Сионизм

Сионизм

November 9, 2004 Автор: Талла Балан - No Comments

 

Когда мы произносим слово "сионизм", то сразу возникают имена Т.Герцля, З.Жаботинского, Бен-Гуриона, реже Арлозорова, Нордау, Усышкина и т.д. А между тем термин "сионизм" возник еще до того, как Т.Герцль побывал на процессе Дрейфуса, где ему, молодому журналисту, стало ясно, что евреям нужно свое государство. Еще не снял гимназической формы З.Жаботинский, когда журналист Натан Бирбаум на дискуссии в Вене впервые употребил термин "сионизм".
Сионизм – это движение за возвращение евреев в Сион, это движение за возвращение достоинства еврейскому народу, за его возрождение на Святой земле.
И хотя сионизм обычно связывают с концом ХIX началом ХIX веков, сионистские чаяния, мечта о возвращении на Святую землю владела евреями на протяжении всех двух тысяч лет изгнания. Ведь не зря ежегодно в Пэсах произносили: "В этом году – рабы, а в будущем – свободные люди. В этом году в изгнании, а в будущем – в отстроенном Иерусалиме".
Формулируя тринадцать тезисов сионизма, историк В.Лакер в своей книге "История сионизма" приводит аргумент, что сионизм – это реакция на антисемитизм. Можно, конечно, с этим согласиться, но ведь даже, когда евреям было неплохо в галуте, все равно мечта о возвращении на свою землю их не покидала.
Интересен такой факт. Ведь в аналогичном положении были афро-американские негры, которых силой привезли из Африки в Америку, обратили в рабов, подвергали дискриминации, унижениям и даже уничтожению. Несмотря на все декларации о равенстве, не до конца они равноправны и сейчас. И, тем не менее, не было и нет у них мечты о возвращении. Не лелеют вернуться и украинцы, угнанные во время Второй мировой войны в Германию, и ныне рассеянные по всему миру. А сионизм себя не исчерпал до сих пор, хотя уже более пятидесяти лет как создано еврейское государство, и евреи то бурным, то более слабым потоком все прибывают на свою землю.
На протяжении всей истории еврейского изгнания мечты о возвращении то ослабевали, то усиливались, а сионистские чаяния приобретали различную окраску. Сначала это была мечта об отстроенном Храме, разрушенном вавилонянами. Эту мечту реализовали Эзра и Нехемья.
Затем уже в XVIII-XIX вв. хасиды и последователи Виленсского Гаона просто приехали в Эрец, чтобы жить в ней и служить Творцу. Халуцим, прибывшие на Святую землю, мечтали владеть этой землей и возделывать ее. И постепенно их устремления преображались. И от покупки земли они уже помышляли о собственном государстве.
Немало нападок претерпевали сионисты. Их противниками, как это ни странно были враждующие между собой ортодоксы и эмансипированные евреи. Первые считали, что сионисты предлагают еврейству национальную, а не религиозную основу.
На протяжении всей истории еврейского изгнания мечты о возвращении то ослабевали, то усиливались, а сионистские чаяния приобретали различную окраску. Сначала это была мечта об отстроенном Храме, разрушенном вавилонянами. Эту мечту реализовали Эзра и Неемия. Затем уже в новое время XVIII-XIX вв. хасиды и приверженцы Виленсского Гаона просто приехали в Эрец, чтобы жить на ней и служить Творцу. Халуцим, которые прибыли на Святую землю, мечтали владеть этой землей и возделывать ее. И постепенно их устремления преображались. И от покупки земли они уже помышляли о собственном государстве.
Немало нападок претерпевали сионисты. Их противниками, как это ни странно были враждующие между собой многие религиозные движения и эмансипированные евреи. Первые считали, что сионисты предлагают еврейству национальную, а не религиозную основу. Ведь Израиль вне своего вероучения – не народ (Саадия гаон). Религия создала народ. Религия даст свое царство (государство). Без ожидания Торы и ее заповедей у горы Синай нет еврейского народа.
Сторонники эмансипации также были ярыми противниками сионизма. Считая, что евреи на протяжении веков живущие среди других народов слились с ним, а предоставление им равных гражданских прав с коренным населением открывает дорогу к сотрудничеству и взаимовлиянию. А желающие соблюдать заповеди, пожалуйста, мы уже немцы, французы, только Моисеева закона. И ни о какой Святой земле нечего помышлять. С нею нас ничего не связывает.
Не прошло и ста лет, как «французов» и «немцев» иудейского вероисповедания благополучно отправили в газовые камеры, а чудом уцелевшие никому не были нужны кроме как своей Святой земле.
Оппозиция сионизму была стара, как сам сионизм. Сионистское движение критиковали со всех сторон: его осыпали, упрекали евреи и неевреи, левые и правые, верующие и атеисты. Одни утверждали, что сионизм поставил перед собой неосуществимые цели, другие – что осуществление этих целей нежелательно; третьи же полагали, что стремления сионизма одновременно и иллюзорны и нежелательны. Сионистов критиковала католическая церковь, обвиняя в агрессии против арабов. С нею были солидарны пацифисты. Л. Толстой утверждал, что сионизм – это милитаристское движение. Антисемиты же приветствовали сионизм, так как евреи и иудаизм, считали они, были деструктивной силой, а потому необходимо избавиться от их влияния.
Но поскольку на всем в еврейском мире и еврейской жизни лежит рука Творца, то как бы ни пытались различные силы противиться тому, что происходит у евреев, события будут развиваться так, как решено на небесах. И само появление сионизма ничто иное, как проявление воли Вс-вышнего.
А так как Тора дана тебе и сегодня, то, естественно, всякое явление имеет ту форму и ту идею, которые соответствуют современности.
Тогда и появился халуцианский сионизм (конец XIX века). Когда Моше вывел народ из Египта и вел его по пустыне, воин из колена Реувена и Гада дали клятву «наавор халуцим» («Пойдем впереди всех по пути Г-спода»). Отсюда и пошло понятие «халуцим» – идущие впереди всех. Халуцим – это смелые люди, которые не побоялись выйти из укрепленных и безопасных городов, поменять привычный образ жизни, чтобы обрабатывать и возвращать к жизни заброшенные земли. Эти глубоко религиозные люди – ремесленники, мелкие торговцы, учащиеся иешив – свое стремление к заселению и освоению Эрец Исраэль черпали из Торы и поучений мудрецов прошлого, которые жили прежде на этой земле.
Халуцим знали, что надо хорошо потрудиться, и запущенная земля отблагодарит во сто крат, потому что в древности она была обильна и плодоносна. Они были замкнуты и одиноки, не поддерживаемые остальными массами. Но их убежденность в том, что они совершают святое дело, вселяла в них энергию, и они еще с большим упорством вгрызались в свою землю и метр за метром отвоевывали ее от пустыни. И очень скоро они увидели плоды своих рук. Появились поселения, зацвели сады, плодоносила земля. Халуцим осушали болота, строили дороги, отражали вылазки арабов.
Халуцим были в меньшинстве, но это была как раз та горстка энтузиастов, тот костяк, который всегда является фундаментом, на котором держится мир. Их вклад велик в сионистское движение, так как именно они создали ту материальную базу, на которой уже могли развиваться и воплощаться в жизнь идейные, духовные и политические устремления еврейского народа.
В начале 20 века, когда сионизм уже приобрел статус политического движения, а основная масса евреев была религиозна, на арене сионистского движения появилась личность, которая соединяла в себе устремления и чаяния как представителей политического сионизма, ратующих за свое независимое государство, так и ортодоксальных евреев, идея которых заключалась в ожидании Машиаха и восстановлении Храма.
Этой личностью был рав Кук. Да, утверждал он, – Храм должен быть восстановлен. Но восстанавливать его должны мы, и тогда наступит «геула» – освобождение. Так родился религиозный сионизм, самая высокая ступень еврейского самосознания. «Тора и труд» – его лозунг и основная идея.
Рав Кук проложил мост через воображаемую пропасть и объяснил, что то, что казалось будничным, – заселение земли, ее возделывание – на самом деле было святым, а то, что казалось вполне естественным, – на самом деле являлось чудом.
Приверженцы движения «Тора и труд» справедливо утверждали, что не протестами и демонстрациями утверждается характер сионистской деятельности, а практическими делами, личным примером, строительством в духе Торы. Партия религиозных сионистов «Хапоэль Хамизрах», являясь самой прогрессивной в Израиле, объединяет в себе женское движение, молодежную группу, которая проводит просветительскую деятельность, осуществляя патриотическое воспитание.
Декларация Бальфура 1919 г. и мандатный режим 1920-1948 гг. внесли, разумеется, иные проблемы в сионистское движение. Теперь появилась возможность, как считали сионисты, беспрепятственно возвращаться в Эрец- Исраэль и возрождать ее. Теперь у евреев появился свой очаг. Сионисты требовали заменить слова «Национальный очаг» на «Еврейское государство» или «Еврейскую федерацию», чтобы подчеркнуть право евреев на эту землю. Но англичане воспротивились этому, ибо в этом случае получается, что евреи от мандата не зависят.
В период Британского мандата задача у сионистов еще более усложнилась так как приходилось бороться за алию для тех, кто этого желал, поскольку англичане постоянно вводили ограничения на репатриацию евреев. С другой стороны постоянно вести пропаганду в галуте за возвращение в Эрец Исраэль. Арабское население, поддерживаемое британцами, терроризировало ишув, и сионистам приходилось еще вступать в борьбу с арабскими руководителями. Те обещали им покровительство, если евреи откажутся от английского мандата. Но сионисты на такое предложение не соглашались.
«Арабская проблема» лежала в основе всего комплекса сионистских политических проблем. Сионистским лидерам с самого начала было ясно, – проблема эта подлинная, а не надуманная, но они надеялись, что от этой проблемы евреев избавят англичане. Но, увы, они только ее усугубляли.
Вторая мировая война и Катастрофа изменили все сионистские представления. С началом войны сионистским лидерам в какой-то момент показалось, что мировая война сама по себе, ввиду глубоких перемен, которые она с собой несет, предоставит сионизму широкие возможности, подобно тому как это случилось в Первую мировую войну. То есть предоставит возможности в направлении создания государства.
Но у немцев были совсем иные планы в отношении евреев. И места для еврейского государства в этих планах не было, так как в этом государстве жить будет некому. Поскольку осуществлялся план «Окончательного решения еврейского вопроса». (Что касается Европы то там на 90% этот план был выполнен) На совести англичан сотни тысяч еврейских жертв. Это люди, бежавшие из Европы, которым британцы «согласно своим «белым книгам» не разрешали въезд в Эрец Исраэль.
И даже после войны, когда стали известны ее трагические последствия, сионистским лидерам приходилось огромными усилиями добиваться увеличения квоты на въезд евреев, уцелевших в Катастрофе.
Нюрнбергский процесс и обнародование масштабов Катастрофы привели к мысли, что евреям нужно свое государство.
Ноябрь 1947 года, раздел Палестины, завершение мандата англичан и провозглашение государства Израиль 14 мая 1948 года, казалось бы, в сионистском движении уже отпала необходимость. Но нет. До тех пор, пока будет существовать галут, будет существовать и сионизм.
По сей день в мире живет сионистское движение. И так же, как и сто лет тому сионизм подвергается нападкам. Его сравнивают и с фашизмом и с акулой империализма, его отождествляют с нацизмом.
И так же как сто лет тому у сионизма различные подходы к своей цели. Одни считают, что еврейское общество должно следовать социалистическим принципам, другие ни на шаг не хотят отойти от учения, третьи сочетают в себе Тору и современность, четвертые считают, что наступила эра пророческого сионизма, сменив так называемый пост-сионизм.
Тем не менее, религиозный и политический, поселенческий и пророческий, и может, уже появился новый сионизм; при всем различии их взглядов на то, каким должно быть еврейское государство, все сходятся в одном. Израиль – еврейское государство, и поэтому место евреев всего мира здесь. А они уже пусть, каждый для себя, выбирают, к какому «сионизму» они примкнут. Главное жить на Святой земле и привносить свой вклад, пусть даже очень скромный, в ее процветание