60

Еще раз о Машиахе

August 31, 2002 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

О Машиахе много говорят. Это началось не сегодня. Скорее всего – две тысячи лет назад.
Каждый раз, когда новые беды обрушивались на сынов Израиля, рассказы о Машиахе и расчеты точной даты его появления наполняли еврейский мир. Это было и во времена разрушения Храма, и в годы крестовых походов, и в годы, последовавшие за изгнанием из Испании, и после погромов Богдана Хмельницкого.
Но сегодня, когда мы стали свидетелями исполнения пророчеств о возвращении народа в Сион, собирания рассеянных изо всех стран мира и образования еврейского государства, ворвавшегося в нашу действительность из огня мировых войн и катастрофы, нам открылся смысл многих высказываний мудрецов прошлого, говоривших о временах Машиаха не как о времени, когда появится некоторая выдающаяся личность (хотя этого никто не отрицает), а как о периоде, особенности и характер которого будут определяться процессами, происходящими со всем народом.
По мере приближения будущего времени, которое принято называть периодом Машиаха, свобода нации становится все более важным фактором, влияющим как на индивидуальные способности сынов Израиля, так и на развитие общества в целом.
О принципиальном значении освобождения народа от любой чуждой ему власти говорили мудрецы Талмуда: «Сказал Шмуэль: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что в настоящем сыновья Израиля порабощены нееврейскими властями, а в будущем они будут свободны от них» (Сангедрин, 91а). Из этого высказывания следует, что, вне зависимости от развития еврейского народа и всех превратностей судьбы, выпадающих на его долю, полное освобождение является необходимым условием выхода на принципиально иной уровень как духовной, так и повседневной жизни.
Достижение свободы моментально повлечет за собой раскрытие качеств, присущих еврейской душе с момента ее сотворения (но не проявлявшихся, пока евреи, находясь в зависимом положении, были вынуждены – из боязни, по принуждению или по привычке – поступать в соответствии с чуждым им мировоззрением). А это откроет новые возможности для постижения и преобразования окружающей действительности и, в результате, весь мир будет вынужден отказатьсь от войн и тирании.