из кн. р. Йегуды Алкалая

из кн. р. Йегуды Алкалая

No Comments
Третье избавление Каждый день мы молимся: «И да увидим мы своими глазами, как вернешься Ты в Цион в милости своей».  Если мы верим в собственные слова, возникает вопрос: над кем же должно простираться Б-жественное присутствие в Ционе?  Неужели над деревьями и камнями? ...
Читать далее...
Недельная глава Пкудей: Вторжение духовности в материальный мир

Недельная глава Пкудей: Вторжение духовности в материальный мир

No Comments
Когда было завершено сооружение переносного Храма (Мишкана) и окончены работы по изготовлению всех предметов, предназначенных для служения в нем, Моше обратился к народу и сказал, что хочет объяснить всем, какое количество драгоценных материалов, принесенных евреями в дар, было использовано для изготовления тех или иных элементов конструкции, сосудов Храма и одежд священников: «Вот пересчет того, что было в Храме, Шатре свидетельства, то, что было пересчитано Моше...» (Шмот, 38:21). Значение слова пакад (в данном случае – «пересчитал») гораздо шире, чем это можно отразить в переводе, ориентируясь на простой смысл. Этот глагол используется в пророческом предсказании о рождении сына у Авраама и Сары. В Египте мудрецы из поколения в поколение передавали слова Йосефа, сына Яакова, сказанные им перед смертью: «Пакод ифкод Элоким этхем...» («Когда вспомнит и прикажет о вас Всесильный, [то поднимете мои кости отсюда]...»). Со словами «пакод пакад А-Шем» («Б-г вспомнил о вас...» [и начал действовать во имя вашего спасения]) пришел Моше к старейшинам сынов Израиля, порабощенных в Египте, и те сразу же приняли его. С этим же словом должно быть связано последнее освобождение еврейского народа - окончательный исход из среды народов мира. Оно должно быть паролем Машиаха, так же как оно было паролем Моше. Что же это за удивительное слово? Какая сила заключена в нем? Слово пакад состоит из тех же букв, что и слово дофек ("пульс"). Биение сердца гонит кровь по всему телу, сообщая ему жизненные силы, являясь началом всех движений, как духовных, так и материальных. Духовные миры от приказа Всевышнего приходят в движение, как вода от удара, и эти волны духовности готовы ворваться в материальный мир, приобретая определенные формы. Но если в духовных мирах все происходит мгновенно, то в материальных мирах для того, чтобы события развернулись, требуется время. Но сами события, после того как Всевышний «вспомнил и приказал», неизбежны, неотвратимы и неминуемы. Пакад - удар в духовном мире, подобный биению сердца. Все, что говорил и делал Моше - вечно. Сила его духовности, отразившаяся в словах и буквах Торы, помогает нам и сегодня постигать ее тайны. Так же сила Моше выразилась и в построении Мишкана, и в построении Храма на горе Мория, и в будущем должна помочь построить Третий Храм во времена Машиаха. Сила духовности Моше сделала весь мир способным воспринимать духовное влияние. Это произошло в тот момент, когда он пакад – «перечислил» все элементы переносного Храма, представлявшего собой модель мироздания. ...
Читать далее...
Уникальная археологическая находка.

Уникальная археологическая находка.

No Comments
В Йерушалаиме (Иерусалиме) обнаружена очередная уникальная археологическая находка.  В ходе строительных работ рядом с Западной стеной Храмовой Горы было обнаружено огромное помещение редкой красоты.   Помещение имеет размеры 10 на 10 метров и высоту около 20 (!) метров.  В полу размещена миква (ритуальный бассейн) эпохи Хашмонаев. ...
Читать далее...
265

Театр для Аннеты

No Comments
   «Мевасерет-Цион», что близ Иерусалима, - это виноградники при коттеджах, это зелень на каменистых террасах, это место, предназначенное для поступков превознесенных и романтических.   Например, создать театр для собственной жены, при том, что работы завались, а деньги в невод идут скупо.   Моше и Аннета Гемейн давали мне это интервью, облепленные детьми, частично соседскими, которых подбросили понянчить. Графика Моше на стенах, его альбомы на столе и пеленки на полу создавали атмосферу положения и размножения во всех смыслах. Вид на горы. Дымка. ...
Читать далее...
253

Что было раньше – террор или “оккупация”?

No Comments
Важно то, что основная предпосылка - "оккупация вызвала терроризм" - исторически неверна. Арабский террор существовал до того, как Израиль начал контролировать Иудею, Самарию и Газу в результате Шестидневной войны 1967 года и даже до основания государства Израиль в 1948 году. Так, например, арабский террор собрал жатву во время антиеврейских выступлений в 1920-1921 годах, когда в Яффо был зверски убит еврейский писатель Бреннер. Это продолжалось и во время "беспорядков" в 1929 году, сопровождавшихся резней евреев в Хевроне, и во время арабского восстания в 1936-1939 годах, и на протяжении всего периода до образования государства Израиль. Кампания палестинского террора усилилась накануне принятия резолюции ООН о разделе Палестины на два государства в ноябре 1947 года. После Войны за Независимость арабский террор усилился. В 1952 году, когда набеги "федаюнов" - террористов на границе Израиля достигли пика, произошло около 3000 инцидентов, начиная с разрушения собственности и до зверских убийств мирных жителей. С 1951 по 1955 год арабскими террористами из Иордании, Египта, Сирии и Ливана были убиты 922 израильтянина. Этот антиизраильский террор охватил как пограничные поселения, так и населенные центры. ...
Читать далее...
256

Искусство не ради искусства

No Comments
  В первых строках работы популярного американского исследователя Томаса Кахила под названием «Как евреи изменили наш мир» говорится: «Подумать только – ведь именно у евреев мы научились по особому, не так как древние народы, воспринимать мир: чувствовать, переживать и оценивать происходящее с нами».   Ученый говорит о влиянии евреев на окружающую среду и о Торе, текст которой распространился среди всех племен земли и стал своеобразным учебником всего человечества. Его замечание скорее можно назвать экспертной оценкой, чем результатом эксперимента. Однако высказанное им положение не висит в воздухе, а находит свое подтверждение в разных явлениях.   Так, например, до недавнего времени деятели искусства посвящали «библейской» теме гораздо больше полотен, музыкальных и литературных произведений, чем любым другим популярным сюжетам, занимавшим человечество с древних времен.   Но, если принять положение Томаса Кехила о том, что весь мир учился воспринимать окружающую действительность у евреев, то возникает вопрос «У кого же учились евреи?» Ответ прост и однозначен: «У самих себя». Познание и выражение самого сокровенного, что таится в глубинах души, – источник нашей своеобразной отодидактики. ...
Читать далее...
257

Недельная глава Ваякгель: Объединяющее начало

No Comments
 И собрал Моше все общество сыновей Израиля и сказал им: «Вот слова, которые велел Б-г исполнить: шесть дней пусть делается работа, а в день седьмой пусть будет у вас святость – суббота отдыха (посвященного) Б-гу» (Шмот, 35:1). В этой недельной главе Тора возвращается к описанию Мишкана - переносного Храма. А в «Пекудей», одной из следующих глав, – еще один подробный перечень всех составляющих частей сборной конструкции и предметов, расположенных во внутреннем помещении. Мишкан был воздвигнут у горы Синай как временное сооружение. Постоянным местом служения может быть только гора Мория, где Авраам когда-то поднял своего сына на жертвенник. Там и был воздвигнут Храм царем Шломо (832 г до н. э.) после того, как его отец Давид завершил завоевание Святой Земли. И как бы ни было велико значение «жертвоприношения» Ицхака для всего мира, с возведением Храма, проявились другие особенности этого места, связанные с началом всех времен. Всевышний не случайно привел Авраама на гору Мория – с этого места была взята земля, чтобы сотворить тело первого человека, и здесь же произошло соединение духовного и материального миров, когда Всевышний вдохнул душу в ноздри человека. Но и у этой истории есть своя предыстория. ...
Читать далее...
258

Я мыслю – значит, существует Б-г

No Comments
 Только мысль и чувство создают ощущение реальности бытия, и приверженцы разных философских школ, пытаясь определить понятие существование, ориентируются исключительно на аналитические и сенсорные способности человека.  Заявив "Я мыслю, значит существую", - Декарт поставил на первое место аспект мысли, а материализм, провозгласив "Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях", - отвел чувству первостепенную роль.  Тора стремится вывести человека за пределы ограничений и в ее философской системе ни мысль человека, ни его чувство не становятся самодостаточными системами. Если бы Тора вела полемику с Декартом, она бы переформулировала его аксиому так: "Я мыслю - значит существует Б-г", а постулат материалистов превратила бы в следующее высказывание: "То, что я ощущаю, - это еще не все: нечто скрывается за чувственным миром и не поддается непосредственному восприятию при помощи нервных окончаний". ...
Читать далее...
Красота уравнений

Красота уравнений

No Comments
Гораздо важнее добиться того, чтобы в уравнениях присутствовала красота, чем добиться их соответствия экспериментам. ...Так как несоответствие (экспериментам) может проистекать из-за того, что не были учтены (при составлении уравнения) те или иные незначительные детали, которые так или иначе будут выявлены в процессе дальнейшего развития теории...Представляется, что именно тот, кто работает, исходя из стремления добиться красоты в составленных им уравнениях и кто руководствуется внутренним импульсом, выбрал ту линию, которая действительно является направлением прогресса. Поль Дирак. "Эволюция картины природы с точки зрения физика". Сайнтифик Америкэн, май 1963 г. Красота законов физики заключается в их фантастической простоте... Что значит, в конце концов, вся математическая машина, которая стоит за ней (все сложные математические выкладки, которые приводят человека к пониманию простого закона)? Она (простота) вне всякого сомнения наиболее красива. ...
Читать далее...
249

Точка отсчета

No Comments
 Попробуйте интереса ради выяснить, на основании каких авторитетных источников приводятся в исторических книгах даты, относящиеся к событиям древности. Что положено в основу хронологии – Геродот, Тацит, археологический сравнительный анализ? Выяснить это чаще всего невозможно.   Еврейский отсчет лет – от сотворения мира – был известен еще праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову. Они получили его, наряду с другими сведениями о духовной и материальной структуре мира, от Шема (сына Ноаха) и его правнука Эвера. Шем и Эвер, в свою очередь, были носителями знаний, которыми обладали люди до потопа.   Возможно, уже праотцы пользовались этим отсчетом для практических целей. В любом случае, именно такое летоисчисление стало основой еврейского отсчета лет, начиная с момента исхода из Египта – Моше получил закон, определяющий порядок летоисчисления, от Всевышнего еще в Египте, вместе с повелением считать месяц Исхода первым месяцем года. Этот отсчет и был сохранен до сего дня всеми без исключения еврейскими общинами. ...
Читать далее...