Что такое время?

Что такое время?

No Comments
В седьмой день после того, как мы вышли из Египта, для нас расступились не только воды, но и небеса, и всякий, кто шел между застывшими стенами, видел то, что находится "за пределом небосвода". Его глазам открылось то же самое, что и глазам пророка Йехезкеля, книга которого начинается словами: "И открылись небеса, и увидел я видения Всесильного". Останется ли человек прежним, если ему удалось однажды заглянуть за пределы небес, выйти из ограничений пространства и времени и увидеть все и во всех временах сразу? В песне, которую запели сыны Израиля, перейдя через море, сказано: "Это мой Б-г и буду восхвалять его". Мидраш говорит, что сыны Израиля показывали пальцем на видение Царя, восседающего на престоле (а престол Его - это небеса), и говорили "это мой Б-г". (Слово "это" в Торе предполагает, что пользующийся им указывает на то, что он видит). Если за пасхальным столом мы должны почувствовать себя выходящими из Египта, то в седьмой день праздника нам следует представить себе, что это именно мы с вами перешли через море. И так же, как в наши дни, думая об Исходе и "примеряя его на себя", мы прежде всего размышляем о духовной свободе и освобождении от влияния чуждых нам культур, обращаясь к теме перехода через море, нам следовало бы представить себе, что мы не только прошли через воды, но и вышли в другую плоскость бытия. Время и пространство обрели для нас другое значение - такое же, какое они имеют для пророков. Йеуда а-Леви в одном из своих стихотворных произведений говорил о том, что люди находятся в плену у времени, и единственная возможность освободиться из-под его власти - это служить Всевышнему. "Только Его рабы - свободны". Он имел в виду, что все на свете преходяще и как все невечное лишено смысла, кроме заповедей Торы, которые формируют подобие человека Творцу, не подверженному ни изменениям, ни ограниченности во времени. Кроме того, каждая исполненная заповедь увеличивает степень подобия в самом человеке, и тем самым приближает его к Б-гу (в духовном мире расстояние измеряется не метрами, а степенью подобия: подобные близки, а непохожие - далеки друг от друга). А что же нужно душе, кроме как быть поближе к Источнику? Свобода - это возможность реализовать свои истинные желания. А что же нужно душе, чего она ищет все дни своего пребывания в теле? Близости к Творцу, которую могут ей дать только исполненные заповеди. Вот и получается, что только подчинившись приказам Всевышнего, как раб господину, человек удовлетворяет истинное желание своей души быть поближе ко Всевышнему. Только раб свободен! Не случайно мидраш говорит, что если бы сыны Израиля увидели первые скрижали (Моше разбил их, спускаясь с горы Синай и приближаясь к стану, когда он услышал издалека веселье идолопоклонников), они оказались бы свободными даже от влияния времени - смерть не властвовала бы над ними. Первые скрижали - кусок небес. Того самого неба, которое благодаря заповедям Торы, начертанным на них, раскрываются и позволяют созерцать мир, не подверженный изменениям и, следовательно - влиянию времени. "Это ворота небес - праведники пройдут через них" - сказал царь Давид. Так вот, скрижали - это ворота небес, которые были приближены к земле настолько, что каждый мог бы открыть их в любом месте, в повседневной жизни, в своем доме, подчинив свои действия повелению Всевышнего. И Образ и Подобие раскрылись бы в нем самом столь явно, что перевели бы его в иную плоскость бытия, в мир пророков. Именно еврей - Альберт Эйнштейн - изменил представления всего человечества о пространственно-временной структуре мира, показав взаимосвязь этих, казалось бы, ничем не связанных друг с другом аспектов и доказав относительность времени и его зависимости от наблюдателя. Но если для ученого время - это свойство материи, определяющееся теми изменениями, которые постоянно происходят в материальном мире, то для пророка или человека, знакомого с книгами пророков и понимающего их смысл, время - это нечто отдельное от материи, сотворенное прежде нее и определяющее пути ее развития. Виленский Гаон сказал, что благословение перед псалмами, предворяющими молитву "осе маасе берейшит" - "творящий самое начало мира" является благословением сотворившему время. Таким образом, слова "в начале сотворил Всесильный..." следует понимать как намек, что сотворено, прежде всего было начало - "решит". Слово "берешит" ("вначале") формирует у всех, кто читает первые строки Торы, представление о материи как о вторичной, а не первичной субстанции. Слово "решит" образовано от "рош" (что означает "голова") и, прежде всего, указывает на обособленность и качественное отличие начала от того, что является его продолжением (подобно тому, как голова качественно отличается от тела, которое нельзя назвать ее продолжением). Начало не может определяться бессмысленным, случайным импульсом - оно связано с мыслью и планом, предшествовавшими материи, приведшими к ее возникновению и продолжающими постоянно воздействовать на нее на протяжении долгой истории, чтобы привести все существующее к определенной цели. А цель - это максимальное приближение человека и всего существующего к Образу и Подобию. Того, что под небесами - к тому, что над ними, раздробленности к Единству, вражды к Добру, бессмысленного к Пониманию. Отсюда легко прийти к заключению, что если понятие "начало", связанное с понятием "время", описывает активный фактор, то и само понятие времени, являющееся как бы его разверткой, также должно означать активное воздействие на мир. После всего сказанного время можно определить как "проявление задуманного". С точки зрения еврейского мировоззрения, время также является творением - процессом, созданным в самом начале для реализации замысла. Пространство - это развертка времени или реализация времени. Прежде всего, подтверждение такому положению мы находим в лексической особенности языка, отмеченной выше: понятие максимального пространства - мир или вселенная и понятие максимального предела времени - вечность выражаются одним и тем же словом - "олам". Далее, воспользуемся описанием творения, приведенным в Торе, и обратим внимание на то, что появление объектов или субстанций, определяющих пространственные рамки (таких, как небо и земля), является раскрытием временной единицы: "И был вечер, и было утро - день один" (Берешит, 1:5). Первый день нашел свое воплощение в небе и земле, а также в свете и темноте, возникших на начальном этапе творения. Вечер и ночь соответствуют миру мысли, а утро и день - воплощению замыслов Творца. Аналогичное описание очередного этапа творения приводится и для всех последующих дней. Таким образом, пространство и все наполняющее его и занимающее в нем место возникает как развертка времени - каждый из этапов творения раскрывается как истекшая временная единица, полностью раскрывшая свой потенциал, и ее имя - сутки. Время продолжает разворачивать в пространственных образах ту картину, которая возникла в мире мысли. Рамбан, комментируя слова Торы "ибо в этот седьмой день прекратил всю работу Свою, которую сотворил Всесильный, чтобы делать", пишет: "Ибо шесть дней творения - это шесть тысяч лет истории мира... Первичная стадия творения содержит в себе потенциал будущего развития и формы, определяющие пространство и наполняющие его: небо, земля, светила, рыбы, животные - все они являются выразителями процесса творения и в то же время содержат в себе потенциал дальнейшего раскрытия аспекта времени как событий, происходящих во вселенной и меняющих ее духовный облик настолько, что можно говорить об изменении всего мира. Соотношение пространства и времени можно также представить как соотношение сосуда и того, что его наполняет. Наполнение - некая идея, развертывающаяся во времени, которое само по себе наделено творящей силой и создает формы-сосуды для постепенного выражения глобальной цели или, иными словами, наполнения сосуда содержанием. ...
Читать далее...
Их убивали только за то, что они были евреями

Их убивали только за то, что они были евреями

No Comments
  Этого убеленного сединами пожилого человека привела в редакцию тревога за будущее страны. "Сергей Филиппович Древецкий, - представился он, - историк по образованию..." Получивший в свое время звание "Праведник Украины" за спасание во время войны вместе с родителями двух евреев-подростков, Сергей Филиппович пришел поделиться своим мнением о скандально-резонансных публикациях по "еврейскому вопросу" в газете "Сільські вісті". Эта тема занимала историка Древецкого не один год. Итогом тщательно собранных свидетельств о трагедии массового уничтожения евреев в годы войны в Украине и борьбе представителей этого народа с оккупантами стала его книга "И целый мир спасти...". Вот так со ссылками на приводимые факты в своем исследовании и в заочной полемике с автором публикаций в "Сільських вістях" профессором Василием Яременко и прошло наше многочасовое общение. - В своих публикациях - "Миф об украинском антисемитизме", "Евреи в Украине сегодня: реальность без мифов" профессор Яременко, говоря его же словами, "выдает грешное за праведное, прибегает к подмене понятий, двойных стандартов", - говорит Сергей Филиппович. - В чем это выражается? Ну хотя бы в таких пассажах: "Почему же среди украинцев не нашлось ни одного депутата, который довел бы до сознания всего общества, что последние 12 лет Украиной руководят "жиды"... "Почему украинцы не требуют раскаяния у евреев за людей, которых убили Каганович, Троцкий, Зиновьев, Каменев?" "Привидение сионизма в Украине преобразовалось в извращенную реальность. Такова правда, без мифов"... Даже для малоосведомленного в историческом плане человека такие обвинения выглядят, скорее, глумлением над исторической правдой как таковой. Кто руководит Украиной последние 12 лет, люди какой национальности - и школьнику известно. А делить преступления большевистско-компартийной группы революционеров по национальному признаку, выдергивая из руководящей верхушки отдельные имена и приписывая им злодеяния всей системы, - все равно что назвать Сталина евреем, Молотова - жидом... ...
Читать далее...
“Листья падают, птицы улетают – отчего я так долго живу?”

“Листья падают, птицы улетают – отчего я так долго живу?”

No Comments
Сионизм

Сионизм

No Comments
  Когда мы произносим слово "сионизм", то сразу возникают имена Т.Герцля, З.Жаботинского, Бен-Гуриона, реже Арлозорова, Нордау, Усышкина и т.д. А между тем термин "сионизм" возник еще до того, как Т.Герцль побывал на процессе Дрейфуса, где ему, молодому журналисту, стало ясно, что евреям нужно свое государство. Еще не снял гимназической формы З.Жаботинский, когда журналист Натан Бирбаум на дискуссии в Вене впервые употребил термин "сионизм". Сионизм - это движение за возвращение евреев в Сион, это движение за возвращение достоинства еврейскому народу, за его возрождение на Святой земле. И хотя сионизм обычно связывают с концом ХIX началом ХIX веков, сионистские чаяния, мечта о возвращении на Святую землю владела евреями на протяжении всех двух тысяч лет изгнания. Ведь не зря ежегодно в Пэсах произносили: "В этом году - рабы, а в будущем - свободные люди. В этом году в изгнании, а в будущем - в отстроенном Иерусалиме". ...
Читать далее...
Бейт-кнесет

Бейт-кнесет

No Comments
Декларации и реальность

Декларации и реальность

No Comments
С тяжелым чувством я наблюдал за новостями из Вашингтона. Собственно, не было никаких сомнений, что встреча главы правительства с американским президентом закончится полной поддержкой плана отступления из Газы. Но все же, какая-то надежда оставалась. Увы, произошло то, что и должно было произойти. Премьер-министр Шарон от имени нашего государства пообещал оставить Газу, разрушить еврейские поселения - труд поколений, взамен на обещания. Что же это за американские обещания, которые так обрадовали многих? Их можно свести к двум. Первое - при соглашении об окончательном урегулировании Израиль не обязан возвращаться в границы 1949 года. Второе - палестинские беженцы вернутся не в Израиль, а на территорию "Палестинского государства". Прежде, чем приступить к рассмотрению этих обещаний, несколько общих замечаний. В Вашингтоне встретились два человека, у которых хватает весьма и весьма серьезных проблем помимо ухода Израиля из Газы. Проблемы нашего государства - это последнее, что сейчас беспокоит американского президента, - ему вполне хватает проблем с Ираком, а кроме того, он сейчас занят предвыборной компанией, которая развивается не по самому радужному для него сценарию, и он готовится принять, возможно, самый главный бой в своей жизни. С другой стороны - премьер-министр Израиля, которому в скором времени могут быть предъявлены тяжелые обвинения. Мы, разумеется, уверены в его невиновности, но также уверены и в том, что судьбоносные для страны решения в такой ситуации принимать не следует. Ну а теперь вернемся к обещаниям. О первом, касающемся будущих границ, даже не хочется говорить. Увы, это несерьезно. Клинтон и Барак предлагали палестинцам ПОЛНЫЙ уход Израиля из Иудеи и Самарии и раздел Иерусалима. Арафат отказался. Неужели он или тот, кто его заменит, согласится на меньшее? Мне могут возразить: мол, если американцы нас поддержат, то обойдемся и без согласия. Но зачем тогда было огород городить, привозить сюда Арафата с его бандой и десять лет вести переговоры с террористами? Тогда с самого начала надо было договариваться с американцами, они гораздо симпатичней! Второе обещание - возращение беженцев в "Палестинское государство". Прежде всего, с этим вторым обещанием не все так просто. В оригинале, на английском языке, фраза звучит так: "Расселение беженцев лучше там, чем в Израиле". Это больше напоминает доброе пожелание, с которым никто не обязан считаться, но никак не твердую позицию. Но, допустим, это-таки обещание. И чему мы должны радоваться? Что это нам дает? В Газе проживают полтора миллиона человек - беженцы (и их потомки) из Яффо и арабских деревень Негева и Юга страны, которые мечтают вернуться в СВОИ дома. Они живут в невыносимых условиях пятьдесят шесть лет. Дед передает внуку ключи от дома в Яффо и говорит: "Это ключ от твоего дома, ты должен вернуться туда". Они живут этой надеждой на возвращение в свои дома. В какое "Палестинское государство" они могут "вернуться"? Они же бежали не из Шхема или Рамаллы. Для них "право на возвращение" в Калькилию - все равно что "право на возвращение" в Уругвай! Но никто не хочет всерьез заниматься их проблемами. Как говорил в сердцах покойный Рабин: "Чтоб эта Газа затонула". По этому принципу действовали и действуют все израильские правительства. Ну что ж, прекрасно. Давайте отмахнемся от проблемы, уйдем, отгородимся от них и сделаем вид, что эти полтора миллиона человек превратятся в в великих миротворцев и возрадуются, что им разрешили и дальше прозябать в лагерях беженцев - в отвратительных условиях, в лапах исламских экстремистов, в ужасающей нищете, впроголодь, без нормальной жизни и без малейшей надежды на таковую. Давайте представим, что они перестанут нас ненавидеть и перестанут мечтать уничтожить нас. Какие проблемы решают они и какие проблемы решаем мы, приняв декларации президента Буша? Они не получают ничего, даже надежды на какое-то изменение. А что получаем мы? Разрушить два десятка поселений, изгнать их жителей, выдать приз террористам, вдохновить их на новые "подвиги", уверить их в том, что мы бежим под ударами... А что мы получаем взамен? Свору "воинов аллаха", уверенных в близкой победе, и полтора миллиона отчаявшихся обитателей лагерей беженцев - прекрасный вербовочный материал для армии террора. Нанесем удар по своим, чтобы усилить врага. Потрясающий политический ход! Необходимо понять, что есть всего две возможности ДЕЙСТВИТЕЛЬНО решить проблему беженцев. Первая возможность - разрешить им вернуться в свои дома: в Яффо, Лод, Хайфу, Акко, Ашдод, Ашкелон и т.д. Разумеется, это означает конец государства Израиль. Причем речь идет не только об исчезновении еврейского характера государства, но и о географическом исчезновении страны. С этим не спорят даже левые. Есть и второй путь. Необходимо четко и однозначно заявить, что никакого "права на возвращение" не будет. Мы не виноваты в том, что арабы Эрец Исраэль упустили свой шанс в прошлом и мы не готовы к самоликвидации ради осуществления их мечты. Вместе с тем необходимо дать этим людям надежду на будущее, дать уверенность в том, что если не они, то их дети будут жить достойной жизнью, полноправными гражданами своей страны. Эта страна - Палестинское государство Иордания, две трети граждан которой называют себя "палестинцами". Лагеря беженцев должны быть расформированы, жители эвакуированы. Именно в этом направлении должна строиться израильская политика, и задача Израиля - не только убедить американцев в правильности этого пути, но и принять участие в финансировании этой программы. Только на этом направлении есть шанс на НАСТОЯЩИЙ мир, так как в перспективе выигрывают обе стороны. Мы избавляемся от инфраструктуры террора, они обретают шанс на достойную жизнь. Можно долго игнорировать болезнь, но в один "прекрасный" день это может привести к плачевным последствиям. Мы в течении десятилетий игнорировали проблемы арабов - жителей Иудеи, Самарии и Газы, для нас они были дешевой и бесправной рабочей силой, это привело к тому, что Израилю приходится вести войну на выживание. Еще не поздно спасти положение, только при этом понадобятся не заокеанские декларации, а настоящее мужество и реализм израильтян. Бени Эйлон, министр туризма, депутат Кнессета, лидер партии Моледет. Перевод Ю. Ароновича ...
Читать далее...
Сравнение мнения трактата Мегила и комментария Раава на Ваикра, 26:32

Сравнение мнения трактата Мегила и комментария Раава на Ваикра, 26:32

No Comments
"И опустошу Я землю и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней" (Ваикра, 26:32). Этот стих говорит о будущем наказании сынов Израиля: разрушении городов и селений Святой Земли. Но все то время, пока народ будет находиться в изгнании, никто не отстроит и не восстановит их. Поля и виноградники не будут давать урожая. И как бы ни старались другие народы возродить жизнь - все их попытки будут тщетны. Невозможность заставить землю давать урожай и заселить ее неевреями вызовет изумление врагов. Но прежде, чем поведать о запустении Земли Израиля, Тора говорит о разрушении Храма из-за того, что народ не оставил идолопоклонство и продолжает приносить жертвы на высотах: "И опустошу святилища ваши и обонять не стану запах жертв ваших" (Ваикра, 26:31). Обычно Всевышний называет Храм "Мое Святилище", а жертвоприношения - "приятный запах". Но здесь Храм назван "святилища ваши", а слова "запах жертв ваших" свидетельствуют, что Всевышний не принимает приношений сынов Израиля (не Мои, а ваши). ...
Читать далее...
850

А четвертое поколение вернется сюда…

No Comments
   Напарник мой спал, а ночную передачу по «Армейской волне» вела женщина-врач из известного в Израиле сумасшедшего дома "Абарбанель".    Ночью с нашей горы видны огни Йерушалаима, Тель-Авива, Ашкелона, Ашдода и Азы. Днем можно увидеть море, а если очень повезет и смотреть в разные стороны, то - два моря: Средиземное и Мертвое. Если уж от чего сходить с ума, то только от красоты. Ночное дежурство - не развлечение. А тема передачи для всех тех, кто не спит на посту в два часа ночи, - сны: «Что Вам приснилось? Расскажите, не стесняйтесь…»   Какие-то скучные люди звонят и, не спеша, рассказывают свои сновидения, навеянные скучной жизнью и, фактически, являющиеся продолжением рабочего дня. И вдруг сонливость слетела в одно мгновение. За далекими огнями побережья раскрылись целые миры, и только докторша со своим плоским толкованием по Фрейду пыталась все опошлить.   Позвонила пожилая женщина. «Я сама из Польши, – говорила ночная собеседница всех стражей. - Мы бежали с отцом перед самой войной, а мама не смогла, она была очень больна. Она велела отцу уезжать и спасти детей...» Откуда интересно льется этот голос? Из какого мира? Говорят, что души праведников сияют, как звезды на небе. Может быть, они могут ворваться в эфир? Но ведь это не так уж и важно. Тем более ночью с нашей горы и земля, густо посыпанная огнями, кажется звездным небом. ...
Читать далее...
851

Недельная глава Хаей Сара: Хеврон

No Comments
Всевышний собрал крупицы почвы или, как говорят, «праха земного» со всей земли и создал тело человека. А затем вдохнул в него душу.  Название Хеврон образовано от слова «хибур» – «соединение». Отсюда был взят материал для головы первого человека, а сердце было создано из почвы Храмовой горы.  Итак, духовность впервые проникла в материальный мир через ноздри человека, когда Всевышний вдохнул в Адама душу. Несовместимое – дух и материя – соединились в тот момент, когда забилось сердце и возник человек.  Поскольку ноздри Адама не только наполняли легкие кислородом, но и все его существо – Б-жественным дыханием, оживляющим мир, его голова была важнее сердца и всех других частей тела. Поэтому он и похоронен там, откуда была взята земля для его головы, - в Хевроне. Соединение тела и души, Б-жественного дыхания, оживляющего мир, и воздуха в легких человека… Все это связано с этим географическим местом. Рядом с ним похоронена Хава. ...
Читать далее...
853

Арвут ададит – взаимная ответственность

No Comments
   Мы привыкли говорить о собирании евреев на своей родине, как о процессе, не укладывающемся ни в рамки законов природы, ни в рамки законов развития человеческого общества. И это действительно так. Но не всякое чудо дается легко и приносит мгновенное спасение и счастье. Собирание рассеянных из стран Запада и Востока, северного и южного полушарий земного шара происходило на фоне трагедий, постигших миллионы людей. Речь идет не об одном или двух годах, а о процессе, продолжающемся последние 150 лет.   За все это время было мало случаев, когда общины поднимались с песней, окрыленные мечтой. Люди снимались со своих мест вынужденно. Они оставляли страны, в которых столетиями жили их предки, с нелегким чувством. Кусочек сердца каждого из них оставался на чужбине. Евреи перебирались на новое для них место со своими горестями, опасениями и надеждами.   Мудрецы эпохи Талмуда (3–6 в.), предвидя время «великого переселения народа», говорили, что процесс собирания евреев по своей сложности и тяжести похож на "Чудо на море", воды которого расступились, пропустили евреев и обрушились на египтян. И если в период исхода из Египта все законы природы были поставлены с ног на голову в одном месте, то в наше время все перевернулось повсюду и не осталось стран и континентов, развитие которых происходило бы в соответствии с какой-то привычной последовательностью событий. ...
Читать далее...