Тишрей: Алия души

Тишрей: Алия души

October 30, 2005 Автор: Ш. Садэ - No Comments

В седьмом месяце: в месяце, который "насыщен" заповедями: и шофар в нем, и кипур в нем, и сукка в нем, и ива в нем. В месяце, который "насыщен" всем: сбор урожая в нем, и приготовление вина в нем, и всевозможные лакомства в нем (Ялкут Шимони, Ваикра, 23:645).

"Счастлив народ, знающий трубление" (Теилим, 89:16). "Что это значит?" лукаво и требовательно приглашал аудиторию к размышлениям рав Дашевский. – "Что евреи завоевали лауреатство на конкурсе им. Чайковского за виртуозную игру на шофаре?" Такой вопрос способен повергнуть в задумчивость, но прежде расскажем, когда и где он прозвучал.

23 элула (за два дня до сотворения мира, по утверждению раби Элиэзера) 5765 года в "Мидраше Ционит" состоялся первый из телемостов, посвященных осенним праздникам. После взаимных приветствий киевлян, возглавляемых Элишей Хенкиным, и иерусалимского "квартета", состоявшего из Шломо Неемана, Циона Абрамова, Элиэзера Лесового и рава Дашевского, начался урок, который правильнее было бы назвать моноспектаклем "театра одного лектора". Хотя среди мудрецов Талмуда доминировало отрицательное отношение к театру, что объясняется его "греческим происхождением" и "родственными связями" с мистериями в честь Дионисия, сказал рабби Шмуэль бар Нахман от имени раби Йоханана: "Позволительно посещать театры: (даже?) в Шаббат, чтобы быть в курсе общественных событий" (Шаббат, 150а). А в масехет Мегила (6а) сказано, что в будущем театры превратятся в "дом учения в Иеуде" (Зхарья, 9:7), где князья Иеуды будут учить народы мира Торе1.

Это предсказание Талмуда и воплощал рав Дашевский. Он "вовлекал" аудиторию в действие разнообразными вопросами: от вполне закономерных, для настройки на тему: "Что и кому призван напомнить звук шофара?", или "Запрет на трубление в шофар в Шаббат – запрет из Торы, или введен мудрецами?" – до самых неожиданных: "Что ответил Шалтай-Болтай, сидящий на стене в полном одиночестве, Алисе, полюбопытствовавшей, почему он сидит здесь один?". И, наконец: "В чем состоит искусство, мужество, заслуга "обольщения" Всевышнего?" – именно так истолковали ХаЗаЛь приведенный пасук из Теилим. Прежде, чем ознакомить слушателей с ответом, рав Дашевский переадресовал вопрос аудитории: "Есть идеи?". "Идея есть", – отозвался один из студентов. – "Правда, это не моя идея!" "Ну-у", – поощрил его рав Дашевский. – "Иногда бывают даже не Ваши идеи приемлемы". Идея, "озвученная" слушателем, состояла в том, что, трубя в шофар, евреи, как будто призывают начать суд, вместо того, чтобы стремиться избежать его, тем самым сбивая с толку, или "обольщая" Сатана. Но не это имел в виду рав Дашевский, и мудрецы, воздающие "хвалу народу, умеющему обольщать Всевышнего".

Для того чтобы подобраться к ответу на этот вопрос, рав Дашевский рассказал еще об одном Талмудическом споре – между школой Гилеля и школой Шамая. Предметом спора было: хорошо ли человеку быть сотворенным, или лучше бы вовсе не появляться? "Это вопро-ос?" – удивился все тот же слушатель. "Это вопрос не к Вам",- отвечал рав Дашевский. – "Это вопрос, который обсуждали мудрецы в течение трех лет. Я готов пригласить вас к голосованию, но прежде, как честный человек, должен сообщить Вам, что решили Мудрецы".

В такой атмосфере дружеского обсуждения, легкого доброжелательного подтрунивания над собеседниками, изящных и искрометных шуток, лирических отступлений, литературных и исторических экскурсов,- "выстраивалось" понимание вещей совсем нешуточных – глубоких и серьезных. О смысле и сути праздников, которыми насыщен Тишрей. Об их взаимосвязи и связи с Шалош Регалим. Велик соблазн просто привести конспект лекции, не упустив ни одной детали. Но жанр диктует свои законы, поэтому только обозначим эскизно основные темы.

Отсчет пошел

Главный смысл Рош а-Шана – провозглашение Всевышнего Царем. Править можно и бесправными и безгласными, а вот царствовать – только над себе подобными, которые "малхуто вэ рацон киблу алэйhем" – "добровольно признали Его царскую власть над собой" ("Геула" – благословение перед вечерним Шма). Только человек подобен Творцу. Только человек приглашен Всевышним к сотворчеству – совершенствованию человеческой натуры: поиску равнодействующей между потребностями души, связанной с Источником; разума, которым человек наделен от Б-га, и запросами, которые диктует материальный мир. "Сделаем человека по образу Нашему и подобию Нашему:" (Берешит, 1:26). На взгляд рава Дашевского, этот пасук "разрешает" известный "атеистический софизм о всемогуществе": Может ли а-Шем сотворить камень, "который не сможет поднять". Приглашая человека к "созданию человека" а-Шем награждает партнера свободой выбора. То есть, формулирует задачу, которая по определению "в одиночку" не решается2. Только человек способен понять, осознать, восхититься миром, созданным Властелином Вселенной, восславить Его.

"Возвышенный Царь, одинокий до начала Времен" стал восхваляемым, прославляемым и превозносимым "с тех пор, как существует мир" ("Создающий свет" – благословение перед утренним Шма). "С момента сотворения Его стали называть "Царем"" (Адон Олам, р. Шломо ибн Гвироль). Посему Рош а-Шана, начало Летоисчисления, – это не первый день Творения, но шестой. День, когда мир обрел смысл. Когда был "вылеплен" – "вайецер", обрел "дыхание жизни", и наклонности – "йецер" "Человек говорящий".

"Человек – это звучит гордо"

Почему в молитвах Рош а-Шана не упоминается слово "Тшува" (вплоть до повторения "Амиды" кантором в молитве "Мусаф")? В первый из "десяти дней Тшувы- нет упоминания самого термина? Рош а-Шана – день, который должен человека возвысить. Это день, когда у человека есть все основания гордиться собой, поскольку он может сделать нечто важное для Всевышнего. Вострубить в шофaр, воцаряя Создателя, самоотверженно, не задумываясь в этот момент о том, какая запись ему достанется. В такую важную минуту, определяющую, по существу, смысл бытия, человек не должен ни сгибаться под бременем своих прегрешений, ни тонуть в безднах своей неправедности. Человек должен осознавать свою значимость. Ибо провозглашают Всевышнего Царем не "жалкие людишки", погрязшие в грехах, а достойные "подобия" Творца.

Умение "обольщать" Всевышнего

Двойственность – специфика Рош а-Шана. Аризаль полагал, что во время трубления в шофар следует произносить "Видуй", припоминая все преступления в алфавитном порядке и "отбрасывая" их от себя. Виленский гаон – рав Элияhу считал, что надо радоваться. Совместимо ли это? Для ответа на это вопрос, следует, наконец, узнать, что же решили Мудрецы? Хорошо ли человеку быть сотворенным? Ответ находим в "Мусафе" Йом Кипура: "Вот негласное мнение Мудрецов Торы: ашрей ше ло нивра". "Счастливы несотворенные". Но коль скоро люди уже сотворены, то службу Всевышнему надо выполнять наилучшим образом. Протяжные, пронзительные звуки шофара имеют множество смыслов (Саадия Гаон перечислял не менее десяти). "Центральная часть трубления" – дробные и прерывистые Труа и Шварим – это излияние души Творцу, жалобы на то, что живется очень непросто. А "обольщение" заключается в том, что, плачась, трепеща, искренне жалуясь на несовершенство мира, еврей мысленно уже перебирает в уме пути исполнения своей миссии в этом мире, "созданном для действия" (Берешит, 2:3).

Когда скрыта Луна

Рош а-Шана – единственный праздник, начинающийся в новолуние. Устная Традиция связывает каждый еврейский праздник с диапазоном из спектра Б-жественного света. Празднику Рош а-Шана соответствует черный цвет. Он очень важен. У него много аспектов. Но важнее всего то, что "в темноте" в отсутствие Луны (а в начале 5766 года – и затмении Солнца, о наступлении которого оповестил публику рав Дашевский), острее ощущается, что "Всевышний – мой свет и мое спасение" (Теилим, 27:1). Псалом, который мы читаем с Рош Ходеш Элуль и до конца Суккот. Полное затмение происходило в Центральной Африке, но и в Киеве те, кто способен заметить, что происходит в небе, первого Тишри в полдень могли наблюдать, что в отсутствие облаков воздух над городом был синевато-лиловым. Ничего удивительного – Рош а-Шана – начало летоисчисления для всего человечества.

Земля, на которую устремлен "взгляд Всесильного"

Эрец Исраэль – это одновременно и Храм со сложной системой дворов, простирающихся до ее границ, и Земля обетованная, в центре которой Храм. То есть – место, предназначенное Всевышним для обитания Шхины – "это место" (Дварим, 26:9) и Земля Обетованная, где живет "клаль Исраэль" – "эта земля" (Дварим, 26:9). Поэтому судьбы их переплетены и взаимосвязаны. Земля – "от дождя небесного пьет она воду", а дожди "в срок" зависят от поведения Бней Исраэль, их образа действий, поведения, мудрости и порядочности по отношению друг к другу; от того, следуют ли они заповедям, или поклоняются идолам в их "современном воплощении". Поэтому, когда взвешиваются на Весах заслуги и прегрешения народа Израиля – "пред судом предстает" и Эрец Исраэль. Рабби Нахман из Браслава говорил о соответствии десяти уровней святости Эрец Исраэль (перечислены в мишне "Келим") десяти дням раскаяния. Таким образом, в эти дни каждая еврейская душа, моля Всевышнего о прощении, снисхождении, благополучии для себя и близких, молит тем самым о благоденствии Эрец Исраэль.

От "Гой кадош" к "Мамлэхет Коаним" (Шмот, 19:6)

Гой кадош – "народ святой". Мамлэхэт коаним – царство священников. Перед Синайским откровением еврейский народ узнал от Всевышнего о своем предназначении, о миссии, которую ему предстояло выполнить в мире. Это – миссия, которую коэны исполняли в среде "Бней Исраэль" – быть связующим звеном между народом и Всевышним.

Первым шагом к "гой кадош" стал Песах, обретение физической свободы. Следующим – Шавуот: "готовность" принять Тору – свидетельство моральной зрелости народа. В промежуток между этими двумя витками духовной эволюции евреев, каждый день усовершенствовались "мидот", приближающие Бней Исраэль к состоянию "гой кадош". Рош а-Шана – общечеловеческое" начало года. В этот "длинный день" все человечество – как барашки – бней марон, выталкиваемые по одному в узкий коридор, ведущий к Пастуху, проходит перед Всесильным. И когда место каждого в жизни Мира, создаваемого ежедневно, "спланировано" Милосердным Творцом, еврейский народ, избранный для того, чтобы стать "царством священников", "искупается" и "очищается". Это происходит в Йом а-Кипурим.

Суккот – "пик" двух "праздничных триад". Это – венец Шалош Регалим и вершина "осенних праздников". За праздник Суккот "приносятся в жертву" (в общей сложности) семьдесят быков – за благополучие народов мира (число народов мира – в соответствии с Устной традицией – равно семидесяти). Очередной виток пути от "национальной обособленности и непреходящей специфичности к заботе обо всем человечестве, о том, чтобы народы всего мира постигли и поняли, что Б-г – Царь и Творец", пройден. Евреи, "гой кадош", достигшие уровня "мамлэхет Коганим", приносят жертвы за весь мир, как коэны, приносящие очистительную жертву за свой народ. Такова метафизика этого праздника в "масштабе всего мира". Чтобы все народы, как предсказал пророк, пришли к горе Цийон и сказали: "Давайте взойдем на гору эту в дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы мы пошли стезями Его" (Йешаяу, 2:3).

Примечания:
, или к ее газетной версии статьи "Театр и педагогика" (Земля под ногами, № 132).