672

Имена Всевышнего

May 1, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

    Четырехбуквенное имя Всевышнего непостижимо. Его запрещено произносить, потому что человек не может его понять.
   Когда же человек произносит то, что не может понять, рожденное слово похоже на ложь, потому что правда — это единство мысли и движения уст. Если же произносимое остается непонятым, вылетевшее слово будет похоже на обман: одно в уме и другое на языке.
  Четырехбуквенное имя не является словом языка, а сочетанием звуков, которыми человек не пользуется в речи, никогда не нагружая их определенным смыслом. Это указывает на то, что это имя не может быть осмыслено.
   Имя, принадлежащее миру, непостижимому разумом, запрещено произносить: «Не произноси Мое имя впустую», — третий запрет из десяти заповедей. В то же время этот запрет указывает на то, что есть ситуации, когда Его разрешается произносить: ведь не сказано: не произноси, а сказано: «Не произноси впустую».
  Первосвященник в Храме один раз в году в Йом Кипур произносил это имя перед всем народом, и все слышали и распростирались. Человек обязан склониться перед непостижимой для него святостью. Но почему именно в этот день приоткрывалось это имя? Йом Кипур — день прощения, день, когда Всевышний согласился раскрыть Свое лицо. Не сейчас, в будущем. Но поскольку перед лицом Всевышнего нет времени, то уже в настоящем этот день (прощения за грех золотого тельца) отличается отблеском раскрытия Его лица.
  Поэтому Йом Кипур называется Шабатон. День, который, как суббота, вырывает человека из настоящего и переносит его в будущее, открывая возможность почувствовать отдаленный отблеск света Б-жественного лица. Этот день выпадает из времени.
  К пониманию четырехбуквенного имени можно приближаться, но раскрыть его суть — невозможно. Одна из сторон этого имени — это совмещение прошлого, настоящего и будущего — «Будет, есть и был».
  Перед лицом Всевышнего нет времени. Прошлое— рождение, настоящее — существующее — из-за своего несовершенства постоянно приближается к исчезновению, будущее — исчезновение. Если бы человеку удалось совместить их! Исчезновение из-за несовершенства и обретение новых сил превращаются в один непрерывный процесс. Постоянно возобновляющаяся жизнь, постоянно восполняемый недостаток за счет силы Творения — в этом проявление сущностного желания Всевышнего — желания постоянно дарить. Дарить самое главное — жизнь.
  А претворение желания — это раскрытие Лица. Я — Б-г (четырехбуквенное имя) Твой, Который вывел тебя из земли египетской…»
  Я Всевышнего выразилось через четырехбуквенное имя у горы Синай в момент раскрытия Лица.
  «Я буду как буду», — сказал Всевышний, когда Моше у горящего куста попросил назвать имя.
  Во всем, что будет при выходе из Египта и на протяжении всей дальнейшей истории, — постепенное раскрытие Лица, которое в конце времен станет явным.
  «Буду» на протяжении всей истории для тех, кто способен понять. «И наполнится вся земля знанием Б-га» (Йешаяу) — «Я буду как буду» — в конце времен.