История создания государства Израиль

История создания государства Израиль

August 20, 2004 Автор: Талла Балан - No Comments

Памятка преподавателю!

Пособие составлено таким образом, что по нему можно прочитать цикл лекций и одну обзорную лекцию по всей теме.

Текст обзорной лекции представлен полностью. Читая её, преподавателю необходимо использовать прилагаемые материалы (иллюстрации, биографии выдающихся деятелей, статьи мудрецов и ученых).

Обзорная лекция разбита на разделы, каждый из которых может служить вспомогательным материалом для отдельной лекции по теме данного раздела.

Для этого каждый раздел снабжен указанием литературы, которую следует использовать при разработке самостоятельной лекции.

Для учащихся ульпанов агентства "Сохнут" целесообразно показать видеофильмы на эту тему из серии "Еврейский мир".

Предваряя лекцию последними новостями из Израиля, Вы объясняете слушателям, что борьба за независимость Эрец Исраэль продолжается спустя много лет после образования государства Израиль.

Желаем успеха!

История создания Государства Израиль

ЧАСТЬ 1

1. Значение Земли Израиля для еврейского народа.
2. От мечты к реальности.
3. Французская революция и евреи Западной Европы. Евреи России начала 19 века.
4. Зарождение религиозного сионизма.
5. Эмансипация. Хаскала. Европейский национализм и российский антисемитизм. Сионизм 19 века.
6. Поселенческий (практический) сионизм
7. Национализм Европы конца 19 века. Дело Дрейфуса. Т. Герцль.
8. От покупки земли до создания независимого государства.

…Я Б-гу любящему внемлю –
Я вижу избранных твоих,
Как счастлив тот, кто эту землю
Для жизни выбрал из других

Как счастлив тот, кто ждет и верит
В твой наступающий рассвет,
Как счастлив тот, кто в этот берег
Навек впечатает свой след

И кто, ведомый древним кличем,
Узрит, добытые в бою,
Твое забытое величье
И юность древнюю твою.

Иеhуда hа- Леви
"Стремление к Сиону"

История создания Государства Израиль

Раздел 1
Значение Земли Израиля для еврейского народа

"Лех Леха". Всю эту землю, которую ты видишь, отдаю Я тебе и твоему потомству навсегда.

Земля Израиля, Эрец Исраэль – даже когда ты только произносишь эти слова, тебя охватывает трепет и твоя душа уносится вглубь не то, что веков, а тысячелетий.

На этой земле был сотворен человек. Эта Земля священна, она в соответствии с
Б-жественным замыслом – источник исправления мира. И эта Земля дарована нам, евреям. Уникальна история взаимоотношений евреев со своей землей. Почти все народы мира сформировались на своей земле. Потомки галлов – французы – веками жили на территории Франции. Потомки кельтов – англичане – также проживали на острове Великобритания. Русский народ образовался путем объединения разрозненных княжеств вокруг Москвы. У евреев совсем иначе. Земля их была им предназначена Б-гом, обещана, дарована, но овладели они ею как уже сформировавшийся народ.

Трагически складывалась судьба еврейского народа. 3300 лет прошло от завоевания Эрец Исраэль, и только 500 лет евреи независимо жили на своей земле. Вавилонский галут длился 70 лет, после Римского изгнания почти две тысячи лет жили евреи без своей земли, без своей государственности.

Но ни на миг их не покидала уверенность в возращении на родную землю. Ежегодно в Пасхальный седер произносились слова "Ле шана hабаа бе Иерушалаим hабнуя". И Земля их ждала. Кто только не жил на этой Земле, кто только ею не владел… Но никому она не раскрывалась, ни к кому не проявляла своей любви, щедрости, никому не дарила своих богатств. Потому что все её богатства, все её щедроты были в душах, сердцах и мечтах её народа, рассеянного по всему миру. И, как образно сказал писатель Исраэль Шамир: "После Римского изгнания еврейская страна простиралась пятнами и полосами от Тихого океана до Атлантики". Веками у евреев царствовала национальная идея, мечта жить на своей земле, стремление вернуться в Эрец Исраэль.

Земля Израиля не такова, как другие страны. С одной стороны – это географическое и физическое понятие, это определенная территория, как и других стран. Но, с другой стороны Эрец Исраэль – это понятие сверхъестественное, неземное, метафизическое.

Евреи стремились в Эрец Исраэль на протяжении всех поколений не только как в страну, где можно жить в безопасности. Не было также понимания Эрец как земли богатой и прекрасной. Мечтали, прежде всего, о Святой Земле.

Всегда во все времена были евреи, любившие богатство, обеспеченную жизнь и этим оправдывавшие своё пребывание в галуте. Но для народа галут всегда был наказанием и проклятием. Жизнь евреев в галуте всегда была уродливой и ненормальной. Окончательное и полное вызволение наступит лишь тогда, когда весь народ будет жить на нашей Святой Земле, над которой витает Дух Творца.

Литература

"Галут, геула и еврейское государство" Сборник статей под редакцией Арье Стриковского. "Амана", Иерусалим, 1986 г.

Раздел 2
От мечты к реальности

«Когда войдешь в землю, которую Господь, Б-г твой, дает тебе и овладеешь ею и поселишься в ней и скажешь: поставлю я над собой царя, подобно всем народам, что вокруг меня, то поставь над собой царя, которого изберет Господь, Б-г твой" (Дварим 17:14-15).

Эти стихи из Торы показывают, что Вс-вышний заповедует овладеть землей и поставить царя. Земля – территория и царь – власть; это атрибуты государства, т.е. еврейскому народу почти 4 тысячи лет тому дано указание построить и иметь свое государство. От завоевания Эрец Исраэль до образования Мединат Исраэль прошло почти 300 лет. И просуществовало оно, как независимое, около 500 лет, а потом после Вавилонского плена и вплоть до разрушения II Храма евреи хотя и имели свою государственность, но независимыми уже не были никогда.

Эзра и Нехемья (первый – духовный наставник; второй – политический лидер) объединили свои усилия для воссоздания еврейской государственности после возвращения из Вавилонского плена.

Эти предтечи халуцим (пионеров) прибыли в опустошенную, разрушенную Землю, и, камень за камнем, восстанавливали и возвращали к жизни свою Родину. Тогда еще, разумеется, не было термина "сионист". Но по своему духу, энтузиазму и преданности Эрец Исраэль этих людей можно называть сионистами. Днем они работали, а ночью сторожили то, что построили. И уже через 13 лет крепостные стены были восстановлены и в праздник Суккот евреи со всей страны прибыли в град Давидов, построили кущи. Эзра читал им Тору, а Нехемья – жрец и левиты стояли перед народом и слушали своего духовного вождя.

70 г. н.э. Тит разрушает Храм, а в 135 г. н.э. император Адриан, жестоко подавив восстание Бар-Кохбы, стирает с лица Земли Иерусалим и возводит языческий город – Элия Капитолина. Сотни тысяч евреев убиты, уведены в плен. Святая Земля опустошена, разрушена. Евреям запрещено жить согласно Заповедям Вс-вышнего. У них отобрана Родина, они рассеяны по всему миру. Но у них есть своя Родина – Тора. Именно Тора поддерживала евреев, именно она не давала им забыть свою Землю. Именно с надеждой на возвращение в отстроенный Иерусалим жили евреи в изгнании в течение почти 2000 лет. Но никогда не исчезало еврейское присутствие на Святой Земле. Ни жестокость завоевателей, ни кровожадность крестовых походов не смогли полностью уничтожить евреев в Эрец Исраэль.

Сейчас в деревушке Пкиин, что между Цфатом и Нахарией, живет семья Заинати, которая гордится тем, что никогда её предки не покидали Святой Земли с тех времен, когда существовало последнее еврейское государство.

После завоевания Палестины арабами и позднее турками еврейское население в Эрец Исраэль увеличилось. Это были евреи Северной Африки и бежавшие от испанской инквизиции сефардские евреи, изгнанные в 1492 году евреи из Испании.

Ашкеназские евреи из Германии, Польши и Литвы впервые появились в Эрец Исраэль в 18 веке. В 1700 году были первые массовые переселения евреев Германии. В отличие от предшествовавших периодов, когда репатриация из Европы в страну Израиля была, в основном, делом одиночек, по инициативе раби Иеhуды Хасида была сформирована целая группа репатриантов. Они шли через Германию, Австрию, Венгрию и Италию. Их было 1500 человек. Спустя 40 лет в Израиль репатриировалась группа сефардов из Турции. В то время арабский шейх завоевал Галилею и, так как Тверия была в то время разрушена и опустошена, он решил, что только евреи могут в короткий срок отстроить этот город и вернуть его к жизни. Шейх обратился к раввину Хаиму Абулафия, возглавлявшему эту группу: "Встань, приди и поселись в Тверии, ведь это земля твоих предков". Так эта община поселилась в Тверии. Вскоре шейх был изгнан турками, но еврейская община в Тверии сохранилась. Это была середина 18 века.

В 1777 году началась алия приверженцев хасидизма. Трое учеников Баал-Шем-Това (БЕШТа) возглавили "караван" из 300 хасидских семейств; и по их следам потянулись всё новые группы. Понемногу выкристаллизовались в Эрец Исраэль несколько крупных центров хасидизма. Тверия – для хасидов Слонима, Карлина, Буяна (ныне Белоруссия); Цфат – для хасидов из Польши; Хеврон – для хасидов ХаБаДа, где организовал общину уже в 1820 году Дов-Бер, сын Шнеур-Залмана из Ляды. Гримасы истории. Люди, которые проложили тропинку европейскому еврейству в Эрец Исраэль, которые стали фундаментом для образования еврейского государства, которые были в авангарде мирового еврейства, благодаря которым сохранился народ – сейчас не признают Государства Израиль.

В 1809-1813 гг. в Эрец Исраэль переселяется группа из 600 последователей Виленского Гаона (духовного руководителя евреев Литвы во второй половине 18 века). Сегодня потомки хасидов и литваков составляют группу так называемых «харедим» в религиозной части населения.

Хотя часть переселенцев получала благотворительную помощь из-за границы, большинство жителей зарабатывало на жизнь сапожным делом, торговлей пряностями, а иногда и земледелием. Но на каждом шагу их подстерегала опасность. Постоянные набеги бедуинов, грабежи, поборы и тирания властей делали их жизнь невыносимой. Доведенные до отчаяния, они считали покаяние сутью своей мученической жизни и уповали на чудо.

Литература

Г.Сакер "История Израиля" Т.1 Иерусалим, "Библиотека Алия" 1994
С.Дубнов История еврейского народа Ростов-на-Дону,2002

Раздел 3
Французская революция и евреи Западной Европы.
Евреи России начала XIX века.

В это время в Европе происходят большие перемены. Во Франции произошла Великая Революция, которая даровала гражданские права евреям. В Европе – эмансипация. Евреи выходят из гетто. Они теперь «такие же, как все». Они «французы, только иудейского вероисповедания». Большинство из них готово отказаться от мечты о возвращении на родину предков. Раввинские законы отныне будут действовать только в вопросах религии. Свобода, равенство, братство!

Такая ситуация сложилась во всех государствах, освобожденных революцией и наполеоновскими армиями. Евреи должны были стать "нормальным народом". И Наполеон решает созвать "еврейский парламент" – Санhедрин. 9 февраля 1807 года он был созван. Но, увы, основное направление решений новоиспеченного Санhедрина состояло в стремлении западных евреев отказаться от их исторически сложившегося уклада жизни во всех его главных аспектах: этническом, культурном и религиозном.

Совсем иначе складывалась жизнь евреев Восточной Европы (Польши, России, Литвы). Эта была самая угнетаемая, самая презираемая группа населения. Евреи долго не имели права жить в России. В 1742 г. был принят указ, запрещающий даже кратковременное их пребывание на территории империи. Позже, когда в результате раздела Польши, территории Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы вошли в состав России, надо что-то было делать со столь «нежелательным» населением… Евреям разрешили проживать только на бывших польских территориях. Царское правительство, так же, как и невежественное крестьянство, видело в евреях только христопродавцев, отравителей колодцев, дьяволов и т.д. Правительство насильно склоняло евреев к крещению, обязывало детей посещать казенные школы, где царил христианский дух, мальчиков с 9 лет забирали в русскую армию, где их насильно крестили. Было уничтожено еврейское самоуправление. Но все эти усилия давали обратный эффект. Евреи еще более обособлялись, упрямо придерживались своих общинных и религиозных традиций, кашрута, иудейской веры и языка идиш. Они продолжали надеяться на чудесное спасение и освобождение.

Литература
Л. Поляков. История антисемитизма. Эпоха знаний. "Гешарим", Москва-Иерусалим 1998
Ш.Эттингер История еврейского народа. "Гешарим", Москва-Иерусалим 2001
Ф.Кандель Очерки времен и событий. Ассоциация "Тарбут" Иерусалим, 1991 ч.2

Раздел 4
Зарождение религиозного сионизма

Вера в освобождение остается. Евреи с нетерпением ждут прихода Машиаха. Но хотелось не только ждать, но и действовать. Идеологом этого течения был Иеhуда Алкалай (1798-1878) – мало кому известный проповедник в небольшой общине возле Белграда. В 1840 году ожидание и надежда на чудесное избавление сменились у него верой в активные действия избранных лиц, которые могут реально ускорить и приблизить кардинальные изменения в жизни и судьбе евреев. Иеhуда Алкалай включился в активную деятельность по распространению своих взглядов: писал статьи, брошюры, выезжал в страны Западной Европы, а затем переселился в Эрец Исраэль, где неустанно пропагандировал идею заселения страны, сплочения выходцев из разных стран, ратовал за национальное единство. А базой этого единства должен был стать язык иврит, объединяющий евреев, говорящих на разных языках. Иудаизму отводилась важная роль в возрождении национальной жизни в Эрец Исраэль.

Во многом схожих идей придерживался Цви Гирш Калишер (1795-1874) – немецкий раввин и ученый, родом из Польши. Он считал, что те свободы, которые получили евреи в Западной Европе – это лишь начало геулы (освобождения) и поэтому горячо агитировал за массовый выезд в страну предков. Конкретные практические результаты его деятельности – более чем скромные, но и они внесли свой вклад в дело освобождения еврейского народа.
И Алкалай, и Калишер были оптимистами; они не прибегали к аргументу, что евреи нуждаются в независимой стране из-за гонений. И вовсе не антисемитизм повлиял на их взгляды, и если где-то кто-то был ущемлен в гражданских правах, то они объясняли это живучестью средневековых предрассудков.

В небольшом польском городке жил раввин Элияhу Гутмахер, знаток Каббалы и Талмуда. На основании Каббалы Гутмахер утверждал, что основной частью спасения Израиля в наше время является практическая деятельность по возвращению на древнюю родину. Он утверждал, что Геула наступит лишь в результате решительных действий самого народа. Он призывал: "вывести землю из состояния дремоты, выкупить её у арабов, заселить и возделывать страну, выполняя специфические заповеди, связанные с Землей Израиля; Тогда земля будет давать свои плоды народу Израиля", – а через это и придет геула.

Похожих взглядов придерживался еще один представитель еврейского национализма – Моисей Гесс (1812 – 1875), хотя его теория сильно отличалась от Алкалая и Калишера. Если последние отлично ориентировались и черпали аргументы в первоисточниках – ТаНаХе, Талмуде, Каббале, то знания Гесса в этой области были ограниченными. Он был первым деятелем в еврейском национальном движении, чьи взгляды были реакцией на социальное положение евреев. Пример Гесса показывает, что еврейский менталитет был подвержен секуляризации прежде, чем обратился в русло национализма. Гесс отделил мессианство от идеи возвращения на Родину.

Алкалай, Калишер, Гесс, начавшие свою деятельность в 40-е годы 19 века, получили практическую поддержку лишь спустя 20 лет. Только в 60-х годах можно наблюдать консолидацию между различными деятелями национального движения.

Литература

Игал Илем "От мечты к были". Иерусалим: Издание Министерства обороны Израиля, 1991.

Раздел 5
Эмансипация, Хаскала, европейский национализм и российский антисемитизм.

В 60-е годы в большинстве стран Западной Европы завершился процесс эмансипации. Евреи уверовали в то, что они равноправные граждане своих государств. Полным ходом шла ассимиляция. Немаловажную роль сыграла в этом Хаскала (Просвещение), чьим лозунгом было взаимодействие еврейской культуры с христианским окружением, что якобы вело к духовному обогащению евреев. Кроме того, Хаскала идеализировала образ секулярного (нерелигиозного) еврея, освободившегося от пут религии и "трезво" смотрящего на мир. Но нельзя умалчивать о той большой заслуге маскилим (просветителей), которые вернули к жизни иврит.

Однако европейский национализм и "космополитический антисемитизм", кровавые погромы в России и Румынии в 80-х годах 19 века, общее ухудшение условий жизни отрезвили евреев. Активизировалось сионистское движение и одновременно возросло переселение евреев Европы в Эрец Исраэль. Многие евреи эмигрировали в Америку. Но те, которые отправились на родину предков, действовали из идейных соображений, жертвуя многим. Они сознавали, что выполняют важную историческую миссию. Именно тогда были заложены основы будущего государства. Сионистская утопия начала превращаться в реальность. И, несмотря на все лишения и трудности, которые испытывали эти люди, им было ясно, что Эрец Исраэль – это единственное прибежище в мире, где можно чувствовать себя людьми и где возможно возрождение.

Раздел 6.
Поселенческий (практический) сионизм

В это время происходит интересное явление в сионистском движении.
В страну едут поселенцы, которых можно разделить на 2 категории: религиозные и светские.
Первые реализовали свои мечты и чаяния и, наконец-то, выполнили заповедь Вс-вышнего жить на святой Земле. Их духовными наставниками были Могилевер и Берлин.
Вторая группа считалась поселенческими или практическими сионистами. И их возглавляли нерелигиозные деятели: Пинскер, Лилиенблюм. Оба этих направления сотрудничали.

Группа переселенцев из Харькова (движение Билу), где было много нерелигиозных людей, пригласило к себе работать ортодоксального раввина. Нерелигиозные сельскохозяйственные поселения соблюдали шмиту. Новые поселенцы были сплочены и полны энтузиазма, а бороться им приходилось, как это ни странно, не только с арабами и турками, но и с представителями старого ишува.

В это время в Эрец Исраэль зарождаются уже национальные институты; например, общество "Мизрахи", преобразованное позже в национально-религиозную партию "Мафдаль". Необходимо отметить деятельность крупнейших еврейских богачей Европы сэра Моше Монтефиоре и барона Эдмунда Ротшильда, при активной финансовой и политической поддержке которых были расширены старые и основаны новые поселения.

Литература

Игал Илем "От мечты к были". Издание Министерства обороны Израиля. 1991
Г..Сакер История Израиля. Иерусалим, "Библиотека Алия" Т.1 Иерусалим 1996
"Галут, геула и еврейское государство" Сборник статей под редакцией Арье Стриковского. "Амана". Иерусалим 1986 г.

Раздел 7

Национализм Европы в XIX в. Дело Дрейфуса.
Теодор Герцль. Зеев Жаботинский.

В 1894 году во Франции ассимилированные евреи считали себя «французами Моисеева закона». Французы же считали их евреями, и не более. Антисемитская вакханалия вокруг дела Альфреда Дрейфуса доказала это. Ассимилированного еврея, офицера французского генштаба, обвинили по ложному доносу в шпионаже и привлекли к суду. Тогда европейское, "либеральное", "передовое" общество еще раз показало, что демократия, гуманизм кончается там, где дело касается евреев.
Это понял и молодой журналист из Вены, который был аккредитован в качестве репортера, на судебный процесс по делу Дрейфуса. Его имя Теодор Герцль. Его дед был учеником Алкалая. И вот здесь, на процессе, Т. Герцль понял, что евреям нужно иметь не очаг, не территорию, а своё государство.

Давид Вольфсон”>И впоследствии всю свою жизнь он посвятил борьбе за создание еврейского государства. Сионизм получил новое качество. Ранний религиозный и практический сионизм были дополнены политическим. Программой политических сионистов стала книга Т. Герцля "Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса" (1896 г. Вена).

Территория – Палестина, но можно и Аргентина. Однако общение с массами убедило Т. Герцля, что еврейское государство может быть связано только с Сионом. В 1897 году прошел первый Сионистский Конгресс в Базеле. Теодор Герцль писал "В Базеле я создал еврейское государство". Герцль не был первым сионистом, более того – он не был основателем сионистского движения. Он не был также первым, начавшим говорить о еврейском государстве. До него об этом мечтали Пинскер и Гесс. Однако заслуга Т. Герцля в том, что он смог облечь сионистское движение в форму европейского политического движения, а только в такой форме западный мир мог принять его.

3 июля 1904 г. Т. Герцль скончался от инфаркта. Его смерть привела в замешательство сионистское движение. Появилось даже сомнение в жизнеспособности идеи.

В это время в Петербурге в большой синагоге, где происходило собрание в память о Герцле, прозвучал голос молодого сиониста Зеева Жаботинского. Он покорил слушателей своей речью, страстной и проникновенной. Как впоследствии писал о нем будущий президент Израиля Залман Шазар «Жаботинский обладал тембром того легендарного храмового инструмента, который звучал сотней звуков. Он был мыслитель и политик, мечтатель и журналист, писатель и переводчик, поэт и Б-жьей милостью оратор, полиглот, владевший десятками языков, знаток литературы. Все это богатство он отдал своему народу. С того дня, как он стал служить сионизму, а он считал это дело святым, он забыл о «посторонних занятиях», посвящал дни и ночи лишь одному – служению сионизму и скончался, служа ему».

Жаботинский категорически отрицал галут, не принимал тип еврея, проникнутый его духом, хотя такой тип и вызывал у него жалость.

Основной вклад Жаботинского в сионизм связан с укреплением военной мощи еврейского народа. Он был одержим идеей создания еврейских легионов в странах рассеяния, и в 1911 году его мечта сбылась. В Англии был создан еврейский легион. И Зеев Жаботинский стал в нем рядовым, позже офицером. Но это было позже.
В последующие годы деятельность приверженцев политического сионизма активизировалась и охватила широкие массы евреев во всем мире.

Литература

Л. Поляков. История антисемитизма. Эпоха знаний. "Гешарим", Москва-Иерусалим, 1998

Раздел 8
От покупки земли до создания независимого государства

К этому времени качественно изменился взгляд еврейского населения Эрец Исраэль на свой статус. Если раньше прибывшие в страну евреи покупали земли, возделывали их, оставаясь подданными тех государств, откуда они приехали, и не имели никаких политических прав в Оттоманской империи, то теперь они начали задумываться о своем гражданском и политическом статусе. Ими уже овладевали идеи собственного государства со всеми присущими ему институтами. Началась борьба ишува за свое политическое самоутверждение.

В 1907 году был основан Палестинский совет, который должен был координировать деятельность различных организаций в ишуве. Но, увы, он раскололся из-за фракционной борьбы. Несмотря на целую сеть неудач, стремление к общественной политической жизни не ослабевало. Об этом свидетельствовали политические партии, союзы, которые продолжали возникать в ишуве.

Незадолго до Первой мировой войны были учреждены 2 региональные федерации еврейских колоний Палестины: одна из них в Иудее, а другая в Нижней Галилее. Резко возросла репатриация. Но вместе с ней обострились взаимоотношения с нееврейским населением Палестины. Арабы и турки терроризировали поселенцев. Возникла необходимость в самообороне.

В сентябре 1907 года десять молодых людей создали организацию еврейской самообороны, которую назвали Бар-Гиора, в честь прославленного героя еврейской истории. Постепенно эта организация разрасталась и уже в 1909 году охватила всю страну. Поменяла она и название. Вместо «Бар-Гиора» ее имя стало «Ха-шомер» – страж. Главным организатором и вдохновителем отрядов самообороны был Исраэль Шохат, репатриант из России. С появлением этих отрядов возросла безопасность евреев, занимающихся сельским хозяйством. Арабы и турки уже не могли беспрепятственно совершать свои набеги. Следует добавить, что к этому времени резко изменилась сфера профессиональных занятий палестинских евреев. Кроме сельскохозяйственных поселений, начали открываться промышленные предприятия. Появились представительства профессиональных союзов. Вырастали новые города. Строились школы, театры. Население говорило на иврите. Возвращение к жизни иврита в качестве языка повседневного общения – одно из звеньев в цепочке чудес, происходящих с еврейским народом. Еще З. Жаботинский понимал, что нет еврейского государства без языка Торы. Он вел бескомпромиссную, упорную борьбу за возрождение иврита. Но все это было в галуте.

В 1881 г. в Эрец Исраэль приехал 25-летний молодой человек из Парижа. Он стал учителем в одной из иерусалимских школ. Единственным условием, им выдвинутым, было требование вести преподавание только на иврите. Его звали Элиэзер бен-Йегуда. Создав семью, он сделал иврит языком повседневного общения в ней. Он сплотил вокруг себя группу друзей, пытающихся выработать научный метод широкой пропаганды живого языка. Ведь две тысячи лет народ на нем не разговаривал. Сколько изменений произошло за это время, сколько новых понятий появилось. И все это нужно было воплотить в лексике, стараясь как можно меньше использовать заимствованные из других языков слова. Это был поистине титанический труд. Незадолго до начала Первой мировой войны Бен- Йегуда приступил к монументальному труду – созданию полного словаря языка иврит, включая все нововведения.

Ахад-ха-Ам известен как ведущий публицист. Он превратил иврит в инструмент точного и тонкого выражения мысли. В своих статьях он утверждал, что страна Израиля должна вновь превратиться в духовный и культурный центр еврейского народа. Труды Ахад ха-Ама вдохновили целое поколение писателей на иврите, виднейшим из которых был его близкий друг и ученик, певец национального возрождения – поэт Хаим Нахман Бялик.

Таким образом, между 1905 и 1914 гг. были заложены основы еврейского национального очага и определены его идеологические задачи.

Литература

Л. Поляков. История антисемитизма. Эпоха знаний. "Гешарим", Москва-Иерусалим, 1998
Х.Герцог. Герои Израиля. Иерусалим :"Библиотека Алия", 1992
Ф.Кандель Книга времен и событий. Гешарим. Москва-Иерусалим, 2002

ЧАСТЬ 2.
От Первой мировой войны до независимого государства

9. Палестина накануне Первой мировой войны
10. Евреи в Первой мировой войне
11. Декларация Бальфура и Британский мандат
12. Возрождение еврейского очага
13. Роль р.Кука в духовном становлении ишува
14. Вторая мировая война. Катастрофа. Исход
15. Создание Государства Израиль

Раздел 9
Палестина накануне Первой мировой войны

Перед началом Первой мировой войны еврейский ишув в Палестине вырабатывал свои структуры как самобытная и самоутверждающаяся община. С момента возникновения активного сионистского движения эта община никогда еще не увеличивалась так быстро, как в этот период. За первые шесть месяцев 1914 года в Палестину репатриировалось почти 6 тыс. евреев. К этому времени на Святой Земле проживало 85 тыс. евреев. И сфера их деятельности значительно расширилась. Рост водного и железнодорожного транспорта способствовал ускорению экономического развития. Стали открываться новые еврейские промышленные предприятия, в том числе цементный и кирпичный заводы, заводы по переработке сахарной свеклы и механические мастерские. Яффо, портовый город, связывающий Палестину с Европой, стал культурным и административным центром. Рядом с Яффо, в котором проживало 6 тыс. евреев, возник новый пригород, и ему было суждено в будущем стать центром еврейской жизни в Палестине. Большинство населения Яффо составляли арабы, а евреи мечтали построить свой, еврейский город, который будет воротами в Эрец Исраэль. На окраине Яффо начинались песчаные дюны. И на этих дюнах, усилиями горстки энтузиастов, возник прекрасный город с поэтическим названием Холм Весны – Тель-Авив. Художник Нахум Гутман вспоминает: «Мы поселились на окраине Яффо, там где начинались дюны. Напротив нашего дома жил раввин Авраам Ицхак Кук, знаменитый рав Кук, который впоследствии стал первым Главным ашкеназским раввином Эрец Исраэль. Его уважали все. И религиозные, и не соблюдающие обряды. Его лицо светилось внутренним светом, чистые спокойные глаза выражали согласие с самим собой; весь облик был овеян какой-то грустью. С детских лет я относился к нему с глубоким уважением, даже тогда, когда не мог по достоинству его оценить. По утрам, когда я шел в школу, рав Кук направлялся в синагогу. Дорога вела через дюны, и я за ним старался ступать след в след – из какого-то благоговения. Если ветер разносил по дюнам случайно оброненные листки с текстом на иврите, рав Кук посылал служку собрать разлетевшиеся листки, потому что буквы еврейского алфавита святы».

Во вновь созданном Тель-Авиве количество жителей приближалось к тысяче. Его основатели провели жеребьевку, кому какой холм достанется. То место, где проводили жеребьевку, досталось Меиру Дизенгофу – первому мэру Тель-Авива. Он построил там дом, в котором затем разместил музей. А в 1948 г. В этом доме провозгласили независимость Государства Израиль.

А пока улицы в городе носили имена Монтефиоре, Герцля, Иеhуды hа-Леви. Дети учились в гимназии «Герцлия», где все предметы преподавались на иврите.

В Иерусалиме перед Первой мировой войной еврейское население насчитывало почти 60 тыс. человек на 30 тыс. христиан и мусульман. Окрыленные своими успехами евреи, увы, недооценили той опасности, которую предоставляли арабы. Если в 1882 г. арабское население Палестины едва достигло 260 тыс., то в 1914 г. их количество удвоилось. И эта недальновидность впоследствии обернулась для евреев проблемой, которая не разрешена по сегодняшний день.

В июле 1914 г., за несколько дней до начала войны, оптимисты полагали, что беду пронесет мимо. В эти дни Хаим Вейцман жил в Англии и собирался в отпуск в Швейцарию. Он вспоминал: «Мы ощущали, что война неизбежна, но думали, что она произойдет «где-нибудь» и «когда-нибудь», но не здесь и не сейчас. Но первого августа 1914 г. военные корабли Германии неожиданно погнались за невооруженным русским пассажирским кораблем «Корнилов», который плыл из Одессы в Яффо. В тот день началась Первая мировая война. В Турции на борт этого корабля поднялись два друга: Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви. Война для них началась в первый день. С началом той войны закончилась вторая алия, начавшаяся в 1904 г.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т.1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.
Ф.Кандель. Земля под ногами, Мидраша Ционит, Киев 2003

Раздел 10
Евреи в Первой мировой войне

В Европе шли военные действия, однако Турция не сразу решила принимать участие в той войне, а если принимать, то на чьей стороне. Но колебалась она не долго, и в октябре 1914 г. вступила в войну на стороне Германии. Турецкие власти провели всеобщую мобилизацию. Жизнь евреев вошла в совсем иное русло.

Художник Н.Гутман вспоминал, как турки обязали евреев носить красные фески. Начиналась эпоха «отуречивания». Турки сосредоточили в Палестине крупные военные силы. Чтобы прокормить такое количество солдат начались реквизиции: у граждан отбирались квартиры для постоя, у торговцев и лавочников – товары, у поселенцев – лошадей и повозки, столь необходимые для сельскохозяйственных работ. Оказались без дела и наемные рабочие. Безвыходное положение оказалось у старого ишува, жившего за счет благотворительности. В стране началась паника. В делах был застой. Повсюду ощущалось уныние. Казалось, что все пошло прахом, все достижения прошлых лет, которые достались дорогой ценой и многочисленными жертвами.

Хаим Вейцман считал, что евреям следует связать судьбу со странами Антанты (Англия, Франция и Россия), которые воевали против Германии и ее союзников. Его поддерживал З. Жаботинский. Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви поддерживали Турцию. Они предполагали, что турки способны в крайней ситуации подвергнуть евреев жестоким репрессиям. В Иерусалиме был создан Комитет за переход в турецкое подданство, и тысячи евреев его поддержали. Как следствие, началась мобилизация жителей Палестины в турецкую армию. Этому предшествовало изгнание из Яффо 6 тыс. евреев из России.

Мобилизованные в турецкую армию евреи были направлены в трудовые батальоны. К зиме 1915 г. эта «трудовая повинность» превратилась в настоящее наказание. А после неудачных военных действий в районе Суэцкого канала Джемал-паша – военный губернатор Палестины и командующий 4-й армией, продемонстрировал турецкую политику по отношению к евреям. Он назначил Беха-ад-Дина, изгнавшего евреев из Яффо, своим секретарем по еврейским делам. Тот приказал закрыть еврейские газеты, школы и организации. Под вопросом оказалось само право евреев на землю. Турки подстрекали арабов к нападениям на еврейские поселения.

Еврейские изгнанники не простили туркам их жестокости. Они нашли убежище в Египте и там, под руководством И.Трумпельдора и З.Жаботинского, было сформировано еврейское транспортное подразделение, которое участвовало в военных действиях на стороне Антанты, но за пределами Палестины. И.Трумпельдор это прокомментировал так: «Если сражаться с турками, то любой фронт – это путь к Сиону». Бойцам этого подразделения было разрешено носить на погонах «маген Давид». И хотя отрядом командовал англичанин Джон Паттерсон, душой был Йосеф Трумпельдор, произведенный в капитаны Британской армии.

Весной 1915 г. возникла угроза нашествия саранчи, и Джемал-паша поставил молодого агронома Аарона Аронсона во главе штаба по борьбе с саранчой. Аронсоны приехали в Эрец в 1882 г. с шестилетним Аароном из Румынии. Мальчик закончил школу, получил диплом агронома во Франции и вернулся в Палестину. Он работал на опытной станции в Атлите. В 1915 г. Аарон и его брат Александр основали тайную организацию, а в августе того же года один из ее членов Авшалом Файнберг, секретарь Аарона по опытной станции, отплыл в Египет с группой беженцев. В Порт-Саиде он встретился с офицером британской разведки и предложил поставлять сведения о численности турецких войск и их передвижении. Англичане скептически отнеслись к этой идее. Их смущали шпионы – добровольцы, согласные работать бескорыстно. Но Файнберг сумел убедить их. Аарон Аронсон был своим человеком в штабе Джемал-паши, в его руках скапливалась важнейшие сведения о планах турецкого командования. Но британские корабли к Атлиту не приходили, как было договорено между Файнбергом и британской разведкой, и информацию передать было нельзя.

Летом 1916 г. Джемал-паша отправляет Аронсона в Берлин для научных исследований. Оттуда тот перебрался в Копенгаген и встретился с агентами британской разведки, которые инсценировали его похищение и переправили в Египет, так как оценили знания и способности Аронсона. Файнберг, не получив никаких сведений о судьбе Аронсона, переодевшись бедуином, отправился с другом на верблюдах к передовой линии английских войск. Но их заметил турецкий патруль. В перестрелке Авшалом Файнберг был убит. Его тяжелораненый друг Йосеф Лишанский добрался до англичан. Его перевезли в Каир, где он встретился с Аронсоном. Через месяц Лишанского высадили у берега Атлита. Так была налажена постоянная связь с англичанами, обеспечиваемая организацией НИЛИ. Название – аббревиатура первых букв 1-го стиха из книги пророка Шмуэля: Нецах Исраэль ло ишакэр((Вечность(Всевышний) Израиля не солжет)). НИЛИ –предшественник Мосада.

Весной 1917 г. британские войска пересекли Синайский полуостров. Они стояли уже возле Газы. В праздник Пейсах турки изгнали евреев из Яффо и Тель-Авива. Турецкие солдаты рыскали по улицам, вылавливая уклоняющихся от воинской службы и покинувших свои дома евреев.

Группа НИЛИ оповестила об этих репрессиях англичан. Во многих странах прошли демонстрации протеста.

В эти дни деятельность НИЛИ достигла своего пика. Аарон Аронсон стал советником командующего Египетским корпусом генерала Алленби. По ночам на морском берегу возле Атлита дежурили члены тайной группы. Турки понимали, что в Палестине есть какая-то организация, связанная с англичанами. Им удалось выследить ее членов в Зихрон-Яков и арестовать. Подвергли пыткам отца Аарона Аронсона: Эфраима и сестру Сарру. В тюрьме Сарра покончила с собой. Ее последними словами были: «Я хотела только одного: содействовать своему народу…, Убей себя, но не сдавайся!». Были пойманы и казнены Йосеф Лишанский и Нааман Белкинд. Другие члены НИЛИ попали в тюрьму и на принудительные работы. Лишь наступление англичан спасло евреев от массовых арестов, репрессий и гибели. Второго ноября 1917 г. Египетский экспедиционный корпус начал наступление, освобождая город за городом от турков. Девятого декабря 1917 г. войска генерала Алленби освободили Иерусалим. Евреи толпились на улицах. «Мы были голодными, у нас не было хлеба, но мы танцевали» – вспоминает один из них. Освобождение Иерусалима расценили во всем мире как окончательный удар по Османской империи.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т.1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.
Ш.Этингер. История еврейского народа. Гешарим, Иерусалим-Москва, 2001
Ф.Кандель. Земля под ногами, Мидраша Ционит, Киев 2003

Раздел 11
Декларация Бальфура и Британский мандат

Война была в самом разгаре. На фоне ожесточенных боев, атак и отступлений шла тихая, неприметная работа среди министров, военных, элиты Великобритании, чтобы склонить их к созданию в Палестине еврейского национального очага. Этим занимались сионисты во главе с Хаимом Вейцманом. Немалый вклад в это внес р.Кук.

Хаим Вейцман – химик по профессии. Он оказал большую услугу Великобритании во время войны. Англичанам тогда требовалось много ацетона для бездымного пороха, который использовался в корабельных пушках. Х.Вейцман разработал очень экономичную и эффективную технологию производства ацетона. Ллойд Джордж, министр финансов, сказал ему: «Вы оказали выдающуюся услугу отечеству (Вейцман жил тогда в Англии), и я собираюсь рекомендовать Вас Его Величеству для представления к награде». На что Вейцман ответил: «Мне ничего не надо для себя лично, но я хотел бы попросить кое-что для моего народа. Мне не нужен титул. Я не хочу денег. Я хочу Иерусалим.

Помимо того, что у англичан были свои интересы на Ближнем Востоке, среди английских чиновников и политиков были сочувствующие евреям. Артур Бальфур, министр иностранных дел Великобритании сказал прямо: «…Несправедливо, чтобы у великого народа не было своей родины». И, как ни странно, ярый протест против еврейского национального очага вызывал у Эдвина Монтегю, считавшего сионизм порочным политическим учением, а стремление евреев иметь свое государство вызывало у него ужас.

И, тем не менее, 2 ноября 1917 г. после заключительного обсуждения в кабинете министров, лорд Артур Бальфур опубликовал письмо, вошедшее в историю под названием «Декларация Бальфура».

Ее окончательный текст таков: "Правительство Его Величества благосклонно относится к восстановлению в Палестине национального очага еврейского народа и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить гражданским и религиозным интересам нееврейских общин в Палестине, а также правам и политическому статусу, которым обладают евреи в какой-либо другой стране". Следующим этапом на пути к созданию государства было предоставление Великобритании в 1920 Лигой наций мандата на управление Палестиной.

За восемь месяцев до этих событий в России произошла Февральская революция, которая отменила все ограничения прав евреев. И раздались возгласы, что евреям не нужна своя родина, и они не нуждаются в сионизме.

"Эти рассуждения поверхностны и ошибочны, – возражал Х.Вейцман, – страдания русского еврейства никогда не были движущей силой сионизма. Этой силой было и остается неодолимое национальное стремление иметь собственный дом. Свободное русское еврейство мощнее, чем когда-либо, поддержит стремление сионистской организации".

Так оно и произошло на самом деле. После Февральской революции в России прошел подъем в сионистском движении. Появились молодежные группы, готовящиеся сделать алию.

Евреи Киева, Одессы, Петрограда и Москвы ликовали. Проходя мимо здания английского консульства, люди кричали "Ура!" в честь англичан. Среди восторженных возгласов звучал трезвый голос Давида Бен-Гуриона: "Англия не вернула нам Эрец Исраэль. Англия не в силах ее возвратить. Лишь в муках труда и творчества можно завоевать землю, лишь неустанной работой по ее строительству и заселению".

О том же говорил и З.Жаботинский: "Декларацией Бальфура мы обязаны и Герцлю, и Ротшильду, и Пинскеру, но в еще большей мере первым пионерам от Метулы на севере до Рухамы на юге. Я уже не говорю о том, что еще важней, о Книге, святой для всего мира, научившей весь мир связать еврейский народ с Иерусалимом. Декларация Бальфура не приз; даже на бумаге не дают родины Ивану, Сидору или Петру. Обещать родину можно только в ответ на соборный голос массы – в ответ на движение".

Итак, свершилось. У евреев есть своя земля, земля, с которой их изгнали две тысячи лет назад.

Ллойд Джордж сказал о Х.Вейцмане: "Когда о нас с вами забудут, в Палестине будет стоять памятник этому человеку". В 1918 г. закончилась Первая мировая война. И с ее окончанием после ужасов Гражданской войны, погромов в Украине началась третья алия. В это время в Эрец Исраэль прибыло 35 тыс. человек. Прибыли уже не в Османскую империю, а на свою землю, пусть под британским мандатом.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т.1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.
Ф.Кандель. Земля под ногами, Мидраша Ционит, Киев 2003

Раздел 12

Возрождение еврейского очага. Надежды и разочарования.

Х.Вейцман писал: «Насколько тяжела была проблема маленького и рассеянного народа, не имевшего ни своей страны, ни правительства, ни исполнительной власти, ни армии. И ко всему этому нам предстояло проводить поселенческую работу на истощенной земле с малочисленным еврейским населением».

Поэтому массовое переселение евреев из Европы в Палестину повергло англичан в смятение. Экономическое положение страны, истощенной и разоренной войной, было ужасно. Турецкие власти реквизировали весь скот, вырубили леса на топливо. Безработица была всеобщей.

Но в начале века Вейцману показали Реховот, Ришон ле-Цион, Петах-Тикву – прежде пустынную землю, а тогда покрытую апельсиновыми садами и виноградниками. «И тогда, – вспоминал Вейцман, – я снова начинал верить, что еврейская энергия, еврейский интеллект, еврейская способность к самопожертвованию, в конечном счете восторжествуют».

Но английская администрация этому препятствовала и закрывала евреям въезд в Эрец. В виде исключения был разрешен въезд беженцам, которые уехали отсюда во время войны. Была создана специальная комиссия, которая при въезде экзаменовала олим на знание языка и географии Палестины. В Одессе нашелся молодой человек, учившийся раннее в гимназии Тель-Авива. Он организовал курсы, готовящие к прохождению этого экзамена. Для поддержки отъезжающих собирали деньги.

Эта алия была в основном из России. Она носила земледельческий характер. Авангардом движения были халуцим – первопроходцы, создававшие киббуцы, мошавы. Они осушали болота, прокладывали дороги. Современники вспоминали, как под палящим солнцем днем и терзаемые комарами вечером, они шаг за шагом врезались в эту землю.

Зачинателями движения халуцим были Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви, находившиеся во время войны в США, а также Йосеф Трумпельдор. Земля возождалась и оживала.

«Нам нужны, – декларировал Трумпельдор, – люди, готовые служить любому делу, которое требуется Палестине…»

Он заложил основу «Гдут ха-авода» (Рабочих батальонов). По его замыслу рабочий батальон – это построенная на строжайшей дисциплине и принципе коллективизма организация, члены которой готовы работать на любой работе, в любом районе и в самых сложных условиях. Члены этих батальонов трудились по всей Эрец, жили в палатках, не зная отдыха и не имея элементарных удобств. В батальонах соблюдался принцип полного равенства.

Большинство репатриантов третьей алии не стремились в наемные рабочие. Они пробовали создавать собственные небольшие коллективные поселения – квуцы, которые потом переросли в более крупные, называемые киббуцами. Киббуцное движение сохранилось до сих пор, как уникальное явление во всем мире.

Наряду с развивающейся экономикой возрождалась новая ивритская культура. Поэты и писатели уже творили на иврите. И хотя в их творчестве еще присутствовали темы штетла и галутной жизни, многие уже создавали свои произведения, в которых описывали новую жизнь, свои мечты и чаяния.

И хотя у них были разные взгляды, каким путем должна идти новая ивритская литература: обращаться ли к собственным источникам – ТаНаХу, Талмуду и адаптировать их для современных условий. (Н.Бялик), или, как считал Д.Фришман, национальная еврейская литература должна уметь и делать все то, что есть в мировой литературе – оба взгляда были урегулированы самой жизнью. Обе тенденции нашли свое отражение в творчестве.

Как уже было сказано, возрождая свой очаг, мечтая о свободной, полноценной жизни, евреи недооценили опасность, которую представляли арабы. С активизацией алии и ростом нового ишува усилилась агрессия со стороны арабов. Если ранее это были спонтанные набеги одиночек, то теперь арабский террор стал организованным.

В 1921 г. во время погрома в Яффо было убито 43 еврея. В 1929 г. прокатилась волна погромов, в результате которых была почти полностью уничтожена еврейская община Хеврона, а в 1936 г. началось арабское восстание.

Под арабским давлением англичане вводили новые ограничения на алию и продажу земельных участков евреям. В мае 1939 г. в связи с антиеврейской политикой Германии и бегством евреев из Европы англичане опубликовали третью «Белую книгу», по которой полностью запретили репатриацию. Таким образом по вине Великобритании сотни тысяч людей были лишены последней возможности спастись.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.
Ш.Эттингер. История еврейского народа. Гешарим, Иерусалим-Москва, 2001
Ф.Кандель. Земля под ногами, Мидраша Ционит, Киев 2003

Раздел 13

Роль р.Кука в духовном становлении ишува

В новейшей еврейской истории мало кто из ортодоксальных раввинов пользуется такой любовью нерелигиозных или неортодоксальных евреев, как р. Авраам Ицхак Кук, выдающийся герой религиозного сионизма.

Р.Кук репатриировался из России в 1909 г. Он стал главным раввином Яффо, в 1921 г. – Главным раввином Эрец Исраэль. В отличие от большинства ортодоксов начала XX века, живших совершенно изолированно, и игнорируя все те перемены, которые происходили тогда на Святой Земле, р.Кук чувствовал, что он частица и соучастник всего того нового, что он вместе с новыми поселенцами строит свое государство, хотя большинство сионистов и халуцим не были религиозными.

Многие религиозные евреи нападали на него, критиковали, он не обращал на это никакого внимания, напоминал, что Храм строили все, и строители входили в Святая Святых не раз. Аналогична, по его мнению, была ситуация построения государства.

Много сделал р.Кук для того, чтобы убедить нерелигиозных жителей киббуцев соблюдать кашрут и еврейские традиции. Его заслуга также в том, что почти 100% евреев в Стране соблюдают пост 9 ава и Йом Кипур.

Духовное наследие р.Кука обширно и многогранно. Поставив во главу учения органическую связь еврейского народа с Землей Израиля, он не отошел ни от древней традиции, ни от буквы Закона, а лишь напомнил очевидную истину, которая стала забываться в религиозных кругах: «Всегда еврею следует жить в Земле Израиля, даже там, где большинство неевреев. И не следует жить за ее пределами, даже если есть возможность жить в еврейском окружении» (Рамбам). Р.Кук чувствовал Землю, знал, что она не раскроется грубым людям. Нужно учесть, что р.Кук не стремился оскорбить неевреев. Он видел свой народ как передовой отряд человечества, обязанный проложить всем народам мира путь к исправлению.

Учение р.Кука оказало огромное влияние на все сферы жизни еврейского государства.

Если большинство ортодоксальных авторитетов считало, что еврейское государство должно быть восстановлено Б-гом, не людьми, что сионизм – ересь, то р.Кук считал, что евреям запрещено сидеть сложа руки и надеяться на Б-га. Они должны делать все, что в их силах.

Р.Кук ценил светское образование. Он понимал, что только религиозная подготовка в йешивах недостаточна для организации общин, способных управлять современным государством. Он создал свою йешиву в Иерусалиме – Мерказ-а-рав, чтобы пропагандировать свое религиозно-национальное сионистское понимание иудаизма.

Литература

Р.Кук «Орот». Земля Израиля. гл. 2.

Раздел 14

Вторая мировая война. Катастрофа

Для евреев Эрец Исраэль Вторая мировая война началась значительно раньше вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 г. Антиеврейская политика Гитлера вынудила евреев эмигрировать. Возрос поток репатриантов. Но не только Германию покидали евреи. Ее юдофобская политика развязала руки антисемитизму и в других странах Восточной Европы. А поскольку во многих этих странах были введены жестокие иммиграционные квоты, то евреи бежали в Палестину. И эта новая волна репатриации вызвала вспышку антисемитизма у арабов.

Англичане к тому времени забыли о своих обязательствах, закрепленных Декларацией Бальфура. Они проводили откровенно проарабскую политику, ограничив алию.

Вступая в войну, Великобритания была уверена, что ее позиции настолько сильны, что победа на Ближнем Востоке обеспечена. Ведь она контролировала Египет, почти всю Переднюю Азию. Франция удерживала большую часть Северной Африки и Ливан. Флот союзников был неуязвим.

Однако эта уверенность была поколеблена. Когда в марте 1941 г. армия генерал-фельдмаршала фон Роммеля начала свой великий поход, англичане чудом избежали разгрома.

Мало того, арабские партнеры Великобритании ничем ее не поддержали. Они с нетерпением ждали немцев, как освободителей, переходили на их сторону. Войска стран Оси (Германия, Италия и Япония) одерживали победу за победой.
У англичан остался единственный союзник на Ближнем Востоке – евреи.

За четыре дня до начала войны Вейцман направил Чемберлену, тогдашнему министру иностранных дел Великобритании, письмо, в котором призывал забыть о противоречиях и объединить усилия для борьбы с общим противником. Он был прав.

Руководство ишува мобилизовало все ресурсы, чтобы перевести промышленность и сельское хозяйство в соответствии с потребностями войны. Увеличилось число еврейских предприятий, выпускающих продукцию для английской армии. К 1945 г. число заводов утроилось. В Эрец производили мины, танковые моторы, малотоннажные суда, запасные части и военная форма. Был налажен ремонт машин, выпускалось медицинское оборудование.

В первый месяц войны была объявлена запись добровольцев на военную службу. За пять дней набрали 136 тыс. добровольцев. Люди хотели не только бороться с нацистами, но и создать еврейскую армию, с которой будут считаться. Англичане имели другие соображения. Но легион был сформирован к моменту сражения при Эль-Амейне, т.е. к времени перелома в военных действиях.

До оккупации немцами стран Европы ишув помогал всем желающим сделать алию, хотя это было не легко. Много трагедий произошло при попытках переправить евреев по морю. Затонули «Патрия», «Струма» и «Сальвадор», на которых находились более 1200 человек. К счастью, удалось спасти несколько тысяч ближневосточных евреев, выведя их по секретным путям через Ирак и Иорданию. И это было сделано не сколько благодаря терпимости англичан, сколько благодаря героизму еврейского подполья.

После оккупации немцами Европы и вторжения в СССР началась самая страшная трагедия еврейского народа за всю его историю. Эта трагедия имеет три названия: в Израиле – ШОА, в англоязычных странах – Холокост, у нас – Катастрофа.

Безумный план Гитлера «Окончательное решение еврейского вопроса» унес жизни 6 млн. Сперва их загнали в гетто, чтобы они умирали от голода, каторжной работы и лишений и болезней. Для быстрейшего уничтожения проводились «акции» – отлов нетрудоспособных, просто расстрелы первых попавшихся людей или казни целых общин.

Позже, посчитав, что процесс идет не столь быстро, как хотелось бы, немцы организовали с 1943 г. колоссальные предприятия убийства людей – лагеря смерти. Была разработана технология. Людей травили газом, а трупы сжигали.

Ужасно, что все, кто хотел об этом знать – знали. Но только три страны в Европе спасли своих евреев. Это Дания, Норвегия и фашистская Испания.

В 1946 г. на Нюрнбергском процессе стали известны зверства нацистов. Мир содрогнулся. Всем стал ясно, что евреям нужно государство.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т.1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.
Курс ОУИ. «Катастрофа европейского еврейства»

Раздел 15

Создание Государства Израиль

В период мандата сионисты тормозили решение о создании независимого государства, боясь, как бы не возникло арабское государство. В тоже время англичане стремились избавиться от мандата. Их проарабская политика привела к тому, что евреи боролись как с арабскими экстремистами, так и с британскими колониальными властями.

За период между войнами еврейский народ не решил своей проблемы. А в европейских странах начался подъем антисемитизма. После освобождения из концлагерей евреи из узников превратились в перемещенных лиц, они не могли вернуться в свои дома, так как все было занято местным населением, их имущество было разграблено, они стали всюду нежелательным элементом. Власти просто противились их возвращению, считая, что это спровоцирует беспорядки. С другой стороны, сами евреи не хотели возвращаться в страны, население которых их уничтожало.

Единственное место, куда стремились изгои, была Эрец Исраэль. Еврейская община в ней уже не была слабым меньшинством. В годы войны развилась экономика ишува. Сельское хозяйство обеспечивало 50% потребностей. Появилась надежда на отмену положений «Белой книги». Однако, Великобритания не желала снять ограничений на репатриацию евреев. В это время в лагерях для перемещенных лиц находилось 250 тыс. евреев.

Ишув стал действовать. В мае 1946 г. радиостанция Хаганы передала ноту, в которой угрожала английским властям, если они не изменят своей политики в вопросе иммиграции евреев из Европы. В ночь на 17 июня Хагана начала действовать. Сперва были взорваны все мосты, соединяющие Страну и соседние территории. Англичане ответили репрессиями. В ответ подпольщики взорвали гостиницу «Кинг Дэвид», в которой располагалась английская администрация.

Британцы были вынуждены позволить увеличить алию. Но это не решало проблемы. Нелегальная иммиграция оставалась почти единственным способом попасть в страну. Ситуация была невыносимой. Англичане арестовывали подпольщиков, помогающих нелегалам, а самих репатриантов силой возвращали на корабли и отправляли в лагеря на Кипр.

В 1947 г. произошло событие, показавшее, до какой степени может дойти чиновничий антисемитизм англичан – история с кораблём «Эксодус». Всем стало понятно, что англичане не в силах больше управлять Палестиной. Великобритания сдалась и передала проблему Палестины для разрешения в ООН. Был создан специальный комитет по Палестине. Он «оценил» ситуацию и предложил разделить Палестину, учитывая, что арабов – больше миллиона. А евреев только 600 тыс. Сионистское руководство поддержало проект только из-за желания решить проблему свободного въезда в Страну репатриантов, хотя большинство не было удовлетворено предполагаемыми размерами и статусом Иерусалима. Однако арабы отвергли этот проект и заявили, что они не только не соглашаются создавать какое бы то ни было еврейское государство, но намерены сбросить евреев в море.

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила план раздела Палестины. Новое еврейское государство получило право на существование.

Евреи ликовали. Символично, что за 50 лет до этого в1897 году Т,Герцль сказал друзьям во время 1-ого Сионистского конгресса:"Сегодня я создал еврейское государство. Если бы мне довелось сказать это на заседании, надо мной бы посмеялись, но через 50 лет все убедятся, что я был прав" Т.Герцль действительно оказался прав.

Но арабские лидеры считали себя обделенными. Они считали Палестину своей землей. Начался арабский террор. Взрывались автобусы, началась блокада Иерусалима, были уничтожены четыре еврейских поселения Гуш Эцион. К апрелю 1948 года погибло уже 1200 евреев, однако это еще не считалось войной, так как государства пока не существовало.

.США предостерегало руководителей ишува от провозглашения независимости, так как это могло спровоцировать широкомасштабные военные действия арабов.

Но, несмотря ни на что, когда 14 мая 1948 г. последний комиссар Алан Кеннингэм завершил тридцатилетнее правление англичан в стране и, стоя на борту британского корабля, отдал честь спускающемуся флагу Великобритании, в это же время в небольшом зале музея искусств в Тель-Авиве Давид Бен-Гурион в 16ч 37 мин перед аудиторией в 200 человек зачитал Декларацию Независимости Израиля. И просто, буднично без особого пафоса сказал: «Государство Израиль появилось. Заседание окончено».

А на следующий день пять арабских государств объявили войну только что образованному, молодому государству. Началась война за независимость, долгожданную почти две тысячи лет. Независимость, которую приходится отстаивать и сегодня.

Литература

Г. Сакер. История Израиля, Т.1, Библиотека «Алия», Иерусалим, 1994 г.