Строительство Иерусалима – радость всей земли
В книге пророка Йешаяѓу (66:10) сказано: «Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем». В этом стихе употреблено несколько слов, выражающих понятие «радость». Дело в том, что во время Избавления нас ожидает величайшая радость. Наше Избавление в конце концов озарит радостью весь мир. Об этом сказано: «Радость всей земли, гора Сион» (Теѓилим, 48:3).
Эта радость относится не только к людям. В книге Теѓилим царь Давид описывает радость Избавления как радость всего мира природы: «Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса» (96:12); возликует море: «Зашумит море и все наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней. Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы» (98:7-8) и все творения: «Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (148:10).
В святой книге Зоѓар сказано, что эта радость касается и высших миров: «Ведь радость пребывает в мире только тогда, когда народ Израиля находится в Святой Земле». Радость, о которой идет речь в книге Зоѓар, – это радость «высших и низших».
«Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем». Великая радость Избавления и великая скорбь изгнания – это две стороны одного и того же явления, дополняющие друг друга. Поэтому стих из книги пророка Йешаяѓу связывает их воедино. Тот, кто ощущает тяготы изгнания, осознает все величие Избавления. Поэтому сказали наши мудрецы: «Всякий, кто скорбит о Иерусалиме, удостаивается увидеть его в радости». Рав Цви-Йеѓуда Кук, благословенна память праведника, задавал вопрос: почему сказано: «Удостаивается увидеть его в радости», а не: «Удостаивается его радости»? Ведь если он удостоится радости, он, несомненно, увидит ее! И отвечал: дело в том, что есть люди, которые удостаиваются Избавления, но не видят его.
Те, кто ожидает Избавления, возрадуются ему
Об ожидании Избавления говорит пророк Йешаяѓу (52:8): «Голос стражей твоих – возвысили они голос, вместе ликовать будут, ибо воочию увидят возвращение Господа в Сион». Объясняет святой Зоѓар: «О ком сказано “стражи твои”? О тех, кто ожидает, когда Святой, благословен Он, построит Свой Дом». Продолжает Зоѓар: почему сказано: «Возвысили они голос» (в прошедшем времени)? Следовало бы написать: «Возвысят они голос» – в будущем, когда увидят отстроенный Храм. Ведь дальше написано: «Вместе ликовать будут». Объясняет святой Зоѓар: «Каждый, кто плакал и возвышал голос свой о разрушении Дома Святого, благословен Он, удостоится радоваться его построению. Удостоятся они увидеть заселение Земли Израиля в радости».
А вот что говорит рабби Йеѓуда ѓа-Леви в своей книге «Кузари» (гл. 5): «А также тот, кто пробуждает в сердцах людей любовь к этому святому месту, несомненно, заслуживает награды, ибо он приближает час нашей надежды. Об этом сказано: “Ты встанешь, сжалишься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо настал срок, ибо возлюбили рабы Твои камни его и прах его любят” (Теѓилим, 102:14-15). Это значит, что Иерусалим не будет отстроен, пока не возжелают его сыны Израиля горячим желанием, пока не возлюбят его камни и прах».
Собирание рассеянных – основа Избавления
Во время первого Избавления – при Исходе из Египта – произошло дарование Торы и еще несколько не менее важных событий, однако в молитве это Избавление упоминается как Исход из Египта и восхождение в Землю Израиля. А в Торе Избавление описывается, главным образом, как собирание рассеянных. То же самое можно сказать и об изгнании. Когда Тора в нескольких местах описывает изгнание, она говорит в основном о том, что народ Израиля покинул свою землю, хотя изгнание имеет еще несколько важных аспектов, например, разрушение Храма и страдания народа.
В своем ѓалахическом труде «Мишне Тора» Рамбам посчитал нужным объяснить, что вера в собирание рассеянных, Машиаха и Избавление не является чем-то побочным – нет, это основа всей Торы. «Всякий, кто не верит в него (в Машиаха) и не ждет его пришествия, тот восстает не только против пророков, но и против самой Торы и учителя нашего Моше» (Рамбам, Ѓалахические законы царства, гл. 11).
Пророчества, которые исполняются в наши дни
Тора описывает Избавление и собирание рассеянных в точности так, как это происходило и происходит в наши дни: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя. И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим, 30:3-5). Подобное же описание, выраженное другими словами, приводится также в Книгах пророков и Писаниях десятки и сотни раз.
Сегодня мы видим, как слова Торы и пророков исполняются на наших глазах. Сто лет назад в Земле Израиля жил всего лишь один процент нашего народа, а в наши дни это число увеличилось почти до пятидесяти процентов. Столь значительный переворот, который произошел всего лишь за сто лет, называется «собирание рассеянных».
«И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас»
Если мы внимательно прочтем стихи этой главы Торы, мы увидим, что за собиранием рассеянных следует великое покаяние, которое происходит со значительной помощью свыше. «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любить Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, ради жизни твоей» (там же, ст. 6). Подобные слова мы встречаем в пророчестве Йехезкеля и других пророков, которые говорят, что после собирания рассеянных Всевышний осенит нас Своим духом, дабы мы возвратились к Нему в полном покаянии: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти. И дух Мой Я вложу в вас; и сделаю, что законам Моим следовать будете, и уставы Мои соблюдать будете и поступать по ним» (Йехезкель, 36:24-27). И это чудо мы удостоились увидеть в наши дни. Очень многие из народа Израиля возвращаются в раскаянии к Творцу, и еще больше интересуются вопросами веры, святости и исполнения заповедей, от которых прежде были крайне далеки.
Избавление ради святого Имени
Один из стихов, говорящих об Избавлении народа Израиля, находится в книге Теѓилим (69:36-37): «Ибо Бог спасет Сион, построит города Иудеи, и поселятся они там, и унаследуют ее. И потомство рабов Его унаследует ее, и любящие Имя Его обитать будут в ней». Рав Цви-Йеѓуда Кук, благословенна память праведника, объяснял, что этот стих говорит о стадиях процесса Избавления.
Начало Избавления будет происходить во имя Сиона и посредством Имени Всевышнего Элоким: «Ибо Бог (Элоким) спасет Сион». Затем будут отстроены города Иудеи: Эфрат, Бейт-Лехем, Хеврон и другие. Мы удостоились этих городов только через 19 лет после основания Государства Израиль. Об этом сказано: «Построит города Иудеи, и поселятся они там, и унаследуют ее». Строительство, заселение, наследование.
Затем идет речь о нашем духовном состоянии. На первой стадии Избавления мы называемся «потомство рабов Его». Избавление начинается благодаря заслугам наших праотцев, а не нашим собственным. «Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их; но за нечестие народов этих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову» (Дварим, 9:5).
На более позднем этапе мы наследуем землю благодаря нашей любви к Господу: «И любящие Имя Его обитать будут в ней». Это люди, которые ждут Избавления ради Его Святого Имени, которые понимают, что своими поступками они освящают Имя Всевышнего.
Собирание рассеянных – влияние на весь мир
Пророк Йехезкель пишет, что собирание рассеянных – это освящение Имени Всевышнего, а изгнание – осквернение Его Имени. Он учит это у Моше, который говорит в своей молитве за народ Израиля: «Чтобы не сказала страна, из которой Ты вывел нас: по неспособности Господа ввести их в землю, которую Он обещал им, и по ненависти Его к ним вывел Он их, дабы умертвить их в пустыне» (Дварим, 9:28).
А вот что говорит пророк Йоэль (2:17): «Меж притвором и жертвенником пусть плачут священники, служители Господни, и пусть скажут они: пощади, Господи, народ Твой и не предай удела Твоего позору, чтобы не стал он притчей для народов; зачем же станут говорить среди народов: где Б-г их?» Когда инородцы правят в Земле Израиля, о которой сказано, что она – удел Господа, это позор и как бы свидетельство несостоятельности Всевышнего.
Слабость народа Израиля – это тоже осквернение Его Имени. Об этом говорит и царь Давид (Теѓилим, 79:10): «Зачем народам говорить: где Б-г их? Пусть известным станет среди народов, пред глазами нашими, отмщение за пролитую кровь рабов Твоих!» Когда же мы пребываем в Земле Израиля, тем самым мы освящаем Его Имя: «И освящу Я имя Мое великое, оскверненное среди народов, которое осквернили вы среди них. И узнают народы, что Я – Господь, – слово Господа Бога, – когда освящусь в вас пред глазами их» (Йехезкель, 36:23).
Народы мира – за Государство Израиль
Как собирание рассеянных влияет на весь мир, показывает основание нашего государства. Накануне голосования в ООН по созданию Государства Израиль немногие страны были готовы проголосовать за создание нашего государства. На помощь евреям пришли несколько человек, среди них профессор Энрике Родригес Фабрегас, уругвайский дипломат, защитник Израиля и праведник народов мира.
Профессор Фабрегас был представителем своей страны в ООН и членом делегации, которая посетила евреев в лагерях беженцев в Европе. Он видел ужасное положение евреев после Холокоста. Он посетил также Землю Израиля и видел зарождение еврейского ишува. Он был преисполнен восхищения евреями, которые смогли превратить обезвоженную пустыню в цветущие угодья.
Как мы говорили, сначала лишь немногие государства были согласны проголосовать за основание Государства Израиль, и это было большой проблемой. Но профессор Фабрегас не отчаивался. Он наносил визиты главам всех государств, чтобы убедить как можно больше государств проголосовать за создание Государства Израиль. Вместе с председателем Генеральной Ассамблеи ООН, бразильцем Освальдо Аранья, и послом Гватемалы Хорхе Гарсией Гренадосом он организовал мощную коалицию послов латиноамериканских государств в пользу Государства Израиль. Без него голосование не окончилось бы в нашу пользу.
Когда профессора Фабрегаса спросили, почему он прилагал такие усилия ради создания еврейского государства, он ответил, что еврейский народ очень много сделал для человечества, когда в давние времена жил на своей земле. Этот народ породил пророков, которые принесли слово Господа в мир. Благодаря им мир понял, что такое нравственность, что такое истина.
Он призвал народы мира не взирать на отчаянное положение евреев после Холокоста. Народ Израиля не может принести пользу миру, оставаясь в изгнании. Он объяснил: если народу Израиля будет дана возможность создать собственное государство, он вновь станет приносить человечеству неоценимую пользу во многих областях. Если у еврейского народа появится возможность создать суверенное государство, в этом народе снова будут рождаться пророки, которые привлекут величайшее благословение для всего мира.
Его доводы были приняты, и политика Советского Союза и его сателлитов повернулась на 180 градусов. Совершенно неожиданно они приняли решение поддержать создание Государства Израиль. Их решение повлияло на США, а вслед за ними и на все государства Латинской Америки.
Духовное голосование
Голосование в ООН имело не только политическое, но и духовное значение. Так было во время Исхода из Египта: евреи вышли из Египта, только заручившись согласием фараона. Так было и во времена Второго Храма, когда мы ждали позволения на его строительство от персидского царя Дария. Дело в том, что Избавление – это часть процесса развития всего мира, а не только народа Израиля. Об этом говорит пророк Йехезкель (20:41): «В аромате благовонном удостою благоволения вас, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы, и освящусь в вас пред глазами народов».
Таково же и Избавление Израиля в нашем поколении. Поэтому так важно было, чтобы страны мира признали государство Израиль и осознали, что Святой, благословен Он, исполняет обещание, данное нашим праотцам: «Помнит Он благодеяния праотцев и приводит Избавителя сыновьям их сыновей ради Имени Своего с любовью».
В Вавилонском Талмуде (трактат Ктубот, 111а) приводится история о рабби Йеѓуде, который не желал восходить в Землю Израиля из-за стиха в Шир ѓа-ширим (3:5): «Заклинаю я вас, дочери Иерусалима, газелями или полевыми ланями – не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она».
«Сказал рабби Йосе бар Ханина: о чем эти три клятвы? Первая – о том, чтобы народ Израиля не вставал стеной; вторая – Святой, благословен Он, взял клятву с народа Израиля, что он не будет восставать против народов мира; третья – Святой, благословен Он, взял клятву с народов мира, что они не будут слишком порабощать Израиль». Многие, опасаясь этих клятв, не хотели восходить в Землю Израиля, так как думали, что это будет считаться, будто они восстают против народов мира. Однако после того как в ООН была принята резолюция о создании Государства Израиль, страх перед клятвой исчез.
Народы мира поняли – разумом или внутренним чувством, – что в те дни пробудилась высшая любовь Всевышнего к народу Израиля. Его гнев, который изливался на нас в годы изгнания, сменился любовью. Об этом сказано: «На малое мгновение оставил Я тебя и с Милосердием великим соберу тебя. В пылу гнева сокрыл Я на мгновение лицо Свое от тебя, и милостью вечной помилую тебя, – сказал Избавитель твой, Г-сподь» (Йешаяѓу, 54:7-8).
Собирание рассеянных важнее Исхода из Египта
Освящение Имени Всевышнего посредством собирания рассеянных в наши дни столь велико, что пророк Ирмеяѓу говорит (16:14-15), что оно будет более велико, нежели Исход из Египта: «Поэтому вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда уже не будут говорить: “(как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской”, но: “(как) жив Г-сподь, который вывел сынов Израиля из земли северной и из всех стран, куда Он изгнал их”; и верну Я их на землю их, которую дал Я отцам их».
В качестве комментария к этому стиху в Талмуде (трактат Брахот, 12б) говорится от имени Бен-Зомы, что в дни Машиаха не упоминают Исход из Египта, а только грядущее Избавление. Оно будет таким великим, что Исход из Египта перестанут упоминать вовсе. Мудрецы же, которые спорят с Бен-Зомой, говорят: «Не то чтобы Исход из Египта утратит свое место, но последнее Избавление будет главным, а Исход из Египта – второстепенным».
Далее в Талмуде говорится, что пророк Йешаяѓу говорит о величии собирания рассеянных (43:18-19): «Не вспоминайте прежнего и в древнее не всматривайтесь. Вот Я свершаю новое, ныне возникнет оно, разве вы не узнаете его? Даже в пустыне проведу дорогу, реки – в пустыне». В Талмуде объясняется, что слова: «Не вспоминайте прежнего и в древнее не всматривайтесь» относятся к Исходу из Египта, и это потому, что последнее Избавление будет гораздо более великим и значимым.
Чужеземное правление в Земле Израиля – катастрофа
Следует понять: недостаточно, что народ Израиля живет в Земле Израиля. Он должен править в ней. Когда в Земле Израиля правили народы мира, и евреи были им подчинены, чужеземные властители причиняли евреям немало неудобств и страданий. Рав Исраэль из Шклова, благословенна память праведника, был одним из приближенных учеников Виленского Гаона. Он взошел в Землю Израиля по велению своего учителя во главе большой группы учеников Гаона. Он написал ѓалахический труд о заповедях Земли Израиля под названием «Пеат ѓа-шульхан». Сначала они поселились в Цфате, а затем перебрались в Иерусалим, чтобы основать там ашкеназскую общину. В предисловии к своему труду он рассказывает о тяготах и страданиях, которые им пришлось пережить в Земле Израиля. Много горестей причинили им коррумпированные турецкие власти и жестокие бедуины с тех пор, как они приехали в Землю Израиля – им и другим евреям. Издевательства властей и погромы бедуинов стоили нашему народу немалой крови и огромного финансового ущерба. Любое приобретение земельных участков было связано с большими жертвами. Строительство каждого дома и каждой синагоги требовало непомерных взяток.
Англичане, сменившие турок, тоже не были праведниками народов мира. Они всеми силами старались навредить евреям. Они нарушили обещания, которые давали ООН, когда получили мандат на правление Палестиной. Сначала они обязались создать еврейское государство на обоих берегах реки Иордан, как обещал Всевышний нашему праотцу Аврааму при заключении «Союза меж рассеченных половин». Это государство должно было включать в себя то, что сегодня называется «Израиль» и «Иордания». Однако затем они решили разделить государство надвое и подарить половину королю Абдалле. Так возникло государство Иордан.
Затем англичане запретили евреям приезжать в Землю Израиля, издав законы, записанные в «Белой книге». Опираясь на эти законы, они преследовали утлые суда, которые привозили евреев к берегам Земли Израиля. Часть этих судов затонула вместе со всеми пассажирами, а те евреи, которым удалось сойти на берег, были депортированы на Кипр. Большая же часть евреев, опасаясь властей Британского мандата, отправилась в Америку, где ассимилировалась.
Еврейская власть в Земле Израиля – заповедь-предписание Торы
Власть народа Израиля в Земле Израиля, а не власть народов мира – это не только необходимость, продиктованная доводами разума, но и ѓалахическая обязанность. В книге Бемидбар (33:53-55) Моше говорит Израилю: «Когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, прогоните от себя всех жителей той земли и уничтожьте все изображения (идолов) их, и всех литых идолов их уничтожьте, и все возвышения их разрушьте. И овладейте землею, и поселитесь на ней, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею. И наследуйте землю по жребию по семействам вашим: многочисленному дайте больший надел, а малочисленному – меньший надел; где кому выпадет жребий, то и достанется ему; по коленам отцов ваших возьмите себе наделы. Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились».
Вот что писал по этому поводу Рамбан: «Нам было заповедано унаследовать землю, которую Всевышний дал праотцам нашим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, и не отдавать ее в руки кого бы то ни было, кроме нас самих, и не оставлять ее в запустении».
Плач на поколения
В начале книги Шофтим (2:1-4) описывается, как ангел Господа порицает Израиль за то, что тот оставил некоторые области Земли Израиля под властью инородцев: «И взошел посланник Господень из Гильгаля в Бохим, и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим, и сказал: “Не нарушу Я завета Моего с вами вовек. И вы не заключайте союза с жителями земли этой, жертвенники их разрушьте”. Но вы не послушали гласа Моего. Что это вы сделали? И потому говорю и Я: не прогоню их от вас, и будут они для вас тенетами, и божества их будут для вас западнею. И вот, когда говорил посланник Господень эти слова всем сынам Израиля, завопил народ и заплакал. И нарекли этому месту имя Бохим (Плачущие), и принесли там жертвы Господу».
Почему это место назвали «Плачущие»? Потому, что слабость этих людей напоминает слабость разведчиков, которых послал Моше в Землю Израиля. Как известно, грех разведчиков привел к «плачу на поколения». Этот плач распространяется и на поколения эпохи судей, когда мы оставили часть Земли Израиля под властью инородцев.
Благословен устанавливающий межу вдовы
В Талмуде, у Рамбама (в Ѓалахических законах благословений, гл. 10, ѓалаха 10) и в Шульхан арух (Орах хаим, 561) написано: «Тот, кто видит заселенные дома Израиля, произносит благословение: “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка мира, устанавливающий межу вдовы!” А тот, кто видит разрушенные дома Израиля, произносит благословение: “Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка мира, судья праведный”». Писал рабби Йосеф Каро в своей книге «Бейт Йосеф», что под словами «разрушенные дома Израиля» подразумеваются даже отстроенные дома еврейского города, если этот город находится под властью инородцев. Это мнение поддерживают и другие ѓалахические авторитеты. Поэтому в молитве мы произносим: «И не предавай удела Твоего позору, отдавая его под власть инородцев».
В наши дни мы удостоились того, что многие евреи приезжают жить в Землю Израиля, и многие части этой земли находятся под еврейской властью. Все это является исполнением заповеди Торы, и благодаря этому возрастает духовный уровень народа Израиля. Создается множество новых ешив. Многие евреи пробуждаются и возвращаются к Всевышнему. Это является освящением Имени Всевышнего в глазах народов мира, которые видят воочию, что исполняется Божественное слово, данное Израилю.
Господь наделяет Свой народ мощью
В наши дни мы также видим, что народ Израиля преисполняется величайшего мужества. Раз за разом мы становимся свидетелями того, как исполняется клятва Всевышнего, данная Аврааму после жертвоприношения Ицхака: «Да станешь ты тысячами десятков тысяч, и да овладеет потомство твое вратами врагов своих!» (Берешит, 24:60). Об этом также сказано в стихе из книги Ваикра (26:7-8): «И будете гнать врагов ваших, и падут они пред вами под мечом. И пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч, и падут враги ваши пред вами под мечом».
Мужество пяти евреев, которые прогоняют сотню врагов, не является само собой разумеющимся. Ведь когда-то мы пускались в бегство, напуганные шелестом колеблющегося листа: «А что до оставшихся из вас, то Я вселю в сердце их робость в странах врагов их, и погонит их шелест колеблющегося листа, и побегут, как в бегстве от меча, и падут, хотя никто не преследует» (Ваикра, 26:36). Сегодня же мы видим, что народ Израиля преисполнен мужества и удостаивается головокружительных успехов. При виде всего этого наших врагов охватывает трепет, и теперь они пускаются в бегство. Так было во время Войны за независимость и Шестидневной войны.
Благодарность приводит к Избавлению
Нам следует благодарить Всевышнего за чудеса, которые Он творит с нами ежедневно, особенно за такие чудеса, которые кажутся нам естественным ходом событий, однако на самом деле ничего подобного не происходило вот уже две тысячи лет. Мой отец, рав Мордехай Элияѓу, благословенна память праведника, часто цитировал стих из Теѓилим (118:21): «Возблагодарю Тебя, ибо Ты ответил мне и стал мне избавлением». Смысл этого стиха заключается в том, что благодарность Всевышнему приводит к Избавлению.
О том же говорит и другой стих: «Благодарите Господа, ибо добр Он, ибо навеки милость Его». Благодарность за Его доброту в прошлом приводит к тому, что Его милость остается с нами навек.