Тора говорит об Аврааме: «И показался ему Всевышний в Элоней-Мамрэ…» (Берешит, 18:1). Как Всевышний «показывается»? – спросите вы. – Разве можно увидеть Б-га?!
К примеру, про Моше сказано: «И картину (образ) Б-га созерцал…» Рамбам разъясняет, что слово «картина» в данном случае означает то понимание и ощущение, которое остается у человека после того, как он перестает воспринимать глазами или представлять себе мысленно объект, хоть сколько-нибудь связанный с материей (Море Невухим, 3). Такое истолкование правомерно: человек видит не только то, что находится перед его глазами. Мы говорим о «картине прошлого» и об «истинной картине событий», имея в виду главным образом понимание.
Любой пророческий образ, возникающий перед глазами, – путь к восприятию образа Творца. Отказ от всего, что навязано чувственным восприятием материи, от мировоззрения, основывающегося на законах природы и выводах человеческой логики, раскрывает «картину Творца». Это похоже на логический анализ, производимый методом «от противного». Попытаемся представить себе Б-га и начнем с того, что будем отбрасывать неверные представления о Нем одно за другим: Он не вода, не воздух, не огонь, не вся природа, вместе взятая, не идея, не что-либо, что можно выразить при помощи самой высокой абстракции… И вот, когда отброшено все это, рождается понимание: слова «…и картину (образ) Б-га созерцал» означают достижение истинного понимания Б-га!
Видение земли
Путь Авраама начинается с обращения к нему Всевышнего: «Иди себе… в землю, которую Я покажу тебе» (Берешит 12:1). Что же может открыться в земле Кнаан? «И прошел Аврам по земле этой до места, где Шхем, до дубравы Море… И показался Б-г Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я эту землю»». Итак, в земле Кнаан Авраам увидел Б-га.
Однако не все способны на это. Сказано: «И поднял Лот глаза свои, и увидел всю долину Иордана, как вся она орошаема рекой: до истребления Б-гом Сдома и Аморы она была как сад Б-га, как земля египетская, – доходя до Цоара» (Берешит 13:10). Итак, можно увидеть эту землю как сад Б-га – сад, в котором все есть и остается только благодарить Творца. С другой же стороны, ее можно увидеть как землю египетскую, в которой все есть, а человек, несмотря на это, способен заявить, как фараон: «Кто Б-г, чтобы я послушал голоса Его?.. Я не знаю Б-га!» (Шмот 5:2). Пока Лот находился под влиянием Авраама, он видел сад Б-га; однако оторвавшись от праведника, увидел сходство с землей египетской.
Только благодаря Аврааму Лот смог поселиться в земле Кнаан. После отделения Лота Б-г сказал Аврааму: «Подними глаза свои… Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе отдам Я и потомству твоему навеки» (Берешит 13:16). Земля, созданная для раскрытия Творца, должна принадлежать тому, кто умеет видеть. Тому, кто не слушает Авраама и не может учиться у него, нет места на этой земле.
Союз как дарование умения видеть
«Аврам был девяносто девяти лет, и показался Б-г Авраму, и сказал ему: «Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь цельным. И поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма весьма размножу тебя. И пал Аврам на лицо свое…» (Берешит 17:1-3). Цельность достигается, когда человек убирает из себя все дурное и уничтожает его корень – неправильное восприятие мира. После того, как Авраам сделал обрезание и заключил союз с Б-гом, к его имени была добавлена буква hэй, числовое значение которой – 5. Мидраш говорит: «До этого у него не хватало пяти органов тела – двух глаз, двух ушей и головы. После добавления буквы сумма числовых значений букв, входящих в его имя, стала равна 248 – числу, которое соответствует количеству основных органов тела человека» (Раши, Берешит 17:1). Авраам стал цельным – он получил глаза, т.е способность видеть как человек, в котором нет дурного, уши, постоянно воспринимающие слово Б-га, и голову, понимающую все правильно. «И показался ему Всевышний в дубраве Мамрей, а он сидел при входе в шатер во время зноя дневного». Теперь, когда в Аврааме нет ничего дурного, он не падает на лицо свое, а сидит в присутствии Всевышнего, открывающегося ему.
Сидите здесь с ослом
Но раскрытие Б-га Аврааму на этом не закончилось. Всевышний поднимает его на новую ступень – когда способность видеть Б-га он может передать своим потомкам. «И было после этих событий, Всесильный испытывал Авраама, и сказал ему: «Прошу, возьми сына единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в землю Мория, и принеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе»» (Берешит 22:1-2). Аврааму нужно увидеть выбранную Б-гом гору. "На третий день возвел Авраам глаза свои и увидел то место издалека». Мидраш поясняет, что он увидел облако над горой. «Сказал Авраам Ицхаку, сыну своему: «Видишь ли ты то, что я вижу?». Сказал ему: «Да». Сказал Авраам двум отрокам (Ишмаэлю и слуге Элиезеру), которые были с ним: «Видите ли вы то, что я вижу?» Сказали ему: «Нет». Сказал Авраам: Поскольку осел не видит и вы не видите, сидите здесь с ослом» (Берешит, 22:4-5).
Б-г покажется
После того, как Ицхак был снят с жертвенника, Авраам дал этому месту имя «Б-г увидит» (Берешит 22:14). Раши объясняет это так: увидев самоотверженность еврейского народа, его стремление построить Храм и приносить жертвы на том месте, где Авраам поднял на жертвенник своего сына, Всевышний откроется еврейскому народу.
Придет день, когда весь народ Израиля скажет: «Вот Всесильный наш – тот, на Кого мы надеялись, и Он спас нас. Это Б-г, на Которого мы надеялись, – будем веселиться и возрадуемся ему» (Йешаягу 25).