Молитвы о прощении

Молитвы о прощении

No Comments
 Перед Рош а-Шана принято читать молитвы о прощении - слихот. В первый день их читают после полуночи, а в остальные дни - либо после полуночи, либо ближе к утру. В крайнем случае - перед утренней молитвой. В сефардских общинах принято начинать чтение 1 Элула, а в ашкеназских - в начале недели, предшествующей Рош а-Шана. Заканчивают чтение слихот перед Йом Кипуром.     Это связано с разным восприятием Рош а-Шана. Для ашкеназов этот день – прежде всего день сотворения человека, и поэтому накануне завершения годового цикла следует напрячь все силы, чтобы полностью раскаяться. Духовный потенциал, получаемый в Рош а-Шана, зависит от того, насколько хорошо человек использовал дарованное ему в прошлом году. Для сефардов Рош а-Шана - прежде всего подготовка к Йом Кипуру (дню, когда Моше спустился с горы Синай и принес прощение за грех золотого тельца). Поэтому и начало чтения приходится на 1 Элула - день, когда Моше во второй раз поднялся на гору Синай, чтобы просить прощение за весь народ. ...
Читать далее...
Корона, усыпанная жемчугом

Корона, усыпанная жемчугом

No Comments
  Однажды в Рош а-Шана хасиды молились в доме учения рабби Шломо из Радомска, автора книги "Тиферет Шломо".   И вот тот, кто должен был трубить в шофар, человек опытный и знающий, как это делать, не смог извлечь ни одного звука. Передали шофар другому, и тот протрубил.  После праздника позвал рабби Шломо неудачника, чтобы утешить, и рассказал ему притчу. ...
Читать далее...
62

Недельная глава Ницавим: Скрытое – Б-гу нашему

No Comments
"Все вы стоите сегодня перед Б-гом Всесильным вашим: начальники ваши в коленах ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши, каждый человек в Израиле... чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Всесильным твоим..." (Дварим, 29:9-12). Тора - союз, линия связи, которая, пронизывая материальный мир, соединяет человека с Творцом. В Земле Израиля, где возникает общность душ, наше Учение принимает совершенно особый характер: новое свойство, раскрывающееся только здесь, требует нового осмысления союза, уже заключенного у горы Синай. И поэтому сразу же после перехода через Иордан необходимо было повторно заключить союз. Сразу же после вступления на Землю Израиля евреи под предводительством Йеошуа направились к горам Гризим и Эйваль, возвышающимся над городом Шхем. Здесь был обновлен союз, точно в соответствии с тем, как это велел сделать Моше: левиты, держа на плечах Арон а-Кодеш ("ковчег завета"), произносили благословения, повернувшись в сторону горы Гризим, и проклятия - повернувшись в сторону горы Эйваль. Шесть колен на одной и шесть на второй горе отвечали им "Амен". ...
Читать далее...
61

Видеть вещи в правильном свете

No Comments
   Наши мудрецы говорят, что в начале творения Всевышний сотворил Свет мудрости, который позволяет видеть мир в правильном виде. Увидел Он, что люди пользуются этим светом во вред, и скрыл его до лучших времен.   Итак, свет этот скрыт от нас. Но для тех, кто хочет понять этот мир и стремится к его улучшению, он иногда пробивается сквозь тьму.   Обычно всякое событие принято рассматривать как случайность или научную закономерность. Как известно, от такого виденья никто не выигрывает. Так может быть, будем смотреть на вещи иначе, чтобы виденье это вселяло в нас оптимизм, радость и веру?   Особенно важно это сейчас, накануне месяца возвращения, возвращения к себе, когда каждому еврею предстоит критически посмотреть на свою жизнь и принять кардинальные решения, как жить дальше. Итак, я представляю на ваш суд свое виденье происшедшего. ...
Читать далее...
60

Еще раз о Машиахе

No Comments
.  О Машиахе много говорят. Это началось не сегодня. Скорее всего – две тысячи лет назад. Каждый раз, когда новые беды обрушивались на сынов Израиля, рассказы о Машиахе и расчеты точной даты его появления наполняли еврейский мир. Это было и во времена разрушения Храма, и в годы крестовых походов, и в годы, последовавшие за изгнанием из Испании, и после погромов Богдана Хмельницкого. Но сегодня, когда мы стали свидетелями исполнения пророчеств о возвращении народа в Сион, собирания рассеянных изо всех стран мира и образования еврейского государства, ворвавшегося в нашу действительность из огня мировых войн и катастрофы, нам открылся смысл многих высказываний мудрецов прошлого, говоривших о временах Машиаха не как о времени, когда появится некоторая выдающаяся личность (хотя этого никто не отрицает), а как о периоде, особенности и характер которого будут определяться процессами, происходящими со всем народом. ...
Читать далее...
Евреи в диаспоре?

Евреи в диаспоре?

No Comments
   Терминология определяется жизненным опытом. Но и жизнь, в свою очередь, часто изменяет термины: старые забываются, появляются новые. Наглядным примером неожиданных метаморфоз, происходящих в сознании людей, может служить все более частая замена устоявшегося в нашем языке слова галут («изгнание») на тфуцот («рассеяние», диаспора»).   Многие сотни лет евреи страдали на чужбине и свое пребывание вне Страны Израиля называли изгнанием. Но в последние десятилетия – после второй мировой войны – наши братья «устроились» на чужбине и все чаще стали определять свое нахождение там как «рассеяние», «диаспора».    Пока евреям плохо – они в изгнании, становится получше – в рассеянии. Что означает слово «диаспора»? «Пребывание народа за пределами своей исторической родины – рассеяние по миру». Это констатация факта: «Мы за границей. И там далеко не всегда так уж плохо – все зависит от ситуации». А что означает слово «изгнание»? Оно не только фиксирует факт пребывания на чужбине, но и однозначно выражает наше отношение к этому факту: «В изгнании – все чужое. Там спокойно не заснешь. Там мы не «пребываем» – нас туда «определили» и там «прописали» – против нашей еврейской воли. В изгнании всегда плохо». ...
Читать далее...
58

Еврейская фамилия

No Comments
     Мой сын уехал в Израиль в 1989 году. Там он поменял свою фамилию на «Кохав» - на иврите это значит «звезда». Я спросил сына: «Зачем ты поменял фамилию, тебе что, стыдно за своих предков?» А он говорит: «Нет, не стыдно, но эта фамилия «галутная». Посмотри, – говорит, – папа, на всех израильских политиков, деятелей искусства – они все меняли фамилии на израильские». Я проверил по энциклопедии, и оказалось, что он прав: Голда Меир, Нетаниягу, Бен-Йегуда, Бен-Гурион, Перес, Шамир – все эти фамилии придуманные! Я хочу знать, что стыдного в фамилии Каховский и почему все эти люди, как и мой сын, отказались от фамилий предков? Борис Каховский, Киев    Действительно, в Торе придается большое значение происхождению еврея и его фамильной преемственности. Древние семьи назывались по именам родоначальников клана, например, «Гершуни», «Шимъони» и т.п. ...
Читать далее...
56

Недельная глава Ки Таво: Допотопная земля

No Comments
«И будет, когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей...» (Дварим, 26:1-3).  Заповедь бикурим («принесение первых плодов») обязывает каждого земледельца наблюдать за своим садом и отметить красной нитью первую появившуюся завязь. Когда этот плод созреет, его следует положить в корзину вместе с другими плодами и отправиться в Йерушалаим (Иерусалим). Но сделать это можно только тогда, когда на горе Мория возвышается Храм. Пока в центре Йерушалаима, на Храмовой горе, порядок устанавливают арабы, об исполнении заповеди принесения первых плодов можно только мечтать. Первые плоды приносили начиная с Шавуот – праздника дарования Торы. И тут возникает вопрос: если праздник Шавуот - это день, когда с горы Синай прозвучали 10 заповедей и вместе с ними в еврейские души было вложено все Б-жественное учение, то при чем здесь первые плоды? В день дарования Торы или сразу же после него следовало бы обязать все население прийти в Храм и отчитаться за истекший год – что ты успел выучить. Это было бы логично. Однако закон обязывает каждого еврея подняться на Храмовую гору с корзиной фруктов на плече. Так что же это – день получения Б-жественного закона или праздник урожая? Противоречие снимется, если мы вспомним, что Всевышний добивается не формальных знаний, а наполненности наших сердец Торой, когда она выплескивается через край и течет, как живая вода, орошая Святую Землю. Не хлебом единым должен жить человек - и Земля должна орошаться не только дождями, но и потоками света Торы из наших сердец. Земля Израиля необычна – это допотопная земля. Давайте вспомним начало истории - шестой день творения, в который Всевышний создал человека, «чтобы он работал на земле» (Берейшит, 2:6). Но не руками, добывая кусок хлеба, а созидательной работой сердца. Он пел – и все расцветало, он радовался красоте творения – и мир становился еще прекрасней, его переполняла любовь ко всему сотворенному – и мир отвечал ему тем же. Но он мог и испортить землю – недовольством всем сотворенным, невосприимчивостью к красоте и неблагодарностью по отношению к Творцу. И когда человек совершил первое преступление, в результае которого в мир пришла смерть, это повлияло и на землю – вместо цветов она покрылась колючками и сорняками (Берешит, 3:18). Когда люди стали забирать чужих жен, то и животные стали искать себе пару среди других видов. Когда в обществе появились убийцы - в природе появились хищники. Возникшие уродливые гибридные формы, лишенные правильных пропорций, внушающие страх и отвращение, были зеркальным отражением нравственного облика человека, утратившего Образ и Подобие. Именно испорченность и дурное желание человека привели к появлению динозавров и саблезубых тигров. И тогда Всевышний привел на землю потоп и стер с ее лица все, что возникло как отражение духовного уродства, родившегося в душах людей. Спасся лишь Ноах и его сыновья. Мир, который они увидели, выйдя из ковчега, был иным: не было больше связи человека с природой, и непосредственное влияние его души на все окружающее прекратилось. Земля перестала реагировать на поведение человека и состояние его души: цветы не распускались от песни, и на небе не собирались грозовые тучи, когда он был недоволен тем, что создано для него Б-гом. Облик земли перестал меняться с каждым движением или душевным порывом людей. Но на Земле Израиля все осталось, как до потопа. Главным для нее является не напряженный физический труд (хотя и он необходим), а духовная работа. Только духовный народ может обрабатывать эту землю и собирать с нее урожай. Человек, созданный по Образу и Подобию, превращает ее в средство раскрытия Образа и Подобия. И поэтому сыновья Израиля были обязаны приносить первые плоды в Храм. Тора должна находить свое выражение в мире не как конспекты лекций, а как цветение земли – это главное свидетельство высокого духовного уровня еврейского народа. И я надеюсь, что в ближайшем будущем мы сможем прийти в Храм с корзиной первых плодов из нашего сада, посаженного в Земле Израиля, и сказать перед лицом Всевышнего: «И вот я пришел в Землю, которую Ты даровал моим праотцам, и посмотри – она цветет и плодоносит после того, как две тысячи лет только камни, колючки и малярийные болота были на ней».                                                                                       ...
Читать далее...
55

Продолжаем, с мужеством

No Comments
  Рав Одэд Воланский хоронил своего сына и невестку.   Ави и Авиталь погибли 5 августа 2002  года.   Пули арабских террористов настигли их совсем недалеко от поселения Эли, от дома.  Их старший, 3-летний, сын был тяжело ранен, и только младший Надав (которому 8 месяцев) не пострадал. ...
Читать далее...
Исчезая в толпе

Исчезая в толпе

No Comments
  Еврейская общинная жизнь на Украине расцветает с каждым днём. Об этом пишут в многочисленных еврейских газетах и говорят на конгрессах, это доказывают вновь открытые синагоги и общинные центры, об этом свидетельствуют праздничные концерты в лучших залах страны.   Странно только, что общинная жизнь расцветает, а община – нет.   Возможно, газеты, лекции и концерты тоже очень важны. Но разве это главное в общине? Не спешите возмущаться. ...
Читать далее...
Page 364 of 368« First...102030362363364365366...Last »