Незнакомый Израиль

Незнакомый Израиль

No Comments
    Недавно в Нюрнберге состоялась 54-ая международная выставка изобретений IENA.    В выставке приняли участие 680 ученых из 40 государств, в том числе из Австрии, России, Швеции, Португалии, Польши, Аргентины и Южной Кореи. Израиль представляли исключительно новые репатрианты из республик СНГ. Д-р Давид Метревели удостоился на выставке золотой медали за разработку вертолета "Нешер", предназначенного для эвакуации людей, находящихся в небоскребах. Вертолет можно использовать в ситуациях, когда небоскребы могут рухнуть в результате землетрясения, пожара или теракта. По словам изобретателя, если бы во время теракта во "Всемирном Торговом Центре"  американцы располагали несколькими вертолетами "Нешер", сотни людей были бы спасены.   Программа БАШАН, от имени которой было представлено 40 изобретений, удостоилась серебряной медали за вклад в абсорбцию новых репатриантов и развитие технологии.  Бронзовые медали получили профессор Павел Рабинович, разработавший новый препарат против амнезии, а также инженер Анна Степанова и д-р Левин, предложившие новую технологию электросварки. "Достижения наших ученых на выставке в Германии стали лучшим доказательством того, что Израиль занимает достойное место в мировой науке", - сказал генеральный директор министерства промышленности и торговли Амир Хайек. ...
Читать далее...
“Мишеберах”

“Мишеберах”

No Comments
  В Талмуде (Бава Батра, 116а) говорит рабби Пинхас бар Хама: «Каждый, у кого есть больной в доме, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него». Это изречение породило обычай, распространившийся у евреев – просить мудреца молиться за больных. Слушая чистую и возвышенную молитву мудреца, человек учился молиться за своих близких. Намек на этот обычай можно увидеть в Торе, в словах Моше (Шмот 18:15): «…так как приходит ко мне народ вопрошать Б-га». Со временем распространился обычай благословлять больных публично в синагоге во время чтения Торы, произнося молитву «Мишеберах», особенно в Шабат. Рабби Моше Исерлис пишет (Шулхан Арух, Йоре-Деа 335:10): «В этих странах (Восточной Европы) принято благословлять больного в синагоге и просить о милосердии для него». Смысл этого обычая – пробудить милосердие свыше, так как община в этот момент занята изучением Торы, и это делает ее молитву равноценной молитве мудреца. ...
Читать далее...
Молитва за благополучие попавших в плен и пропавших без вести солдат Армии Обороны Израиля и сотрудников сил безопасности

Молитва за благополучие попавших в плен и пропавших без вести солдат Армии Обороны Израиля и сотрудников сил безопасности

No Comments
Тот, Кто благословил наших отцов Авраама, Ицхака и Яакова, учителя нашего Моше, и первосвященника Аарона, и царей Давида и Шломо, Он благословит, и сохранит, и проложит путь, и спасет попавших в плен и пропавших без вести солдат Армии Обороны Израиля и сотрудников сил безопасности: Рона сына Батьи (Арад) Зхарью Шломо сына Мирьям (Боймель) Йекутиэля Йеуду Нахмана сына Сары (Кац) Цви сына Пнины (Фельдман) Йонатана сына Малки (Поллард) Гая сына Рины (Хевер) Вместе с нашими братьями всего дома Израиля, которые находятся в беде и в плену, ибо все это общество святое молится за них. В ответ на это Пресвятой, благословен Он, преисполнится милости к ним, и сохранит их, и спасет их, и избавит их от всякой беды, и несчастья, и от всякого недуга, и болезни. Укрепит Он их дух, и придаст им силы, и устранит любую их боль, и не даст им пропасть, и спасет их из беды, и освободит их из рук врагов, как написано: <И будет Б-г опорой униженному, опорой во времена бедствия> (Теилим, 9:10). Он поможет тем, у кого разбито сердце, и провозгласит освобождение пленных и для находящихся в заточении откроет двери и выведет их из теснины на простор, и из мрака - на свет, и из рабства - на свободу, как написано: <Выведет из темноты и тени смерти и оковы их разорвет> (Теилим, 107:14). И приведет он их в Цийон с песней вместе со всем народом Его - домом Израиля, как написано: <И искупленные Б-гом вернутся они и придут в Цийон с ликованием, и радость вечная - над головами их, и узнают они восторг и веселье, и исчезнут печаль и стенания> (Йешаяу, 35:10). В субботу и праздники добавляют: <Суббота сегодня / праздничный день сегодня / суббота и праздничный день сегодня, и нельзя взывать громко к Небесам, а спасение близко, не замедлит прийти в этот час, быстро и в ближайшее время. И скажем: <Амен!> Молитва за пленных и пропавших без вести солдат Ца_аЛя и сотрудников сил безопасности. Мишеберах авотейну Авраам, Йицхак ве Яаков, Моше ве А_арон, Давид уШломо, _у йеварех вейишмор вейифкод вейошиа эт хайялей Цва _а_агана Лейисраэль вехохот _абитахон, _ашвуим ве_анеэдарим: Рон бен Батья (Арад) Зхарья Шломо бен Мирьям (Баумель) Йекутиэль Йе_уда Нахман бен Сара (Кац) Цви бен Пнина (Фельдман) Йонатан бен Малка (Поллард) Гай бен Рина (Хевер) Бетох ш'ар ахейну коль бейт Йисраэль _анетуним бацара увашивья, баавур шеколь _ака_аль _акадош _азэ митпалель баавурам. Бисхар зе _акадош барух _у йимале рахамим алей_ем вейишмерем вейацилем вейифдем миколь цара вецука умиколь нега умахала, йехазек рухам виамец кохам вейирпа лехоль мах'овам, вимальтэм мишхитотам вейошиэм мимецукотей_ем вейиг'алем мийяд ойев, кема шекатув: <ви_и Адо-най мисгав ладах, мисгав леитот бацара>. Вейахавош ленишберей лев, вейикра лишвуйим дрор велаасурим пках коах, вейоциэм ме_ера мицара лирваха умеафела леора умишиабуд лиг'ула, кема шекатув: <йоциэм мехошех вецальмавет, умосротей_ем йенатек>. Вивием леЦийон берина, бекерев коль амо бейт Йисраель, кема шекатув: <уфдуйей Адо-най йешувун увау Цийон берина, весимхат олам аль рошам, сасон весимха йасигу, венасу йагон ваанаха>. (В субботу и праздники: Шабат _и / Йом тов _у / Шабат веЙом тов _эм милиз'ок вишуа крова лаво) _ашта баагала увизман карив, веномар: Амен. ...
Читать далее...
Из книги “Учение о десяти сферах” рабби Ашлага

Из книги “Учение о десяти сферах” рабби Ашлага

No Comments
     Все природные свойства и качества человека, которые определяют его отношения с окружающими, — все они необходимы для служения Всевышнему. (Служение понимается не как бессмысленное подчинение, а как направление усилий человека на то, чтобы приблизиться к Творцу и понять Его, насколько это возможно.    И нет другого пути для достижения этой цели, кроме исполнения заповедей, которые даны, чтобы проявить в человеке подобие Всевышнему, заложенное в каждом из нас. Кроме того, исполнение заповедей приближает человека к пониманию Всевышнего, ибо только подобный понимает подобного, и каждое исполненное повеление раскрывает перед человеком новые возможности постижения Б-жественной сущности.)    Изначально все свойства и качества были созданы и заложены в человека только для того, чтобы он использовал их для этой высокой цели, определяющей и суть и смысл существования людей. И об этом сказано: «Все именем Моим названо, и все во славу Свою сотворил» (Йешаяу, 43:7); «И все сделал Б-г ради Себя» (Мишлей, 16:4). ...
Читать далее...
731

Недельная глава Хукат: Материальное, слишком материальное…

No Comments
Центральная тема главы — способ очищения от ритуальной нечистоты, возникающей при прикосновении к мертвому телу. Имеет ли смысл изучение подобных тем сегодня, когда нет Храма и правила, определяющие в каком состоянии человек может зайти на его территорию, а в каком нет (ритуально чистый имеет право посетить святыню в отличие от ритуально нечистого), не имеют никакого практического значения и не соблюдаются? Все аспекты Торы важны и не утрачивают своей актуальности и в то время, когда нельзя применить их на практике. Очень полезно подумать над их смыслом и попытаться найти их корень. Такой поиск всегда приводит к более полному осознанию окружающей нас действительности и психологии человека, так как система заповедей связана с мировой гармонией и позволяет взглянуть на мир с точки зрения общих процессов и связей мажду объектами на духовном уровне. ...
Читать далее...
Общее и частное в нашей жизни

Общее и частное в нашей жизни

No Comments
     Наше возвращение в Землю Израиля — движение от частного к общему. Но мы боимся, что наше частное растворится в общем, и сопротивляемся «глобализации» всего происходящего в мире. Это происходит из-за непонимания, что каждая частность может проявить себя только в общем, и чем сильнее ее связь с общим, тем более яркой индивидуальностью она обладает.     На это указывают правила комментирования Торы (основы которой — основы мироздания): «Общее и частное; частное, общее и частное; общее, нуждающееся в частном, и частное, нуждающееся в общем...»     Возвращаясь в Землю Израиля, мы должны стремиться стать одним народом. Нас должна объединять взаимная ответственность друг за друга и, прежде всего, — за жизнь каждого еврея. Мы должны уметь поступаться своим частным ради общего, и само объединение должно радовать нас. К сожалению, это происходит не всегда: проклятое изгнание тянет нас назад, погружая в частности, разрывая на отдельные группы, и мы продолжаем мыслить как «частные люди». Этим объясняется идеализация старого образа жизни и прошлого времени, когда глобальные проблемы не решались. Ни проблемы ухода большого числа евреев от Торы, ни возвращения в Землю Израиля, ни строительства Храма.    Все это результат преобладания частного над общим в религиозном сознании значительного числа евреев. Отрицание учения Рамбама, обладающего универсальностью и глобальностью, и подмена его философских трудов притчами и сказками, мистическими книгами, не разъясняющими термины, использующиеся в них, — одно из проявлений отсутствия стремления к общему. ...
Читать далее...
730

Словами ученых

No Comments
Пожалуй, убедительнейшее доказательство существования Б-га вытекает из одного из самых фундаментальных принципов физики, основывающегося на теории вероятности. Речь идет о Втором законе термодинамики, который в полушуточной форме можно сформулировать так: «Легче разрушать, чем строить».   Хаос может образоваться из упорядоченных структур, но не наоборот. Порядок перетекает в беспорядок, а энергия стремится достичь минимального из всех возможных для нее уровней.    Этот закон абсолютен и действует повсюду, если только речь не идет о живых организмах. Изучая живые организмы, мы убеждаемся, что для них характерен принцип развития от простых форм к более сложным. Те, кто придерживаются теории эволюции, утверждают, что они прослеживают ступени развития от простых протеиновых колоидов до простейших вирусов и далее — к простейшим многоклеточным организмам, таким как губка и медуза, к обычным рыбам, от рыб — к амфибиям, рептилиям и млекопитающим, а от них — к человекообразным обезьянам и, в конце концов, к человеку.    Перед нашими глазами развертывается картина преобразования материи, не обладающей порядком, в живые организмы с высокой степенью организации всех входящих в них элементов. Как это может быть? ...
Читать далее...
729

И возьму вас из народов

No Comments
     Все пророки призывали сыновей Израиля к раскаянию, ибо без него невозможно окончательное избавление из-под власти народов мира (Рамбам, Гилхот тшува, 7:5).     Раби Йеуда Алкалай разъяснил, что речь идет о раскаянии не одного человека (оно не отрицается и не объявляется ненужным — просто ему уделено внимание в другом месте), а всего народа, и оно возможно только в случае возвращения на Святую Землю (записки, 324).    «И вернешься к Б-гу Всесильному твоему.., и возвратит Б-г Всесильный твой изгнанников твоих, и смилуется над тобой, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Б-г Всесильный твой... И приведет тебя Б-г Всесильный твой в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею» (Дварим, 30:2-3,6). ...
Читать далее...
726

Проблемы образования

No Comments
   Сказано в Пиркей Авот: «Талмуд Тора кенегед кулам» — «Изучение Торы имеет такое же значение, как и все остальные заповеди, вместе взятые».    Но чему учиться? Или: что такое изучение Торы? Вот ведь неожиданный вопрос для религиозного человека... Есть вещи, само собой разумеющиеся: Тора — это Тора, а учиться — значит «учиться». В пять лет идешь в хедер и учишь Пятикнижие, а в 13 — в йешиву и приступаешь к Талмуду. И на всю жизнь. ...
Читать далее...
Истоки человечества

Истоки человечества

No Comments
Адам как мощный и способный пробивать толщу материи луч, призванный делать мир скрытия прозрачным запутался в материи. Пока он созерцал мир и постигал его как книгу Всесильного, рассказывающую о Нем Самом, проникал в сущность животных и видел как за ними скрываются высшие силы, давал имена всему сущему, читая Небеса и Землю как строчки из Торы - все было прекрасно. Но когда не удовлетворившись созерцанием и анализом он рванулся в глубь материи пытаясь разгадать сам принцип механизма скрытия, чтобы не только понимать, но и ощутить единство своей души с Творцом - все сломалось. Вместо ощущения единства возникло ощущение двойственности: хорошего и плохого. Что же может быть плохого, когда Всевышний - Благо и нет возле него дурного? Только ложное ощущение того, что якобы какой-то элемент природы обладает самостоятельностью, приводит к оторванности от Источника и порождению в восприятии человека аспекта "плохо", "горе", смерть. Причиной неудачи было то, что Адам поторопился. Если бы он попытался почувствовать единство всего мира в субботу, когда творение было завершено и как все завершенное было готово раскрыть тайну своего начала, рассказать о Своем Создателе, о Его единстве и желании дарить благо, то тайны материи не были бы для него препятствием. Но он попытался почувствовать единство, в шестой день творения, когда оно не было еще завершено и все его элементы не слились в единое целое в субботней песне. Мидраш рассказывает, что Всевышний приготовил древо "познания добра и зла" (познание всегда идет по пути обобщения и в конечном итоге находит общее в противоположных аспектах) для того, чтобы дать Адаму сок плодов этого дерева в начале субботы. Поэтому Мудрецы установили для каждого еврея обязанность произносить благословение субботнего дня над бокалом вина. Так каждая суббота напоминает нам о том, что весь мир стремится к будущему времени, когда зло перестанет существовать и исчезнут все образы, связанные с ним, существующие на самом деле только в болезненном воображении человека, а следовательно и плод дерева "познания добра и зла" из смертельно опасного яда превратится в лекарство. И так чувственное восприятие Адам не раскрыл, как канал ощущения единства. Вся дальнейшая история человечества представляет собой переворачивание плохого в хорошее через осмысление, раскаяние, отказ от поверхностного восприятия. Но начинают эту труднейшую работу только праотцы еврейского народа, исправляя грех первого человека. Первые же поколения потомков Адама пошли по пути присвоения чувства, использование его не для постижения единства, а для себя, для получения собственного удовольствия (которое само по себе как таковое гораздо слабее того чувства, которое возникает у человека при постижении и ощущении единства сущего). Настолько извращенное чувственное восприятие исказило облик земли, что возникла необходимость начать всю историю заново. Мир после потопа стал иным. Образ мира после потопа - радуга. Цельный белый луч разлагается на семь составных частей потому что он не может пробить толщу облака и рассеивается при столкновении с мельчайшими элементами воды. Если бы свет был сильнее, "пылинки" воды не помешали бы ему остаться белым потоком. В человеке как в микромире произошли те же изменения: разум его (свет) стал слабее, способность видеть и постигать притупилась, чистое восприятие единства совсем уступило место сравнительному анализу. Кроме того, чувственный мир (хотя чувство так же было принципиально ослаблено) стал доминирующим. Это раскрылось мгновенно, когда Ноах попытался сделать то же самое, что и Адам: ощутить единство мира, всего сущего. Он взял плод виноградный, который сродни дереву постижения единства противоположностей (дереву познания добра и зла) и начал с того, что приготовил вино для субботнего кидуша. Но опять материя не раскрылась, но теперь, она проявила новые удивительные свойства: оказалось, что материя обрела способность воздействовать непосредственно на разум человека и притуплять и затуманивать его. После потопа (вплоть до будущих времен) Луч разума не в состоянии пробить чувства и привести их к восприятию единства, он рассеивается и теряет свое свойство простоты. Так же как и Адам, отведав плод остался без одежд из света и был вынужден прятаться от Всевышнего, так же и Ноах остался без одежд и был опозорен. Это образ того, что разрушение внутреннего мира человека, мира его глубоких чувств, выстраивающих нить связи души с Творцом приводит мгновенно и к разрушению мира вокруг человека, он чувствует себя отъединенным от мира, возникает чувство стыда и желание скрыться. Потеря ощущения единства через внутренний мир приводит к потери ощущения единства и через внешний, окружающий мир. И разум и чувство призваны строить связи души с Творцом. После потопа их ослабление и принципиальная утрата аспекта единства привели к тому, что потомки Ноаха воспринимали мир настолько раздробленным, что пришли к тому, что стали считать человека полностью самостоятельным и отделенным от Творца, и сочли возможным бороться с Ним и стали строить башню, как в мире мысли, так и в мире реальном. Эта башня до сих пор является основой всех народов мира, возникших, когда Всевышний рассеял строителей башни. ...
Читать далее...