подстроенную Йосефом, братья вновь проявили свою готовность отдать жизнь ради спасения брата – теперь Биньямина. Выходит, однако, что по-настоящему чувство братской любви присуще именно Йосефу. Он не разрушал целый город – он смог победить в себе присущую человеку жажду мести (имея на это полное право) ради любви к братьям. В унисон поступку Йосефа царь Шломо говорит: «Владеющий собою лучше завоевателя города» (Мишлей 16:32). Это и есть Йосеф – праведник, похороненный в городе Шхем.