349

Об отделении сионизма от религии

May 31, 2003 Автор: рав Авраам Ицхак Кук - No Comments

 

…Религия в Израиле — свет Господа в душе народа, яркое выражение его самостоятельной внутренней жизни; то, что давало и дает ему все; то, что возносит его на высшую из высот земли, ставя его в положение учителя всего человечества. Неужели возможно, чтобы жизненное движение народа было отделено, оторвано от этого источника его жизни? Надежда на наше возрождение неизмеримо выше желания быть малыми или большими учениками культурной, цивилизованной Европы, чье счастье сомнительно. И поэтому сионизм должен возвратиться к источнику жизни нации с вершин скал, и недопустимо, чтобы у него не было ничего общего с религией. Это низкое и позорное подражание…

…Наше стремление подняться и быть народом является стремлением не в духе современной литературы – хотя мы, как люди высокой культуры, вобрали в себя общечеловеческие ценности – а в духе Торы и наших пророков, в духе Господа, Б-га Израилева; Его дух пребывает на народе Его, и народ не может отстраниться от Учения и его возрождения, ибо оно – наследие общины Яакова. Б-жественные идеалы, которые есть жизнь Торы и пророчества в духе нашем, – это будущее мира, а наше возрождение направлено на воплощение их в жизнь. Мы стремимся стать в центре человечества с нашим древним высоко поднятым знаменем, которое является для нас вечной гордостью. Мы будем нести это знамя, имя нашего Бога, и как было это испокон веков, не заменим его никаким другим знаменем, даже новейшим из новых.

* * *

 

Сионизм не сможет доказать свою правоту тем, что он является «современным» движением. Ибо не все «современное» справедливо и правильно. Жестокая война также является «современным движением», но сколько в ней жестокости и беззакония! К тому же сама «современность» не может идти своим путем, не спрашивая мнения всякого встречного. Более того, в «современном движении», основанном на определенном могучем принципе, человек, признанный опасным для этого принципа своими мнениями, высказываниями или действиями, не может быть включен в состав движения в качестве приемлемой силы. Духовная жизнь народа Израиля является его вечным оплотом, в ней он находится в большей безопасности, чем народы, укрывающиеся за высокими стенами своих царств: и мы не можем допустить, чтобы эта твердыня, эта стена была отдана на произвол каждого, кто хочет метать в нее камни, чтобы пробить в ней брешь…
…Вопрос о «политическом» и «религиозном» 1 является второстепенным. Становится очевидным, что значение Израиля и Страны Израиля стоит над привычным содержанием «политического» и «религиозного». Когда возвращение к стране и государственности укрепит в народе его дух, древние свойства народа проявят себя, и дух пророчества в его Б-жественном величии выйдет из своего укрытия и вознесется над всякой «свободой слова», случайной и мнимой, которая является теперь традицией в странах, соблюдающих правила приличия, руководствуясь критериями нашего времени. И наступит день, когда из сил Израиля выйдет религиозное движение, связанное с коренным переворотом, чтобы выплавить и удалить все примеси идолопоклонства и грубой приверженности к материальному, примешанные к духу народов и к различным религиям, для того чтобы очистить все системы человеческого духа, подготавливая его к абсолютному миру и абсолютной свободе. «И удалю кровь его с уст его и мерзости его из зубов его, и он тоже будет Богу нашему», и «в театрах и цирках за пределами страны будут князья Иегуды обучать многих Учению» (Талмуд, Мегила 5). И мы выйдем тогда за пределы частного вопроса, является ли оно [то учение, о котором говорят мудрецы Талмуда] политическим учением, возвещающим мир и свободу, – согласно мнению Тосафот, обращающих внимание на то, что речь идет о домах для несвятых собраний (цирках и театрах); или же это религиозное Учение, излучающее свет познания Божественной истины и любви к путям Г-спода в жизни человека и общества в целом, как полагает Раши. Мы будем выше этого вопроса. Иначе говоря: государство будет «Страною Израиля», и избранность Израиля во всей ее чистоте будет господствовать в нем. И если вначале оно и будет страдать от каких-либо духов брожения2, все успокоится и придет к согласию благодаря свету жизни из источника Вечноживого, Который желает возродить Свой избранный народ на Своей прекрасной земле.

 Политический сионизм (основатель – Теодор Герцль) и религиозный сионизм (у истоков которого стояли выдающие мудрецы Торы – рав Калишер, рав Алкалаи и др.) – два основных течения в еврейском национально-освободительном движении 19-го – начала 20-го века.

2 В данной статье рав Кук пишет о существовавшем в его время и отчасти существуещем до сих пор споре о том, какой характер должно носить еврейское государство в Земле Израиле: характер государства Торы, построенного в соответствии с вечной еврейской традицией и словами пророков (это – основа учения религиозного сионизма); либо оно должно носить характер современного демократического государства, построенного по европейскому и общепринятому образцу, но заселенного евреями (такую платформу защищал светский политический сионизм). Как мы видим, рав Кук приходит к выводу, что политический и светский аспект государства не могут существовать вне религиозно-духовного контекста, а спор о доминирующем значении политического или религиозного аспекта в конце концов сам собой утратит смысл, как только еврейский народ займет по праву принадлежащее ему место «наставника народов», и сведется к спору мудрецов о том, какие законы народы мира должны в первую очередь перенять у евреев – законы устройства общества или законы духовного служения.