«Заходишь в гости без причин
И просишь свежих новостей:
Просто хочешь ты знать,
Где и что происходит…»
Виктор Цой
Последнее время, слушая и читая новости, ловлю себя на ужасной мысли – а что, если на моем веку Храм не будет отстроен? Что, если в ближайшие 30-40 лет мир не будет исправлен? Как тогда жить дальше? Ради чего? Внутренний голос подсказывает: работай над собой, учи Тору, воспитывай своих детей достойными евреями… Но человек – эгоист, и что-то мешает спокойно воспринимать подобный сценарий
Интересно – почему мы все время ждем новостей? Почему бесконечно катим колесо мыши по разноцветным полосам интернета, почему, прочитав исчерпывающую сводку последних известий на одном сайте, заходим еще на три других, и на каждом из них три раза жмем на кнопку «обновить»? Зачем включаем радио каждые полчаса?
Что мы такого невероятного собираемся каждый день услышать?
Особый размах погоня за новостями обрела в Израиле. Пропустив сводку «второго государственного», еще полдня ощущаешь собственную неполноценность. Хотя ждать от этих новостей, между нами говоря, особо нечего.
История, вроде бы, чем дальше, тем более предсказуема. Победы политиков прогнозируются заранее; войны не начинаются спонтанно, а готовятся тщательно и кропотливо; революции происходят исключительно под контролем международных наблюдателей. То, что происходит не по сценарию, корректируется задним числом путем давления извне.
Что мы услышим в новостях?
Что в Хайфе рабочий-араб поспорил с коллегой и ударил его ножом.
Что за чертой бедности в стране живет на один процент больше, чем год назад.
Что безликая партия получит не треть безликих голосов, а треть и еще один голос – от обессиленных людей, которые больше не хотят слушать новости, но продолжают их слушать, и надеются, что проголосовав за эту партию, они смогут вступить в новую жизнь, где слушать новости больше не придется, потому что все враги и проблемы окажутся за толстой бетонной стеной.
Что шестая карликовая партия борцов за справедливость пытается сманить депутата из пятой, обещая ему непроходное второе место в партийном списке.
Что три взрывных устройства успели найти и обезвредить.
Что с еще одного холма гонят поселенцев, а те почему-то не хотят уходить.
Что по дороге ко мне домой бросили камень, по дороге к другу – стреляли, а дорогу к двоюродному брату закрыли навсегда.
Что пять ракет упали совсем близко к школе, но не долетели.
Что клуб Маккаби (Хайфа, Тель-Авив, Петах-Тиква?) победил клуб Хапоэль (Тель-Авив, Ришон ле-Цион, Иерусалим?)…
Можно предсказать почти все – какие новости мы услышим и чем это потом закончится. Партия получит свои голоса, бедным предложат держаться, поселенцев выгонят, а они будут упираться и кричать «не простим!» Ракета когда-нибудь все-таки долетит до школы, и школу переведут на противоположную окраину города – туда, куда ракета пока не долетает.
В один из дней удача не улыбнется, и одно из взрывных устройств не найдут и не обезвредят…
Этот день нельзя предсказать. Но я думаю, что слушая новости, мы ждем большего, чем отсутствия взрывов. Ведь о взрывах мы и так узнаем моментально, с первым надрывным утренним звонком на мобильник от тети, которая обычно звонит по вечерам…
Неужели не бывает хороших новостей? Бывают. Но и они, увы, предсказуемы. Иногда кому-нибудь из «наших» дают Нобелевскую премию (хорошо, когда не «мира», а по физике). Иногда темнокожие баскетболисты из «Маккаби» побеждают не только таких же негров из «Хапоэля», но и негров из какого-нибудь испанского города. Иногда прилетает целый самолет репатриантов из Франции.
Мы счастливы за Нобелевскую, горды за негров, рады французам.
Но ждем чего-то другого. Чего-то великого, огромного, яркого и прекрасного, что сведет на нет и сделает ненужными все остальные новости и все наши мелкие беспорядочные усилия по исправлению текущей действительности.
Я знаю, чего мы на самом деле ждем: сообщения о приходе Машиаха. Мы с замиранием сердца ожидаем, чтобы голос диктора произнес: «Как передает наш спецкор в Иерусалиме, около получаса назад, разобрав при помощи активистов молодежных движений заваленные Ворота Милосердия, Машиах, потомок Давида, направился на Храмовую гору…»
Ожидание Машиаха не позволяет нам начинать какие-то широкомасштабные действия. Зачем начинать долгосрочные проекты, если придется их прервать? Зачем прививать высокую мораль, создавать качественную систему образования, отвоевывать клочки земли? Придет Избавитель – и все исправит. Это напоминает ожидание посадки на самолет в терминале аэропорта: можно выпить кофе, почитать газету, побродить по магазину с косметикой, но никому не придет в голову строить дом или писать книгу в зале ожидания. А между тем рейс все откладывают и откладывают. И возникает роковой соблазн: назначить избавителя демократическим путем, и пускай все сам решает…
В нашем расчете на Машиаха есть одна фундаментальная ошибка. Машиах не собирается делать всю работу сам. Его должность – помочь вырастить то, что мы посеем. А раз мы не сеем – он не идет.
Мы столько времени тратим на подсчет мандатов в будущем Кнессете, что за это время можно было бы изучить все законы Храма и Санэдрина, посадить миллионы деревьев, изобрести двигатели без бензина и общество без нищеты.
Мы столько говорим о недостатках политиков и недосмотрах раввинов, что за это время можно было бы взрастить своих политиков и воспитать своих раввинов.
Мы столько времени тратим на прослушивание новостей, что за это время можно было бы эти новости своими руками изменить.