960

Назревает культурная революция

February 19, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

   Как правило, «духовная» абсорбция репатриантов в Израиле основывается на посылке, что для обретения настоящего «еврейского менталитета» необходимо отказаться от своего мировоззрения, от всех своих знаний и представлений, выработанных и накопленных в прошлом. Это общая позиция как для светских кругов так и для религиозного Израиля.

  «Мы работаем и служим в армии, а все остальное только забивает голову чужими проблемами», – декларирует секулярный сектор. «Никаких посторонних книг, и поменьше думать, чтобы больше верить», – заявляют религиозные преподаватели.

  Естественно, что такой «наезд» у вновь приехавших да и у тех, кто уже давно в Израиле, вызывает резкий протест. Такая педагогическая деятельность приводит к неприятию «воспитуемыми» всего, что связано с еврейской традицией и культурой. Причиной является неосведомленность многих преподавателей в сфере достижений современной науки, в вопросах истории и философии, незнакомство с еврейской литературой, как духовной, так и художественной, незнание еврейского закона и комментариев. А взамен тех человеческих ценностей, значение которых они непременно стремятся приуменьшить, а иногда и совсем перечеркнуть, им нечего предложить. До сих пор не создано методики преподавания и не определены требования к преподавателям, которые могут быть допущены к работе с людьми, в том числе и с детьми.

  Но существует проблема и другого порядка: многие наши «земляки», замыкаясь в своем кругу и продолжая творить «в лоне русской культуры», попадают в положение «эмигрантов на родине». И хотя ни у кого нет права навязывать кому бы то ни было свои взгляды или высказывать претензии, и «мы сами себе выбираем маршруты, находим надежных и верных друзей». Но, в конечном итоге, есть в этом какая-то глобальная нечестность по отношению к себе и к своему народу. Ну, хорошо, раньше было трудно разобраться: ни одной книги, кроме учебников по научному атеизму, ни одной передачи по телевизору, ни одного звука по радио, ни строчки в учебниках, чужая земля, чужие ценности. Но теперь-то…

  Все вокруг дышит трехтысячелетней историей и прошлое сливается с настоящим, рождая будущее. От политики до супермаркета – все связано с нашей традицией, сформировавшей наш характер и отношение к жизни. Ну, как же не поинтересоваться?! Ведь культурные люди даже в турпоездках стараются понять обычаи и верования народов, среди которых они передвигаются какие-то две недели. А у себя дома, живя среди своих братьев, многие искренне верят, что понятия добра и уважения к человеческой личности были неизвестны древним иудеям и родились в эпоху строительства коммунизма. Кто-то даже не подозревает, что «возлюби ближнего своего как самого себя» было произнесено не основоположником христианства, а за тысячу триста лет до него было записано в книге «Ваикра». В Советском Союзе, в еврейских семьях считалось, что ребенка нужно знакомить с классическими произведениями искусства, а взрослый должен хорошо разбираться в живописи и музыке. И вот, перелистывая сегодня альбом репродукций картин Брюллова и натолкнувшись на полотно «Нашествие Гензериха на Рим», еврей будет продолжать считать себя таким же культурным человеком, как и 15-20 лет назад…

  Но ведь если раньше достаточно было восхититься красками и композицией, то в наше время нельзя не понимать сюжет полотна. Там, в нарисованном Риме, ночь, над городом поднимается дым, на заднем плане полыхает огонь, мечутся люди, победители грабят, побежденные разбегаются. В центре всадник – варвар из германских племен, рядом с ним грабители тащат куда-то золотую менору: варвары разграбили сокровищницу Ватикана, и вытащили из нее сосуды разрушенного римлянами Храма, и теперь завяжут в узлы, и перевезут в свои земли. Менора – символ еврейской души, ее трагедии, надежды и вечного горения. И сегодня уже противоестественно просто разглядывать картинки и, как и прежде, не знать, не замечать и принебрегать историей своего народа. Неужели, перечитывая «Айвенго», можно не задуматься над тем, что во время первого крестового похода (1095 год) была уничтожена Вормская община великого комментатора Торы Раши и о том, что личным врачом Салах Ад Дина (Саладина), с которым сражался Ричард, Львиное сердце, был не кто иной, как великий Маймонид, родившийся в Кордове в 1138 году. (Девять веков спустя Маймониду, заложившему многие принципы как натуропатии, так и классической медицины поставили памятник в этом городе.)

   Что же получается? «Айвенго» наш, а все остальное – непонятное и чужое? Неужели упоминание об открытии Америки (1492 г.) не напомнит об изгнании из Испании (1492 г.)? Неужели развитие философии и искусства второй половины 16-го века не свяжется с изгнанием евреев из Испании? Неужели никому не будет интересно, что стало причиной философских исканий Баруха Спинозы, марана, семья которого перебралась в Амстердам? Кто же потрудится восстановить картину мира, по которой Советская власть, прошлась типексом в каждом месте, где должно было появиться упоминание о евреях? Да, и только ли советская власть…

  Никто не хотел и не хочет замечать след, оставленный нами в истории. Но это не суть важно. Важно только то, что мы сами себя не видим, не знаем, не понимаем. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к настоящей еврейской культуре среди интеллигенции, прибывшей в Израиль, и неудовлетворенность теми суррогатами, которые ей часто предлагают. Рождается своя еврейская, живопись, возникают камерные театры, глубочайшая поэзия. Обидно пропустить момент становления национального самосознания значительной части еврейского народа и не помочь людям. В национальном плане духовная работа является не менее важной, чем создание новых технологий.

 

Древнее еврейское кладбище в Вормсе