435

Тогда и сейчас

August 23, 2003 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

 Так же, как возвращение на свою Землю в эпоху исхода из Вавилона и возведение Храма вернуло сынам Израиля достоинство в глазах окружающих народов, так и возрождение государства Израиль в наше время изменило отношение всех племен земли к евреям: народ, сумевший в невероятных условиях ценою многих жизней реализовать национальную идею, выглядит в глазах всего мира совсем иначе, чем люди, никогда не предпринимавшие попытки объединиться и изменить свое бесправное положение. 

  До возникновения национального еврейского государства право народа на существование не признавалось даже теми странами, где евреи составляли значительный процент населения; само существование Израиля изменило отношение к евреям также и в странах диаспоры.
  Различие между эпохой Второго Храма и нашим временем заключается в том, что тогда имело значение не только физическое возвращение на свою прежнюю территорию, но и возрождение национальной идеи — идеи служения единому Б-гу, который не замедлил — пусть не в полной мере, но с достаточной очевидностью — проявить Свое присутствие в Храме. В наше же время, когда духовная составляющая во всем мире во многом утратила свое значение, принципиальную роль сыграл сам факт возрождения государства после двух тысяч лет изгнания.
  Нельзя, однако, отрицать вернувшееся в наши дни значение еврейского народа как носителя идей служения единому Б-гу и преобразования всего мира, которое должно, как предсказывали пророки, начаться с возвращения сынов Израиля с четырех концов света. По мере того, как создание государства становилось все более реальным, все труднее было оспаривать факт существования народа, который до сих пор отрицали как христианская доктрина и деятели церкви, так и государственные и политические круги. Все они рассматривали еврейские общины стран рассеяния как остатки изжившей себя формации, обреченной на отмирание на том или ином этапе общественного развития.
   Исполнение пророчеств о собирании рассеянных лишило отцов церкви возможности придерживаться основного догмата своей веры, гласящего, что еврейский народ в результате своих многочисленных грехов был отвергнут, изгнан и уступил свое место христианам, заключившим новый завет с Б-гом.
   Как и в древние времена, в наше время единства еврейского народа на основе общей веры, приверженности законам Торы и общинной жизни было недостаточно, чтобы самоутвердиться и занять достойное место на политической карте мира.  
   Потребовалась напряженная борьба за обретение своей древней территории, чтобы в глазах народов мира стать неподражаемым примером борьбы за свободу нации и любви к собственной родине. 
   Две тысячи лет рассеянный народ, лишенный территориальной целостности и языкового единства, сохранялся чудом, вопреки законам развития человеческого общества, но это чудо обрело смысл лишь с его возвращением на родину.