В период после разрушнения Второго Храма дни между Песах и Шавуот были объявлены временем, когда положено соблюдать некоторые из элементов траура: не играть на музыкальных инструментах, не стричься, не устраивать свадеб, не надевать новой одежды, чтобы не произносить благословение "шэ’эхияну ("дал нам дожить до этого дня").
После того, как в конце 11-го века, ранней весной 1096 года, крестоносцы, направлявшиеся на завоевание Святой Земли, разгромили целый ряд еврейских общин, встретившихся им на пути, этот обычай был принят всеми.
Особенно пострадали общины на севере Франции и у южных границ Германии.
Обратив внимание на то, что в это же время года – между Песах и Шавуот (в 132-135гг) погибли 24 тысячи учеников рабби Акивы, мудрецы Торы пришли к выводу, что этот период связан со многими проблемами духовного развития еврейского народа и требует особой милости Тв-рца.
С точки зрения реальной действительности, такая неблагоприятная для еврейских общин ситуация, складывающаяся именно в это время года, объясняется тем, что как в древнем мире, так и в средние века войны велись ранней весной, после того, как просыхали дороги.
Кроме того, праздник Песах всегда становился предлогом для кровавых наветов, которые нередко заканчивались погромами и изгнаниями целых общин. Все это привело к тому, что самое радостное для время для народа, проживавшего на своей земле, связанное с вызреванием и сбором урожая, в изгнании превратилось в полу-траурный период, наполненный опасениями и тревогами.
Несколько событий новейшей истории изменили (хотя бы в какой-то степени) характер дней отсчета омера.
5-го Ияра 5708 г. (5 мая 1948 г.) было объявлено об образовании государства Израиль. Эта дата стала национальным праздником, и неслучайно она приходится на это время, на те же дни года, когда войска Бар Кохбы начали терпеть поражения, погибли ученики рабби Акивы и исход борьбы за независимость был предрешен. То же самое можно сказать и о празднике, посвященном победе в Шестидневной войне 5728 (1967) г. – дне освобождения Иерусалима, который отмечают 28-го Ияра. Сам факт, что обе эти даты пришлись на период отсчета омера, свидетельствует о постепенном возвращении старой традиции, в соответствии с которой это время было принято считать многодневным праздником.
Но поскольку в период становления народ не движется по ровной и прямой дороге, на это же время пришлись два новых траурных события, свидетельствующие о том, что переходный период состоит из взлетов и падений. 27-е Нисана (день начала восстания в Варшавском гетто) стал днем памяти погибших в годы катастрофы и дани уважения к проявленному им героизму. 4-е Ияра, предшествующее Дню независимости, было объявлено днем памяти воинов Армии обороны Израиля и борцов подполья, павших в борьбе за независимость и свободу еврейского народа.
Пересечение нескольких процессов – переход прошлого в настоящее и настоящего в будущее – наиболее отчетливо проявляется в обычаях, связанных с празднованием 33-го дня отсчета омера, которое выпадает на 18-е Ияра – день смерти одного из величайших мудрецов Талмуда, ученика рабби Акивы – рабби Шимона бар Йохай.День, который называется "Лаг-ба-Омер"