hanukkah

Жемчужины Галахи. Галахические законы Хануки, глава 13

November 19, 2013 Автор: рав Элиезер Меламед - No Comments

Права на русский перевод принадлежат “Библиотеке Офер”. При перепечатке или перепосте требуется указывать этот факт.

1. Постановление мудрецов о месте зажигания ханукальных свечей

Сказали наши мудрецы: «Ханукальные свечи заповедано ставить у входа в дом снаружи. Если же человек живет на чердаке (на втором этаже – авт.), он должен поставить их у окна, выходящего в общее владение. А в час опасности пусть поставит на стол, и этого будет довольно» (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б).

В прежние времена большинство людей жили в одноэтажных домах, чьи двери выходили на улицу или во двор, окруженный стеной, в которой были проделаны ворота на улицу. Мудрецы постановили зажигать свечи возле выхода на улицу, чтобы поведать миру о ханукальном чуде. Они также повелели зажигать свечи с левой стороны от входа, дабы тот, кто проходит в ворота, был окружен заповедями со всех сторон: мезуза справа от него, а ханукальные свечи – слева (см. трактат Шабат, 22а).

И еще сказали мудрецы, что изначально заповедано ставить ханукальный светильник на высоте между 3 и 10 тфахим (приблизительно от 23 до 76 см). Если светильник поставят на более высокое место, сторонние наблюдатели могут подумать, что свечи были зажжены, дабы осветить вход в дом. Ведь раньше, для того чтобы осветить дом, зажигали свечи и ставили их на высоте более 10 тфахим от пола. А если поставить свечи на землю или очень близко к земле, то может показаться, будто свечи оставили там ненадолго, чтобы затем отнести их в другое место, которое нужно осветить. Если же поставить их на высоте от 3 до 10 тфахим, то всем будет видно, что они были зажжены ради исполнения заповеди. Так будет исполнена заповедь поведать миру о ханукальном чуде. Однако постфактум (бедиавад), если человек зажег свечи на высоте ниже 3 или выше 10 тфахим, он исполнил заповедь. Если же он зажег свечи у входа в свой дом на огромной высоте в двадцать локтей (около 9 м) над уровнем, на котором стоит дом, то не исполнил заповедь, так как зажег свечи на высоте больше той, которую люди привыкли окидывать взглядом (см. трактат Шабат, 21б; Шульхан арух, Орах хаим, 671, п. 6).

Некоторые же люди жили на втором этаже и выходили на улицу через квартиру на первом этаже. Получается, что в их доме не было выхода на улицу, и если бы они зажигали ханукальные свечи у входа в дом на первом этаже, было бы невозможно понять, что свечи принадлежат им. Поэтому мудрецы постановили, что в таком случае надлежит зажигать свечи у окна, выходящего в общественное владение.

А в час опасности, когда от окружающих народов исходит угроза, мудрецы постановили зажигать ханукальные свечи в доме на столе, и тогда заповедь поведать о ханукальном чуде будет исполнена только по отношению к самому человеку и его домочадцам.

 

2. Место зажигания свечей в частном доме

Из постановления мудрецов можно сделать вывод: в прежние времена не было опасения, что ветер задует ханукальные свечи, зажженные у входа в дом. Многие дворы были окружены стенами, а дома тесно прилегали друг к другу, и между ними не было сильных ветров. Поэтому можно было зажигать ханукальные свечи на улице, у входов в дома и дворы, не опасаясь, что ветер задует свечи. Но в наши дни, если зажечь свечи на улице, у входа в дом, ветер задует их. Защитить свечи от ветра можно одним способом – зажечь их в специальном стеклянном «аквариуме».

Однако нигде не написано, что мудрецы обязывают нас покупать стеклянный ящик, чтобы исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей. Поэтому тот, кто не хочет покупать «аквариум», должен зажигать свечи в доме. И если он зажжет свечи у окна, выходящего в общественное владение, тем самым он «украсит» заповедь поведать миру о ханукальном чуде точно так же, как тот, кто зажигает свечи снаружи, у входа в дом. Однако он не удостоится еще одного «украшения» этой заповеди, о котором говорили мудрецы: зажигать свечи слева от входа в дом, дабы входящий в дом был окружен заповедями со всех сторон – мезуза справа от него, а ханукальные свечи слева. Поэтому тот, кто желает «украсить» заповедь всеми возможными способами, должен купить стеклянный «аквариум» и зажечь в нем свечи на улице, слева от входа в дом. Если несколько домочадцев зажигают каждый свой ханукальный светильник, согласно обычаю ашкеназских евреев (см. выше, гл. 12, п.п. 3-4), то нужно обратить внимание, чтобы каждый светильник стоял на некотором расстоянии от другого, и можно было сосчитать, сколько свечей сегодня зажигают. Можно также, чтобы остальные домочадцы зажгли свечи в доме, у окон .

В прежние времена многие люди жили в домах, выходящих во двор, окруженный стеной, а в стене были проделаны ворота, через которые можно было выйти на улицу. Такой двор считался частью дома, и потому свечи зажигали у ворот, выходящих на улицу, снаружи. Однако в наши дни дворы не окружают стеной, поэтому свечи следует зажигать у входа в дом .

Если вход в дом расположен так, что его плохо видно с улицы, и свечи, зажженные у окна, на улице будет видно лучше, – то некоторые законоучители говорят, что все равно желательно зажечь их у входа в дом, потому что так постановили мудрецы изначально, дабы входящий в дом был окружен заповедями со всех сторон; другие же считают, что лучше зажечь свечи у окна, ибо главная цель заповеди – поведать миру о ханукальном чуде, а свечи, зажженные у окна, увидит больше людей. И представляется, что на практике лучшим «украшением» заповеди будет зажигание у окна, но и у зажигания возле входа есть преимущество .

 

3. Место зажигания свечей в многоэтажном доме

В наши дни большинство людей живут в многоэтажных домах, в которых лучше всего зажигать ханукальные свечи у окна, выходящего на улицу, или на балконе, обращенном на улицу. Так заповедь поведать миру о ханукальном чуде будет исполнена наилучшим образом. Те, кто зажигает свечи у окна, должны обратить внимание на то, чтобы они были хорошо видны как домочадцам, так и прохожим. Поэтому не следует пользоваться ханукальным светильником с задней стенкой, так как она загораживает свечи с одной стороны .

Даже если окно, выходящее в общественное владение, выше 10 тфахим (около 76 см), все равно нужно зажечь свечи у окна, поскольку важнее поведать прохожим о ханукальном чуде, чем соблюсти предписание о том, что свечи не должны стоять на высоте большей, чем 10 тфахим .

Однако некоторые законоучители считают, что лучше зажечь свечи у входа в квартиру на лестничной клетке. Ведь в таком случае входящий в квартиру будет окружен заповедями – мезуза справа, ханукальные свечи слева. И хотя тот, кто зажег свечи подобным образом, несомненно, исполнил заповедь, все же лучше зажечь их у окна, выходящего на улицу, ради исполнения заповеди поведать миру о ханукальном чуде .

Даже когда квартира расположена на высоком этаже, и окно находится на высоте более 20 локтей над улицей (около 9 м), если прохожие могут увидеть свечи, горящие в окне, представляется, что лучше зажечь свечи у окна ради исполнения заповеди поведать миру о ханукальном чуде. Однако если человек пожелает, он может зажечь свечи на лестничной клетке у двери в свою квартиру, потому что и там можно в определенной степени исполнить данную заповедь. Но даже если он зажжет свечи в квартире, обязанность зажигания свечей будет исполнена .

 

4. Время зажигания и длительность горения

Мудрецы предписали зажигать свечи в такое время, когда заповедь поведать миру о ханукальном чуде может быть исполнена наилучшим образом. В прежние времена не было уличного освещения, люди возвращались домой в сумерки, и потому в это время на улицах было много людей, идущих домой. Поэтому мудрецы сказали, что свечи должны гореть «от захода солнца и до тех пор, пока на рынке никого не останется» (трактат Шабат, 21б). Но мнения ранних законоучителей разделились относительно того, что имели в виду мудрецы: начало захода солнца, когда оно исчезает из видимости, или же конец захода, когда небо темнеет окончательно и появляются звезды. С одной стороны, когда солнце заходит, на улице больше людей, а с другой стороны, поскольку свет еще достаточно ярок, пламя свечей плохо видно. Поэтому лучше повременить с зажиганием свечей до появления звезд. На практике, самый распространенный обычай – зажигать свечи во время появления звезд, приблизительно через 20 мин. после захода солнца .

Однако мужчины обязаны прочитать вечернюю молитву (арвит), и у многих принято читать ее сразу же после появления звезд. Молитву необходимо прочитать перед зажиганием свечей, так как это более частая заповедь; кроме того, во время молитвы мы исполняем заповедь Торы о вечернем чтении Шма Исраэль. Тотчас же по окончании молитвы нужно поспешить домой, чтобы максимально, насколько это возможно, приблизить зажигание свечей ко времени появления звезд. А те, кто имеет обыкновение читать вечернюю молитву в более позднее время, должны зажечь свечи во время появления звезд, а потом прочитать молитву в то время, в которое они привыкли .

Хотя если ханукальные свечи горят в течение получаса, заповедь считается исполненной, некоторые авторитеты говорят, что в наше время желательно «украшать» заповедь свечами, которые могут гореть два часа и даже больше. Ведь сегодня люди привыкли ходить по улицам значительно позже времени появления звезд, и хорошо, если они увидят свечи и вспомнят о ханукальном чуде .

 

5. Время зажигания свечей в канун и на исходе субботы

Как мы уже упоминали, мудрецы постановили зажигать ханукальные свечи после захода солнца, так как до захода на улице слишком светло, и пламени свечей не будет видно. Однако ясно, что в канун субботы нельзя зажигать свечи после захода солнца, так как в момент захода начинается суббота, а в нее запрещено зажигать огонь. Непосредственно перед заходом солнца зажигать свечи тоже нельзя, поскольку есть заповедь прибавлять от будничного к святому, и субботу следует принимать до захода. На практике, в большинстве общин существует обычай принимать субботу приблизительно за 20 мин. до захода солнца. Это и есть время зажигания субботних свечей, указанное в календарях. В канун ханукальной субботы нужно зажечь ханукальные свечи прежде субботних .
Хотя в канун субботы ханукальные свечи зажигают до захода солнца, заповедь поведать миру о ханукальном чуде будет исполнена главным образом вечером. Поэтому необходимо проследить, чтобы в светильниках было достаточно масла, и они могли гореть максимум полчаса после появления звезд.
Желательно прочитать послеполуденную молитву минха в синагоге перед зажиганием ханукальных свечей, потому что минха относится к предыдущему дню (пятнице), а зажигание свечей – к наступающему вечеру . Но ради этого не следует читать минху в одиночестве, отказавшись от молитвы в миньяне (см. Шульхан арух, 679, п. 1; Мишна брура, 2; Каф ѓа-хаим, 671, п. 79).

На исходе субботы нужно сначала прочитать вечернюю молитву, а потом зажечь ханукальные свечи. У многих принято делать ѓавдалу перед зажиганием свечей, так как ѓавдала является завершением субботы, а зажигание свечей относится уже к следующему дню (см. Турей заѓав, 681, п. 1; Арух ѓа-шульхан, 2; Бен Иш Хай, комментарий к главе Вайешев, 21). Однако некоторые зажигают ханукальные свечи до ѓавдалы, максимально близко к появлению звезд; кроме того, лучше сделать ѓавдалу как можно позже, дабы таким образом немного задержать святость субботы. Но для того чтобы было позволено зажечь ханукальные свечи до ѓавдалы, нужно прежде прочитать фрагмент молитвы: «Ты даровал нам способность постигать Тору Твою» или сказать: «Благословен отделяющий святое от будничного» (см. Шульхан арух и Рама, 681, п. 1). На практике, оба этих обычая верны с точки зрения Ѓалахи (см. Биур Ѓалаха, там же), и каждый человек волен избрать тот из них, который ему больше подходит.
6. В случае необходимости можно отложить зажигание на более позднее время

Как мы уже упоминали, во времена мудрецов люди возвращались домой с наступлением темноты, и потому мудрецы сказали, что ханукальные свечи должны гореть «от захода солнца и до тех пор, пока на рынке никого не останется». Они имели в виду, пока бедняки, которые собирают на рынке то, что осталось после торгового дня, не возвратятся домой (трактат Шабат, 21б). А это было примерно через полчаса после времени зажигания свечей (Риф).

Но и сегодня, когда мы пользуемся электрическим освещением, и большинство людей продолжают работать в течение нескольких часов после наступления темноты, наилучшее время для зажигания ханукальных свечей остается тем же, что постановили наши мудрецы: от появления звезд до получаса после него.

Однако тот, кому трудно возвратиться домой ко времени появления звезд, может зажечь свечи позже. Он должен постараться прийти домой как можно скорее, чтобы максимально приблизить зажигание свечей ко времени, предписанному мудрецами. Нужно приложить усилия к тому, чтобы не откладывать зажигание свечей позднее 9 часов вечера, поскольку в этот час сегодня еще принято возвращаться с работы, и можно сказать, что он отвечает определению мудрецов: «пока на рынке никого не останется» (и см. прим. 16). Кроме того, не следует приступать к трапезе, включающей ке-бейца (около 50 см3) хлеба или мучных изделий, до зажигания свечей (см. Мишна брура, 672, 10; 431, 6; выше, гл. 12, п. 13).

В случае, когда после вечерней молитвы проводится постоянный урок Торы, и если участвующие в нем пойдут домой зажигать свечи, урок не состоится, тогда лучше провести урок и зажечь свечи после него, поскольку заповедь изучения Торы важнее, нежели «украшение» заповеди зажигания ханукальных свечей посредством исполнения ее в наилучшее время (и см. прим. 16).

 

7. Следует ли ждать члена семьи, который запаздывает 

Во многих семьях возникает вопрос, как надлежит поступить, когда муж не может вернуться домой к времени появления звезд. Что лучше: чтобы жена зажгла свечи во время появления звезд или подождала, пока он вернется?

Согласно букве закона, необязательно, чтобы оба супруга присутствовали при зажигании свечей. Когда жена или муж зажигают дома свечи, второй супруг тем самым также исполняет заповедь. Поэтому, казалось бы, предпочтительнее, чтобы жена зажгла свечи во время появления звезд. Однако на деле в большинстве случаев лучше подождать возвращения супруга. В принципе, есть три основных соображения, на основе которых можно повременить с зажиганием ханукальных свечей до возвращения супруга.

Во-первых, если у мужа нет возможности услышать благословения, произносимые перед зажиганием свечей, в синагоге или где-либо еще. Ведь некоторые законоучители утверждают, что хотя муж исполнил заповедь зажигания посредством свечей, зажженных его женой, однако пока он не услышал благословение «сотворивший чудеса», он не исполнил заповедь благодарения за чудо. Поэтому если ему негде услышать благословения, лучше подождать его (то же самое верно и в ситуации, когда жена не успела вернуться домой ко времени появления звезд).

Во-вторых, если муж обидится или огорчится оттого, что свечи зажгли без него, и наоборот, когда жена задерживается, и если ее не подождут, она может обидеться или огорчиться.

В-третьих, когда есть опасение, что если одного из супругов не подождут, его связь с заповедью может ослабнуть. Это соображение применимо к ситуации, когда супруг задерживается на работе ежедневно. Ведь если он всю Хануку или большую ее часть не будет присутствовать при зажигании свечей, его связь с этой заповедью может ослабнуть.

Третье соображение особенно важно в свете обычая большинства сефардов (см. выше, гл. 12, п. 3), согласно которому только один из домочадцев зажигает свечи. Когда есть опасение, что если не подождут кого-то из сыновей или дочерей, их связь с заповедью ослабнет, лучше подождать их.

Таким образом, получается, что только если запаздывающий домочадец может услышать благословения перед зажиганием свечей в другом месте, если он не задерживается постоянно, и нет опасения, что это нарушит мир в доме или ослабит его связь с заповедью, то предпочтительно зажечь свечи в то время, которое расценивается как «украшение» заповеди, то есть при появлении звезд. В иных же ситуациях лучше подождать супруга, а согласно сефардскому обычаю – и других домочадцев. Но и в этом случае не следует откладывать зажигание свечей позднее 9 часов вечера. Кроме того, все члены семьи не должны садиться за трапезу за полчаса до захода солнца и до тех пор, пока не исполнят заповедь (как объясняется выше, в гл. 12, п. 10) .

 

8. Зажигание свечей до захода солнца или поздно ночью в случае необходимости

Тот, кто не успел зажечь ханукальные свечи приблизительно до 9 часов вечера, может зажечь их в течение всей ночи до зари. В таком случае нужно произнести благословения, только если есть высокая вероятность, что по улице пройдет человек и увидит свечи, либо если дома есть еще кто-то, кто увидит их (например, жена или дети). Но если все домочадцы пошли спать и огорчатся, если их разбудят, а по улице, скорее всего, никто не пройдет и не увидит горящие свечи, то следует зажечь свечи, не произнося благословений .

Тот, кто не зажег свечи в течение всей ночи, упустил возможность исполнить заповедь этого дня, но на следующий день должен зажечь свечи как обычно (Рама, 672, п. 2).

Хотя, как мы говорили, в канун субботы ханукальные свечи зажигают до захода солнца, в обычный день свечи не зажигают до захода. И только когда нет иного выхода, можно зажечь свечи после плаг ѓа-минха . Это касается, например, человека, который вынужден уйти из дома до захода солнца и возвратится домой очень поздно, когда уже не останется никого, кто увидел бы зажженные им свечи, а также нет никого, кто мог бы зажечь для него свечи у него дома. И поскольку у него нет иного выхода, он может зажечь свечи начиная от плаг ѓа-минха, то есть за 40 мин. до захода солнца, и произнести благословения. Такого мнения придерживается большинство законоучителей. Если же ему надо выйти из дома до этого, он может в случае крайней необходимости зажечь свечи примерно за час до захода солнца, но тогда произносить благословения не следует .
9. Семья, находящаяся в гостях в Хануку

Если члены семьи, которые пошли проведать друзей или родственников, в час зажигания свечей еще остаются в гостях, – то хотя они ужинают там, дом, в котором они гостят, не расценивается с ѓалахической точки зрения как их собственный дом, и поэтому они не могут исполнить там заповедь зажигания ханукальных свечей. Поэтому желательно, если это возможно, чтобы кто-то из семьи пошел домой и зажег там свечи во время появления звезд. Таким образом все члены семьи исполнят обязанность зажигания свечей. Помимо этого, прочие члены семьи должны услышать благословения и увидеть горящие свечи в доме, в котором гостят, чтобы принять участие в благодарении за чудо. Если же они находятся далеко от дома, и никто не может зажечь там свечи, то по возвращении домой они должны зажечь свечи и произнести благословения. А если они захотят до этого присоединиться к трапезе, они должны договориться между собой, что, возвратившись домой, напомнят друг другу о зажигании свечей .

Если же они намереваются поужинать в гостях и остаться там ночевать, то этот дом считается их собственным домом в тот день, и они могут исполнить обязанность зажигания с помощью свечей, которые зажигает хозяин дома. Они должны заплатить хозяину минимальную часть стоимости свечей (шаве прута ), тем самым «войдя в долю» заповеди, либо же хозяин «подарит» им часть стоимости свечей, и они подтвердят, что вступают во владение свечами, приподняв их.

Согласно обычаю ашкеназских евреев, у тех, кто исполняет заповедь зажигания ханукальных свечей согласно принципу «лучшее из лучшего», принято, чтобы все домочадцы зажигали свои свечи и произносили благословения. Поэтому гости тоже должны зажечь там свечи с благословениями.
Если же гости расположились в отдельной квартире, то согласно всем обычаям они должны зажечь ханукальные свечи и произнести благословения в этой квартире. Они должны постараться зажечь свечи там, где их видно с улицы; так заповедь поведать миру о ханукальном чуде будет исполнена наилучшим образом .

 

10. Семья, находящаяся в гостях в ханукальную субботу

Таков закон и по отношению к тем, кто находится в гостях всю ханукальную субботу, поскольку дом, в котором они гостят, считается их домом на эту субботу. В канун субботы они должны уплатить хозяину дома минимальную часть стоимости свечей (шаве прута), чтобы «войти в долю» заповеди, и тогда они смогут исполнить заповедь с помощью свечей, зажигаемых хозяином дома. А по ашкеназскому обычаю желательно, чтобы гости зажгли свои собственные свечи и произнесли благословение. Если же гостям предоставили отдельную квартиру, то по всем обычаям им надлежит зажечь свечи и произнести благословения в этой квартире.

На исходе субботы, если они намерены сразу же вернуться домой, желательно, чтобы они зажгли свечи дома. Если же они думают возвратиться домой поздно, когда на улице уже не останется прохожих, то лучше, чтобы они исполнили заповедь зажигания ханукальных свечей в доме, где гостят, как в канун субботы. Если же они не торопятся домой, но и не собираются возвращаться поздно, они могут решить сами, где зажечь свечи. Ведь с точки зрения прошедшего дня их домом все еще считается тот дом, где они гостят, а с точки зрения наступившего дня – их собственный дом; поэтому они могут выбрать сами, где зажигать свечи .

11. Женатый человек, не находящийся у себя дома

Если женатый человек в Хануку уехал куда-то один и ночует у друзей или родственников, его жена, оставшаяся дома, должна зажечь свечи, что освобождает его от этой заповеди. И хотя заповедь зажигания он исполняет с помощью свечей, зажженных его женой, некоторые законоучители утверждают, что таким образом он не исполняет заповеди увидеть свечи и поведать миру о ханукальном чуде. Поэтому он должен услышать благословения и увидеть свечи в доме, где гостит, или в синагоге, чтобы принять участие в благодарении за чудо (как объясняется выше, гл. 12, п. 5, прим. 5).

Если же уехавший захочет зажечь свечи сам, то по ашкеназскому обычаю он может зажечь свечи и произнести благословения. В таком случае он должен постараться зажечь свечи прежде своей жены, зажигающей дома. По сефардскому же обычаю он не должен зажигать свечи .

А если он ночует в пустой квартире или в гостинице, то хотя его жена зажигает свечи дома, ему следует зажечь их там. Согласно ашкеназскому обычаю, он должен при этом произнести благословения, а согласно сефардскому – если он находится в Земле Израиля, пусть зажжет свечи, не произнося благословений, а если за ее пределами, пусть произнесет благословения .

То же самое касается и женатого солдата, призванного на резервную службу. Он не должен зажигать свечи, потому что его жена зажигает дома за них обоих, однако ему надлежит выслушать благословения, которые произносит другой солдат, зажигающий свечи. Если же на базе нет никого, кто зажигал бы ханукальные свечи, он должен зажечь свечи в столовой и произнести благословения, поскольку даже если он следует сефардскому обычаю, есть заповедь зажечь свечи за всех неженатых солдат, находящихся на базе. А если на базе все солдаты религиозные и женатые, и за них зажигают свечи дома, и если их не меньше десяти человек, пусть зажгут свечи в синагоге и произнесут благословения.

Что же касается написанного выше, что женатый человек исполняет заповедь с помощью свечей, зажигаемых его женой, то это верно лишь при условии, что жена осталась дома. Если же она уехала куда-то, например, к своим родителям, обязанность возвращается к мужу, и по всем обычаям он должен зажечь свечи там, где находится, и произнести благословения.

Таков закон и по отношению к жене, уехавшей из дома. Если ее муж зажигает свечи дома, она тем самым исполняет свою обязанность. Она также должна постараться присутствовать на зажигании свечей в доме, в котором гостит. Если же она одна в гостинице, то ей надлежит зажечь свечи самой. При этом по ашкеназскому обычаю ей следует произнести благословения, а по сефардскому – не следует.

 

12. Неженатые люди, ведущие самостоятельный образ жизни

В принципе, закон по отношению к неженатым и незамужним, ведущим самостоятельный образ жизни, идентичен закону по отношению к семье (см. выше, п. 9). Поэтому юноши и девушки, у которых есть свое собственное жилище (купленное или арендованное), должны зажигать свечи у себя дома. Даже если во время зажигания свечей они находятся в гостях, поскольку они ночуют у себя, они не могут исполнить заповедь посредством свечей, зажигаемых хозяином дома. Они должны возвратиться к себе домой и зажечь там свечи (и см. выше, п.п. 6-8, о времени зажигания свечей изначально и постфактум).

Если же они остаются ночевать в квартире своих хозяев, то им нужно уплатить хозяину дома минимальную часть стоимости свечей (шаве прута), либо же хозяин «подарит» им долю в свечах, и они исполнят заповедь посредством свечей, которые он зажигает. А согласно ашкеназскому обычаю, желательно, чтобы они зажгли свои собственные свечи и произнесли благословение, дабы исполнить заповедь согласно принципу «лучшее из лучшего» (меѓадрин мин ѓа-меѓадрин). Если же гостям предоставили отдельную квартиру, то согласно всем обычаям они должны зажечь там свечи и произнести благословения .

 

13. Ученики ешивы, солдаты и студенты

Ученики ешивы, которые ночуют в комнатах общежития и питаются в столовой, должны зажигать ханукальные свечи у себя в комнате, так как они привыкли находиться там в течение долгого времени, и комната предназначена специально для них. Если в комнате есть окно, выходящее в общественное владение, то нужно зажечь свечи у окна, ради исполнения заповеди поведать миру о ханукальном чуде. Если же там нет окна, выходящего в общественное владение, то следует зажечь свечи в комнате, лучше всего, слева от двери, чтобы справа была мезуза, а слева – ханукальные свечи .

Что же касается сефардского обычая, то возникает некоторое сомнение. Ведь согласно этому обычаю «украшение» заповеди состоит в том, что старший член семьи зажигает свечи за всех домочадцев. А раз так, то, по мнению многих законоучителей, даже если ученик ешивы живет в общежитии, его настоящий дом – это дом его родителей, ведь именно туда он постоянно возвращается, и если он заболеет, он тоже возвращается именно туда; поэтому он исполняет заповедь посредством свечей, зажигаемых его отцом.

С другой стороны, некоторые авторитеты, полагают, что поскольку большую часть года он живет в общежитии ешивы, считается, что он ведет самостоятельный образ жизни и имеет собственное жилище. Поэтому он должен зажечь свечи и произнести благословение у себя в комнате. Однако согласно сефардскому обычаю, свечи должен зажечь за всех только один из живущих в комнате, а другим нужно «вступить в долю» этой заповеди, приподняв свечи в знак того, что они вступают во владение ими, или же уплатив зажигающему минимальную часть стоимости свечей (шаве прута) .

Тот же самый закон распространяется на солдат и студентов университета. Согласно обычаю ашкеназов и части сефардов, они должны зажечь ханукальные свечи у себя в комнате и произнести благословения. А согласно обычаю многих сефардов, они должны положиться на свечи, зажигаемые отцом; если же там, где они живут, некому зажечь свечи, то они должны зажечь их без благословений.

То же самое касается и девушек, которые учатся в колледже или университете и живут в общежитии или на съемной квартире. По обычаю ашкеназов и части сефардов, им надлежит зажечь свечи и произнести благословения, а по обычаю большинства сефардов, положиться на свечи, зажигаемые их родителями. Если же там, где они живут, некому зажечь свечи, то они должны зажечь их без благословений .

 

14. В гостинице

Те, кто остановились в гостинице, обязаны зажигать ханукальные свечи. Повторим вкратце то, что мы уже выяснили на основе вышеприведенных законов: если речь идет о семье или о неженатом самостоятельном человеке, следует зажечь свечи и произнести благословения. Если же у человека, остановившегося в гостинице, есть супруг (супруга), которые зажигают за него свечи дома, или если он находится на попечении своих родителей, зажигающих свечи дома, то по сефардскому обычаю он должен зажечь свечи без благословений, а по ашкеназскому – с благословениями.

Лучше всего зажигать свечи у себя в комнате, так как комната предназначена специально для этого человека, в отличие от столовой, которая является местом общественного пользования. Если в комнате есть окно, выходящее в общественное владение, следует зажечь свечи у этого окна. Нужно оставаться в комнате по крайней мере в течение получаса после зажигания свечей, а перед выходом погасить свечи, чтобы не случился пожар. Если же владельцы гостиницы не позволяют зажигать свечи в комнатах, то за неимением иного выхода следует зажечь свечи в столовой .
15. Госпитализированные больные

Больной, лежащий в больнице, обязан зажигать ханукальные свечи. Если же он женат, то исполняет эту заповедь посредством свечей, зажигаемых дома его супругой (то же самое касается замужних женщин). Если же он молод и находится на попечении родителей, то исполняет заповедь посредством свечей, зажигаемых дома его родителями.

По ашкеназскому обычаю, хотя госпитализированные больные исполняют заповедь посредством свечей, зажигаемых дома их домочадцами, но если они захотят, они могут зажечь свои собственные свечи и произнести благословения, как объясняется выше (п. 11). А по обычаю большинства сефардов, им не следует зажигать свечи (см. выше, прим. 24 и 27; гл. 12, п. 3).

Тем, кто зажигает свечи в больнице, желательно зажигать их у себя в комнате, так как она предназначена специально для них. Но если они зажгут свечи в столовой, они исполнят заповедь, поскольку и столовая считается в некоторой степени их домом, пока они лежат в больнице.

Больные, освобожденные от зажигания свечей, потому что за них зажигают свечи дома, должны приложить усилия к тому, чтобы увидеть ханукальные свечи и услышать благословения перед их зажиганием. Ведь некоторые законоучители говорят, что хотя они и исполнили заповедь посредством свечей, зажигаемых дома их домочадцами, но не исполнили заповедь благодарения за чудо (см. выше, гл. 12, п. 5, прим. 5). Поэтому они должны искать кого-то, кто обязан зажечь свечи и произнести благословения, или же ашкеназа, который следует обычаю зажигать свои собственные свечи и произносить благословения. Они должны услышать произносимые этим человеком благословения, намереваясь тем самым исполнить заповедь благодарения за чудо с помощью благословения «сотворивший чудеса». А в первый день Хануки следует также намереваться исполнить обязанность благословения «даровавший нам жизнь».
16. Под открытым небом и в дороге

Мнения законоучителей разделились относительно вопроса, связана ли обязанность зажигания ханукальных свечей с наличием дома. Одни утверждают: постановление мудрецов заключается в том, что свечи должен зажигать человек, у которого есть дом, а тот, кто живет на улице, не может исполнить эту заповедь. Подобным же образом, тот, кто пошел в поход и ночует под открытым небом, или солдат, живущий в маленькой палатке, которая недостаточно велика, чтобы расцениваться как дом с точки зрения Ѓалахи (приблизительно 2 м2), не могут исполнить эту заповедь. Другие же авторитеты говорят: даже тот, у кого нет дома, обязан исполнить заповедь зажигания ханукальных свечей там, где он находится.

Поскольку это вопрос спорный, тот, у кого нет дома, должен зажечь свечи, не произнося благословений. Например, турист, который в Хануку отправился в поход и ночует под открытым небом или в дороге, должен зажечь свечи, не произнося благословений. Солдат, ночующий в окопах или в маленькой палатке, также должен зажечь свечи, не произнося благословений. Но турист или солдат, ночующие в большой палатке, которая расценивается как дом, должны зажечь свечи у входа в палатку и произнести благословения.

Пассажиры, которые всю ночь едут в поезде, летят на самолете или плывут на корабле, имеющем каюты, несмотря на то, что они находятся в дороге, должны зажечь там свечи и произнести благословения, так как купе поезда, салон самолета или каюта корабля считаются домом в отношении заповеди зажигания ханукальных свечей. Однако вероятно, что из соображений безопасности зажигание свечей там будет запрещено. Если же все пассажиры договорятся между собой, что один из них зажжет свечи за всех, то все присутствующие смогут исполнить заповедь таким образом.