2697652155efd08e24

Жемчужины Галахи. Галахические законы Хануки, глава 11

November 19, 2013 Автор: рав Элиезер Меламед - No Comments

Права на русский перевод принадлежат “Библиотеке Офер”. При перепечатке или перепосте требуется указывать этот факт.

1. Дни Хануки – на все поколения

 

Во времена Второго Храма, «когда греки вошли в Святилище, они осквернили все масло, что было там. Когда же царство дома Хасмонеев преисполнилось мощи и одолело их, [евреи] искали и нашли один-единственный сосуд с маслом, запечатанный печатью первосвященника. Масла в нем хватало лишь на [то, чтобы Менора горела] один день, но свершилось чудо, и масло зажигали восемь дней. На следующий год эти дни объявили праздничными, днями ѓалеля и благодарения», и в них запрещено поститься и произносить надгробные речи (Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б; Мегилат таанит , 9б).

 

Во времена Второго Храма мудрецы установили еще немало праздничных дней, в которые народу Израиля следует радоваться и благодарить Всевышнего за чудесное спасение, посланное ему. Все эти дни упомянуты в Мегилат таанит. Многие из них установлены в благодарность за победы, одержанные Хасмонеями, – например, День Никанора, отмечаемый 13 адара (в этот день Хасмонеи одержали победу над большим греческим войском и убили военачальника Никанора, который возглавлял его); 14 сивана, когда Хасмонеи захватили Кесарию; 22 элула, когда убили отступников, не пожелавших совершить покаяние; 23 хешвана, когда разрушили блудилище, построенное греками возле Храма; 25 хешвана, когда захватили Самарию и начали ее заселение .

 

Однако наши законоучители постановили, что после разрушения Второго Храма законы, описанные в Мегилат таанит, больше не имеют действия (см. Шульхан арух, Орах хаим, 573, п. 1). Ведь после разрушения Храма все радостные события, которыми ознаменованы упомянутые в Мегилат таанит дни, утратили свое значение. Поэтому нам больше нечего отмечать в эти дни, и в них можно даже поститься и произносить надгробные речи. Из всех этих дней остались только дни Хануки. Объясняют наши мудрецы, что дни Хануки сохранились на все поколения благодаря чуду с кувшином масла и заповеди, установленной мудрецами, зажигать ханукальные свечи, чтобы открыто свидетельствовать об этом чуде (пирсум ѓа-нес). А поскольку в Хануку мы исполняем заповедь зажигания свечей, то и все прочие законы этого праздника были сохранены. И поэтому в Хануку мы произносим в молитве благодарственную вставку «За чудеса», славим Всевышнего за чудесное спасение, посланное Его народу, читая ѓалель, не постимся и не говорим надгробные речи (см. Вавилонский Талмуд, трактат Рош ѓа-Шана, 18б, а также комментарии Раши и Ритва к этому месту).

 

Для того чтобы лучше понять смысл чуда с кувшином масла и дней Хануки – единственных памятных дней, оставшихся со времен Второго Храма, – следует глубже вникнуть в суть событий тех дней и их значение.

 

2. Греческое царство

 

На протяжении веков в Греции развивалась богатая культура, которая славилась величайшими достижениями в науке, философии, литературе, искусстве, архитектуре, военной стратегии и государственном устройстве. Мощь греческого царства неуклонно росла. Благодаря своим многочисленным военным победам Филипп II, царь Македонии, сумел объединить все греческие города-государства под своей властью. Он пригласил величайшего греческого философа и ученого Аристотеля обучать и воспитывать своего сына Александра, престолонаследника. Взойдя на престол, Александр Македонский начал череду завоевательных походов. За три года (3426-3429 г.г. от Сотворения мира, 334-331 г.г. до н.э.) греки захватили огромные территории – Малую Азию, Землю Израиля, Египет и все земли, принадлежавшие великой Персидской империи, до самой Индии.

 

После смерти Александра Македонского полководцы греческой армии начали междоусобную войну за власть. В результате нее необъятная Греческая империя разделилась на несколько царств.

 

Греческая культура распространилась во всех захваченных странах, вобрав в себя все прочие культуры. Так возникла универсальная эллинистическая культура. Греческое государственное устройство, язык, образование, развлечения, спортивные состязания – все это стало неотъемлемой частью жизни в провинциях империи. Богачи и знать всех подвластных империи народов смешивались с греками и подражали им во всем.

 

Греческое господство установилось и в Иудее. В ней тоже распространялось влияние эллинизма. Однако евреи вели себя иначе, чем другие народы, и поэтому процесс эллинизации у них шел сравнительно медленно. И все же в течение 160 лет греческого правления в Иудее влияние эллинизма все возрастало. Особенно мощным оно было среди знати. В конце концов во главе эллинистов встали первосвященники Ясон и Менелай, которые прилагали немало усилий к распространению в Иудее греческой культуры. Они возвели около Храма стадион, где проводились состязания борцов, и нередко предпочитали быть зрителями на этих состязаниях, нежели совершать жертвоприношения в Храме .

 

3. Антиеврейские указы и восстание

 

В 3591 г., согласно летоисчислению, которое мы ведем от Сотворения мира (169 г. до н.э.), приблизительно через 160 лет после греческого вторжения в Землю Израиля, Антиох IV (Эпифан) стал все больше притеснять народ Израиля. Греки под его предводительством разграбили храмовую утварь, пробили брешь в стене Иерусалима, лишили жизни тысячи евреев, а многих продали в рабство. В 3593 г. (167 г. до н.э.) Антиох издал указ, который повелевал евреям оставить Тору и заповеди и требовал от них служить идолам. Тех, кто по-прежнему исполнял заповеди, Антиох приговаривал к смертной казни. Он упразднил храмовые жертвоприношения и превратил Храм в языческое капище. Греки рвали свитки Торы и бросали их в огонь. Воины Антиоха ходили из селения в селение, заставляя евреев сооружать языческие алтари и есть свинину. Обрезание было строго запрещено; матерей, которые самоотверженно исполняли заповедь обрезания своих сыновей, казнили. Спасаясь от гонений, многие праведные люди бежали в пустыню, в пещеры или за пределы Земли Израиля; многие другие принимали смерть ради освящения Имени Всевышнего.

 

Жестокие гонения на евреев зажгли искру в душе народа. Когда греки ворвались в селение Модиин и попытались принудить первосвященника Матитьяѓу к языческой службе, Матитьяѓу восстал и убил греческого воина, а вместе с ним и еврея-отступника, сопровождавшего его. Неожиданным в поступке Матитьяѓу было то, что он, вместо того чтобы пожертвовать своей жизнью ради освящения Имени Всевышнего, как другие праведные евреи, сам лишил жизни своих притеснителей. Вместе с сыновьями он вознес знамя восстания против эллинов и эллинизации.

 

Борьба была нелегкой. Повстанцев возглавил Йеѓуда Маккавей, самый отважный из сыновей Матитьяѓу. Мужеством и талантом Хасмонеи одолели греческое войско. После двухлетней войны им удалось освободить Иерусалим, и 25 кислева 3596 г. (165-4 г. до н.э.) они взялись за очищение Храма, чтобы возобновить храмовые жертвоприношения. Тогда и произошло чудо с кувшином масла.

 

Позднее греки возвратились в Землю Израиля с огромным войском, вновь захватили Иерусалим и учредили в Храме власть первосвященников-эллинистов. Однако для того чтобы не усугублять напряженность, греки отменили жестокие указы и позволили евреям исполнять заповеди Торы. И все же огонь восстания не угас, Хасмонеи продолжали бороться с эллинами и эллинистами. Их борьба знала взлеты и падения, сыновья Матитьяѓу сочетали в ней мужество, дипломатию и хитрость, и несколько десятков лет спустя евреи достигли государственной независимости. Правда, не обошлось без некоторого покровительства великих держав – сначала Греческой, а затем Римской империи. И все же в Земле Израиля правили евреи для евреев .

 

Может показаться, что если бы греки проявили достаточное терпение, то Иудея в конце концов эллинизировалась, подобно всем другим провинциям империи. Однако длань Всевышнего, незримо управляющая историческими событиями, вызвала противостояние. Подобно тому, как когда-то Всевышний «ожесточил сердце» фараона, теперь Он ожесточил сердце Антиоха, и благодаря этому проявились вера, мужество и самоотверженность нашего народа.

 

4. Кризисы, сотрясавшие династию Хасмонеев

 

После того как война с греками завершилась военной и политической победой, культурная война вспыхнула с новой силой. Мы все еще были вынуждены отстаивать свое культурное наследие перед бездной эллинизма, поглотившей все культуры вокруг себя. Греческая культура обладала огромной притягательной силой. Ее научные изыскания были на высоте, военная стратегия безупречна, государственное устройство эффективно. Скульптура и архитектура производили неизгладимое впечатление, театральное искусство увлекало воображение, а от спортивных состязаний захватывало дух. Поэтому греческая культура распространилась с такой интенсивностью по всем странам, известным в те времена. Даже несколько веков спустя, когда главной политической силой в мире стала Римская империя, греческая культура по-прежнему преобладала.

 

Хотя восстание Хасмонеев приостановило процесс эллинизации, он не прекратился полностью. Несколько десятков лет спустя эллинизация вновь пустила глубокие корни среди еврейской знати, а также евреев, которые имели близкие контакты с инородцами. Эллинисты периода правления Хасмонейской династии назывались саддукеями. Они не призывали к полной ассимиляции, а утверждали, что еврейский народ может совмещать верность Письменной Торе и греческую культуру.

 

По трагической иронии судьбы, внуки и правнуки Матитьяѓу, отдавшего жизнь за борьбу с эллинизацией, сами примкнули к эллинистам и преследовали мудрецов Израиля, сохранявших верность традиции. Правнуком Матитьяѓу был царь Янай, назначенный также первосвященником. Будучи нечестивцем, он предполагал, что его смерть обрадует мудрецов Израиля и их последователей. Дабы омрачить эту радость, он повелел сразу же после своей смерти казнить многих мудрецов. Однако после его смерти наследники, во главе которых стояла его вдова, царица Шломцион, нарушили его завещание. День его смерти был провозглашен днем радости и благодарения за гибель нечестивца и спасение мудрецов Израиля.

 

В конце концов, рабы Хасмонейской династии под предводительством Ирода взяли верх над членами семейства Хасмонеев, истребили их потомство и захватили власть. Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 3б): «Всякий, кто скажет о себе, что он потомок рода Хасмонеев, либо раб, либо лжец» .

 

На основе вышесказанного можно понять критику наших мудрецов по отношению к представителям рода Хасмонеев, что те не попытались изначально возвести на престол царя из рода Йеѓуды, как того требует Тора: «Не отойдет скипетр от Йеѓуды» (Берешит, 49:10, и см. комментарий Рамбана к этому стиху). Сначала представители династии Хасмонеев звались князьями (несиим), а затем стали величать себя царями. Более того, они завладели и саном первосвященника. Несомненно, пребывание в высших эшелонах власти пагубно отражалось на их храмовом служении, отчего священное храмовое служение, которое должно проходить в чистоте и святости, понесло ущерб, а влияние эллинизма возросло. С другой стороны, их политическая власть также была далека от совершенства, ведь она существовала в тени великих держав и, как правило, под их покровительством. Политическая слабость также укрепила влияние эллинизма в Иудее.

 

5. Духовные победы на все поколения

 

Несмотря на все изъяны, победы, одержанные Хасмонеями, имели величайшее значение. Политическая независимость, пусть частичная, послужила расцвету еврейского населения Земли Израиля во всех аспектах. Если прежде около сорока процентов урожая и продукции забирали греки в качестве налога, то теперь весь урожай оставался евреям, что оказало крайне благотворное влияние на экономическое развитие Иудеи. В результате хасмонейских побед евреи расселились по всей территории Земли Израиля, стали приезжать из диаспоры, рождаемость повысилась, и еврейский народ, переживший разрушение Храма и изгнание, во многом сумел добиться возрождения.

 

Благодаря достигнутой политической независимости Земля Израиля вновь стала национальным и духовным центром еврейского народа. Дома учения множились и процветали. Завещание мужей Великого Собрания: «…выводите в люди как можно больше учеников и возведите ограду вокруг Торы» (Мишна, Авот, 1:1) осуществилось во всей полноте. В те дни был заложен духовный фундамент Устной Торы, благодаря которой народ Израиля сохранил свою веру и остался предан Торе в тягостном двухтысячелетнем изгнании.

 

Вот почему чудо с кувшином масла ярче всего выражает сущность дней Хануки. Хотя Второй Храм был разрушен, и все политические достижения династии Хасмонеев утратили свое значение, но Устная Тора, которая развивалась и крепла в те времена, осталась навечно. Посредством чуда с кувшином масла раскрылась непреходящая сила Торы, которая способна озарить тьму вопреки законам природы, и благодаря которой мы выстояли во мраке долгого изгнания. Чудо с кувшином масла показало и избранность еврейского народа, не похожего ни на один народ в мире. Его невозможно сломить, вера его несокрушима.

 

Матитьяѓу и его сыновья удостоились того, что в награду за их самопожертвование была раскрыта глубинная сущность Торы и избранности народа Израиля. Однако царство рода Хасмонеев, со всеми его проблемами и сложностями, было царством на час, и потому мы не празднуем его основание.
На основе этого становятся ясны слова наших мудрецов (см. Вавилонский Талмуд, трактат Рош ѓа-Шана, 18б), что благодаря чуду с кувшином масла и заповеди зажигания ханукальных свечей, установленной законоучителями, дни Хануки сохранились на все поколения. После этого чуда стало очевидно, что плоды военных побед над греками сохранятся не на час, а на поколения. Вот почему мудрецы постановили праздновать дни Хануки и в дальнейшем, хотя все прочие праздничные дни, упомянутые в Мегилат таанит, были отменены после разрушения Второго Храма. Поэтому наряду с зажиганием свечей в восемь дней Хануки мы благодарим Всевышнего и славим Его, произнося в молитве вставку «За чудеса» и читая ѓалель в память о чудесном спасении, победе и избавлении .

 

Со временем стало ясно, что чудо с кувшином масла обладает еще большим величием: нам не только удалось не утонуть в океане эллинизма, затопившем мир, но и в результате длительного и сложного процесса иудаизм разрушил языческие основы эллинизма. Абстрактная вера в Единого Бога, нравственные ценности, стремление к исправлению мира – одним словом, все основы Торы – постепенно распространялись среди народов мира, пока прямо или косвенно (через христианство и ислам) не стали фундаментом всего доброго и прекрасного, что содержит в себе человеческая культура.

 

И сколько бы ни длилось наше изгнание, свет Израиля и Торы более долговечен и ярок. Свет этот будет силиться и крепнуть, пока мы не удостоимся сделать новое чистое масло из оливок Земли Израиля. С помощью этого масла мы зажжем Менору нашего Храма, и да «преисполнится земля знания Господа», в скором времени, в наши дни, амен!

 

6. «Свет, озаряющий тьму» – Устная Тора

 

Праздник Ханука неслучайно выпадает на такой период года, когда ночи самые длинные, а дни – короткие, и зимняя стужа оковывает землю. Более того, даже луна не светит в эти дни, поскольку Ханука выпадает на время, близкое к новомесячью (рош ходеш), и луна тогда на пике ущерба.

 

И когда заходит солнце, тьма распространяется повсюду, и землю покрывают холодные и пугающие ночные тени, евреи выходят на улицу и зажигают ханукальные свечи. Эти свечи олицетворяют собой мощь еврейской веры, которая преодолевает на своем пути все преграды и озаряет любую тьму. Во времена самой густой тьмы, когда миром жестоко правили великие державы, – даже тогда мы не впали в отчаяние и не оставили свет Торы и нашей святой веры, продолжая учиться и учить других. И даже слабый луч нашего света отталкивает их великую тьму.

 

Дни Хануки – это дни радости в честь Устной Торы, прежде всего, потому, что они установлены мудрецами, как и заповедь зажигания ханукальных свечей – одна из первых заповедей, установленных мудрецами. Более того, эти дни выражают общую суть Устной Торы. Во времена Первого Храма в Израиле было распространено пророчество, поэтому народ, естественным образом, изучал в основном Письменную Тору. Но после разрушения Первого Храма и исчезновения пророчества настал час Устной Торы. Она обнаруживает духовное достоинство Израиля, который участвует в раскрытии света Торы наряду со Всевышним. Принципы изложены в Письменной Торе, а путь к их осуществлению проложили для нас мудрецы Устной Торы. И хотя свет Письменной Торы более ярок, он подобен ослепительному полуденному солнцу, тогда как Устная Тора подобна луне и звездам. Она способна проникать в глубину человеческой души и озарять самые темные уголки мира. Во времена Второго Храма был заложен фундамент изучения Устной Торы, основа всех постановлений, запретов («оград») и обычаев, учрежденных мудрецами. Благодаря особому свету Устной Торы, напоминающему свет ханукальных свечей, который озаряет тьму, мы сумели преодолеть тяготы изгнания.

 

Эти идеи, заложенные в Хануке, служат, по всей вероятности, внутренней причиной того, что Ханука пользуется в нашем народе такой любовью. Можно сказать, что в мире почти нет евреев, даже из тех, кто далек от исполнения многих заповедей, которые не зажигали бы ханукальные свечи. Более того, у многих евреев заведено «украшать» эту заповедь, исполняя ее в соответствии с самыми высокими требованиями по принципу «лучшее из лучшего» (меѓадрин мин ѓа-меѓадрин, см. ниже, гл. 12, п. 2).

 

7. Прибавляем ежедневно по свече, пока их не станет восемь

 

Всему в мире наступает конец. Это относится также к идеям и воспоминаниям, которые со временем утрачивают силу и жизненную энергию. Но вот, когда мы зажигаем ханукальные свечи, выясняется, что вера во Всевышнего не слабеет. Напротив, вопреки несчастьям и тьме, окутывающей все вокруг, она продолжает существовать и даже крепнет. Чистая духовность, которая проявляется в Торе, непреходяща и потому постоянно растет, тогда как идеи, которые не являются вечными, подходят к концу и умирают. Будучи верны этой замечательной идее, евреи во все времена исполняли заповедь зажигания ханукальных свечей согласно принципу «лучшее из лучшего». Каждый день они зажигают на одну свечу больше, пока в последний день Хануки свечей не станет восемь.

 

Как известно, число восемь символизирует то, что выше материальных законов природы. Ведь мир был сотворен за семь дней, и неделя также состоит из семи дней, тогда как число восемь намекает на то, что превыше природы. Здесь можно привести пример заповеди обрезания, которая призвана исправить мир природы и вознести его на более высокую ступень. Поэтому ее исполняют на восьмой день после рождения младенца. Тора, которая тоже предназначена для того чтобы возвысить природу до уровня Божественности, относится к восьмой ступени. Поэтому Тора была дана после отсчета семи недель, выражающих совершенство природы. По их окончании мы возносимся на ступень, стоящую выше природы, к празднику Шавуот – дню дарования Торы. Кроме того, согласно обычаю, мы завершаем годичный цикл чтения Торы в день Шмини ацерет (досл. «Восьмой день собрания»), совпадающий с праздником Симхат Тора.
Дни Хануки, которые олицетворяют собой духовный уровень Устной Торы, также относятся к ступени, превышающей законы природы. Поэтому мы зажигаем свечи восемь дней и прибавляем ежедневно по свече, пока их не станет восемь .

 

8. «За чудеса», ѓалель и чтение Торы

 

Мудрецы установили дни Хануки, чтобы благодарить и славить Всевышнего за спасение, которое Он послал Израилю. Для этого была написана вставка «За чудеса», которую читают в благословении Модим («Мы благодарим») в молитве Шмоне эсре («Восемнадцать благословений»). Эту вставку также принято читать в Биркат ѓа-мазон («Благословении после трапезы»), в благословении Ноде Леха («Благодарим Тебя, Господь, Бог наш»). А в «Завершающем тройном благословении» (меэйн шалош) Хануку не упоминают. Если же молящийся не прочитал «За чудеса» в Шмоне эсре или в «Благословении после трапезы», ему не нужно читать молитву заново. А если он вспомнил о своей ошибке прежде чем закончил то благословение, в котором читают вставку «За чудеса», он должен прочитать вставку. Однако если он уже произнес Имя Всевышнего в заключительных словах этого благословения, ему не следует читать вставку (см. Шульхан арух, 682, п. 1). Но в таком случае желательно прочитать «За чудеса» в конце молитвы, после всех благословений, поскольку в этом месте можно добавлять различные просьбы и благодарения по выбору молящегося. И также в Биркат ѓа-мазон, если молящийся вспомнил о своей ошибке после того, как произнес Имя Всевышнего в заключительных словах Ноде Леха, желательно прочитать «За чудеса» в конце молитвы вместе с завершающими просьбами Ѓа-рахаман (см. Рама, 682, п. 1; Мишна брура, 4) .

 

Существует также заповедь читать полный ѓалель с благословением в каждый из восьми дней Хануки (см. Вавилонский Талмуд, трактат Арахин, 10а). Ведь согласно Ѓалахе, всякий раз, когда народ Израиля избавляется от серьезной опасности – порабощения или смерти, – он должен читать ѓалель (см. Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 117а; Мегилат таанит, 9б).

 

Можно сказать, что заповедь читать полный ѓалель с благословением в каждый из дней Хануки свидетельствует об особом достоинстве этого праздника. Ведь даже в Песах полный ѓалель читают только в первый день, тогда как в Хануку полный ѓалель читают во все дни .

 

Женщины освобождены от чтения ѓалеля, так как это заповедь, ограниченная временными рамками. Если женщина сама захочет прочитать ѓалель, тем самым она исполнит заповедь. По ашкеназскому обычаю, она должна произнести благословение; такого же мнения придерживается и часть сефардских законоучителей. Однако большинство сефардских ѓалахических авторитетов утверждают, что женщины не должны произносить благословение перед чтением ѓалеля (см. «Жемчужины Ѓалахи», Молитва женщин, гл. 2, п. 9, прим. 10).

 

Мудрецы постановили читать в Хануку Тору – стихи о жертвоприношениях князей во время освящения Скинии. В каждый день Хануки читают о жертвоприношении одного из князей, а в восьмой день начинают с жертвоприношения восьмого князя и завершают стихами о зажигании лампад в начале главы Беѓаалотха (см. Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 30б; Шульхан арух, 684, п. 1).

 

9. Запрет поститься и произносить надгробные речи, посещение кладбища

 

Дни Хануки – это дни радости, славословий и благодарения, поэтому в них запрещено поститься и произносить надгробные речи. Даже если годовщина смерти отца или матери выпадает на Хануку, в этот день нельзя поститься, несмотря на распространенный обычай поститься в такой день. Жених и невеста, которые, согласно обычаю ашкеназов и части сефардов, должны поститься в день свадьбы, в Хануку не постятся .

 

В эти дни также запрещено произносить надгробные речи – как на похоронах, так и на поминовении (азкара) в седьмой или тридцатый день после смерти. Только если умерший был человеком, сведущим в Торе, можно сказать надгробное слово на похоронах, до погребения (см. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 21б; Шульхан арух и Рама, 670, п. 1). Законы траура в Хануку соблюдают так же, как в обычные дни (см. Шульхан арух, 696, п. 4).

 

Многие люди придерживаются обычая не ходить на кладбище в дни Хануки, будь то в годовщину смерти или по окончании семидневного либо тридцатидневного траура, поскольку посещение кладбища может привести человека в скорбное расположение духа, и он произнесет надгробное слово, а в Хануку это запрещено. В таком случае посещение кладбища переносят на время до или после Хануки. Однако некоторые посещают кладбище в вышеупомянутые даты, даже если они выпадают на Хануку. Такие люди встречаются во всех общинах; более всего этот обычай распространен среди выходцев из Марокко. Согласно всем обычаям, в Хануку разрешается посещать могилы праведников (см. комментарий Бен Иш Хая к главе Вайешев, 22; см. также Гешер ѓа-хаим, 29:6).

 

В сефардских общинах принято читать в Хануку молитву Цидук ѓа-дин (см. Шульхан арух, 420, п. 2), тогда как у ашкеназов это не принято (см. Рама, там же и 683, п. 1). И согласно всем обычаям, в Хануку не читают таханун и Ла-менацеах . Также принято, что в Хануку скорбящие не ведут общественную молитву .

 

10. Трапезы в Хануку

 

Мудрецы постановили, что дни Хануки – это дни славословий и благодарения. Однако, в отличие от Пурима, в который заповедано устраивать трапезу и пир, в Хануку нет заповеди, которая обязывала бы нас к праздничной трапезе. И вот почему. Дело в том, что в Пурим был вынесен приговор о физическом уничтожении евреев, и потому в этот день нам заповеданы в том числе и физические наслаждения – яства и напитки. В Хануку же победа была духовной, ведь греки наложили запрет только на исполнение заповедей Торы, и еврей, который уподоблялся грекам, избегал угрозы смертной казни. Поэтому главный смысл дней Хануки – духовный. Он заключается в том, чтобы возблагодарить и восславить Господа за то, что Он помог нам сохранить верность Торе и заповедям (см. Левуш).

 

И хотя в Хануку нет обязанности устраивать особую праздничную трапезу, все же, по мнению многих законоучителей, есть заповедь накрывать в Хануку праздничный стол, чтобы таким образом выразить радость в связи с чудесным спасением, которое Всевышний послал Израилю «в те дни, в это время». А некоторые авторитеты утверждают, что за чудо духовного спасения мудрецы постановили читать ѓалель и благодарить Всевышнего, а в память об освящении Храма следует устраивать трапезы.

 

На практике принято устраивать в дни Хануки трапезы более обильные, чем обычно. За праздничным столом произносят речи на темы, связанные с Торой, поют песнопения и читают славословия, благодаря чему, по мнению всех авторитетов, эти трапезы отвечают категории «заповеданная трапеза». Кроме того, слова Торы придают трапезам особую ханукальную атмосферу, основу которой составляет духовная радость, а трапеза является выражением этой радости .

 

Существует обычай есть в Хануку молочные блюда, в частности, из творога и сыра, в память о чуде, связанном с ними. Речь идет о чудесном спасении, которого удостоился Израиль, когда Йеѓудит, дочь первосвященника Йоханана, накормила врага молочными яствами, а когда он заснул, убила его . И хотя эта история произошла до событий Хануки, память о мужестве Йеѓудит придала Хасмонеям силы, чтобы восстать против греков. Поэтому ее отважный поступок тоже относится к ханукальному чуду. В Хануку принято есть и блюда, жареные в масле, например, пончики (суфганиот) и оладьи (левивот) .

 

11. Запрет для женщин совершать работу

 

У женщин есть особый обычай: не совершать никакой работы, пока горят ханукальные свечи. А у некоторых женщин принято воздерживаться от работы во все дни Хануки, особенно в первый и восьмой ее дни. Однако на практике обычай заключается в воздержании от работы, лишь пока горят свечи, а точнее, в первые полчаса после зажигания, в течение которых мы исполняем обязательную часть заповеди зажигания ханукальных свечей.
Наши мудрецы приводят два объяснения этого обычая. Первое из них: чтобы по ошибке не воспользоваться светом ханукальных свечей для совершения той или иной работы . А поскольку женщины с большей вероятностью могут допустить такую ошибку, запрет относится только к ним. Второе объяснение: запрет связан со святостью дней Хануки, в которые читают ѓалель, и в этом они подобны будням праздника (холь ѓа-моэд) и новомесячью (рош ходеш). А когда горят свечи, раскрывается святость этих дней. Обычай относится только к женщинам, потому что в Хануку у них есть особая заслуга: ведь мужество Йеѓудит и других женщин положило начало ханукальному чуду.

 

У женщин принято воздерживаться от работ, которые запрещены в холь ѓа-моэд («будни праздника»): стирка, глажка, шитье и тому подобное; готовить же пищу можно .

 

При внимательном рассмотрении мы находим, что у обычаев, относящихся к женщинам, часто есть два объяснения: первое – что женщины легкомысленны и потому могут допустить ошибку, а второе – что у них есть особые духовные достоинства, и потому святость дня раскрывается для них в большей степени .

 

Перевод: Хана Ѓар-Шалом