732

Богатая и очень новая идея

July 3, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Несколько дней назад в Париже был тяжело ранен 17-летний израильский школьник из йешивы «Исраэль Ифрах». По свидетельству очевидцев, араб, ударивший его ножом, прокричал «Алла уакбар» и скрылся.

За что? Ведь ученики йешив ведут себя спокойно и пристойно, не ходят в ночные клубы или казино — места, где постоянно возникают конфликты.

Тогда, может быть, во имя идеи?

Знаем мы эту идею: евреям нет места на земле, потому что они порождение шайтана! Идея богатая, ничего не скажешь, а главное — очень «новая». Шестьдесят лет назад нас обвинили в том, что мы хотим захватить весь мир, две тысячи лет назад — в том, что мы кого-то распяли, две с половиной тысячи лет назад — в том, что Мордехай не захотел поклониться Аману… Короче, причина всегда найдется.

Когда я еще жил в Москве, мой знакомый милиционер (это он приходил со мной познакомиться в 1984 году, я к нему в участок отказался идти) сказал: «Еврея можно осудить по любой статье уголовного кодекса». По глазам было видно, что у него богатый опыт.

С тех пор многое изменилось. Империя зла рухнула, и на ее месте возникли независимые государства. Центр антисемитизма переместился в Европу, прежде всего — во Францию. И не только потому, что эта страна наводнена арабами, но и потому, что в ней со времен дела Дрейфуса почти ничего не изменилось.

Сегодня Европа пытается применить по очереди все статьи уголовного кодекса не к одному еврею, а к государству Израиль. Видите ли, «преступник» мешает беспрепятственно убивать евреев или способствовать тому, чтобы их сбросили в море.

Все очень ловко повернуто: не те, кто обвязываются взрывчаткой с гвоздями и норовят взорваться в гуще толпы школьников, являются слугами дьявола, а, видите ли, мы не в порядке. Потому что вернулись на свою опустошенную родину и превратили ее в прекрасную страну, даем арабам электричество и воду и лечим их в собственных больницах, даже если они не являются гражданами… Поэтому, пожалуйста, не говорите о том, что причиной террора является неправильная политика Израиля. Даже осел задумается, если настаивать на том, чтобы он отдал свою собственную голову ради добрососедских отношений с шакалом, а от нас еще и не того требуют.

И уж, конечно, не следует говорить о жестокости и бессердечии наших солдат. Месяц назад в Газе трагически погиб боец Армии Обороны Израиля: пожилая арабка попросила помочь поднести тяжелый узел и подвела его к двери, из которой открыли шквальный огонь. При попытке спасти его погиб еще один солдат. И это, к сожалению, не единственный случай.

Гуманизм — вещь необходимая. Но не нас следует ему учить. Недавно, когда были опубликованы неопровержимые документальные свидетельства бессмысленного издевательства и пыток, которым подвергали американские военнослужащие иракских пленных, я вспомнил, как, будучи призван на армейские сборы, охранял тюрьму в Шхеме. Помещение охраны располагалось прямо под бетонной крышей, и мы изнывали от жары, а на нижних этажах в камерах заключенных были кондиционеры. Часто рассказывают следующую хасидскую притчу. Бааль Шем Тов, узнав, что на свете есть еврей, который в будущем мире будет находиться рядом с ним, родоначальником хасидизма, решил разыскать своего будущего «соседа». И вот дар ясновидения привел его в дом простого еврея, который только и делал, что ел и спал. И так он раздался, что с трудом помещался за столом. Удивился Бааль Шем Тов: «Неужели этот человек, занятый исключительно тем, чтобы удовлетворить свой непомерный аппетит, окажется на одном уровне со мной в будущем мире?» Но, спросив хозяина, зачем же так много есть, он услышал, что тот ест исключительно во славу небес: на тот случай, если его схватят казаки и разведут под ним огонь. Так было с его отцом: будучи человеком очень худым, он сгорел сразу. «А я, — сказал будущий сосед Бааль Шем Това в ином и лучшем мире, ем без остановки, чтобы, если казакам вздумается сжечь меня, гореть долго, возвеличивая имя Всевышнего.

И что-то этот рассказ мне не очень нравится. И я позволю себе высказать сомнение в его истинности, равно как и в истинности многих других историй про наших великих мудрецов, которые придумывают уже три столетия подряд издатели книг, чтобы иметь всегда под рукой: ведь серьезные вещи не все будут учить, и требуется что-то попроще и почудней.

Конечно, каждый еврей, отказавшийся изменить свою веру и погибший от рук притеснителей, освящает имя Всевышнего. Но гораздо более сильное освящение имени Всевышнего происходит тогда, когда мы умеем себя защитить. А для того, чтобы защитить себя, нужно перестать есть, встать, перебраться в Землю Израиля и налаживать свою независимую жизнь. Многие скажут: «Но ведь это было невозможно в то время!» А разве еврей призван совершать то, что возможно?

Для того, чтобы войти в Землю Израиля, Яаков боролся с ангелом. Скажите, возможно ли бороться с ангелом? И наш праотец тоже знал, что невозможно — но вступил в борьбу и победил!

Если бы мы делали только то, что возможно, разве мы бы были избранным народом? Кстати, Бааль Шем Тов родился в 1698 году, а в 1700 Йеуда а-хасид с 1000 человек отправился с Украины в Святую Землю пешком. И дошел.

Дрейфус в образе монстра.
   Антисемитская карикатура конца XIX в.

 

"Безжалостные" израильские солдаты
 дают продукты палестинке