Сказание о двух Израилях

Сказание о двух Израилях

No Comments
    В мире есть два Израиля – виртуальный и реальный. Как ни странно, именно первый – явный, а второй – скрытый. О виртуальном мы слышим по радио и телевидению: в нём взрываются автобусы, происходят сплошные автокатастрофы на дорогах, изнасилования на дискотеках и коррупция в высших эшелонах власти; его граждане то и дело поджигают шины, иногда в знак протеста против увольнений, а иногда протестуя против выселения евреев из поселений в Газе и Северной Самарии; евреи пребывают в постоянном противоборстве друг с другом, от жары происходят сплошные пожары, а от машин и промышленности - загрязнение воздуха; в школах дети всё хуже читают и считают, зато показатели поножовщины ползут вверх.   Только посмейте после такой картины говорить об избранном народе!.. Единственное, что остается после таких новостей – громко вздохнуть и переключить телевизор на какую-нибудь мыльную оперу или репортаж с чемпионата Бангладеш по крикету. Говорить о другом Израиле становится как-то непристойно. Приходится только удивляться, как эта страна все ещё держится на плаву.    И всё же мне хотелось бы говорить вслух о втором Израиле – скрытом, но реальном.    О том Израиле, где 70% населения так или иначе участвуют в благотворительных акциях, а 17% посвещают этому по несколько часов каждую неделю (из данных ассоциации «Латет»); где желание молодёжи попасть в спецназ и боевые части приводит к тому, что в некоторых подразделениях армии на каждое свободное место приходится по несколько десятков кандидатов; ...
Читать далее...
В молитвы Израиля – о Третьем Храме

В молитвы Израиля – о Третьем Храме

No Comments
 "Вспоминаю Бога и страдаю, Когда вижу города, стоящие на своих холмах. - Град Божий унижен до самой глубокой бездны!"   (Раби Амитай, Италия) ...
Читать далее...
Символика еврейского календаря: месяц Тамуз

Символика еврейского календаря: месяц Тамуз

No Comments
Если еврей поднимается на духовный уровень, он не подчинен силе созвездий, судьбы, астрологии – подобно праотцу Аврааму. Месяц определяет не только процессы, происходящие в материальном мире - он также связан с периодами духовных циклов, которые помогают сынам Израиля развить в себе высокие качества души. Один период года благоприятен для одной духовой работы, а другой - для другой. Названия месяцев были принесены из вавилонского плена. Но в мире не бывает случайностей, и халдейские слова как нельзя лучше отразили характер еврейских месяцев. Название месяца Тамуз можно расшифровать как там оз - "закончилась сила". В этом месяце сыны Израиля совершили грех золотого тельца, и Всевышний отвернулся от них. Обретенная ими на Синае сила начала идти на убыль. 17-го Тамуза Моше, спускаясь с горы Синай, увидел, что народ внизу сделал золотого тельца. Он бросил скрижали, дарованные Всевышним, и разбил их. Впоследствии в этот день (в 422 году до н.э.) была пробита городская стена при взятии Иерусалима халдеями, а позже, в тот же день, –при его взятии римлянами (в 68 г. н.э.). Созвездие месяца Тамуз - Рак. Символ возвращения назад. Буквы, начертанные на скрижалях, улетели ввысь прежде, чем Моше бросил камни на землю. Тора вернулась на Небеса. Осознав свою ошибку, народ раскаялся (слово тшува на иврите означает, кстати, и «возвращение», и «раскаяние») и просил Всевышнего вернуть Его Присутствие. Месяцу Тамуз соответствует колено Йегуды. Имя Йегуда происходит от слова ѓода - "признал". Основное свойство Йегуды - умение признать свою вину и раскаяться, как мы видим на примере встречи Йосефа с братьями (Йегуда публично признает вину братьев и берет на себя ответственность), а также в истории с Тамар. Сила души, которая соответствует этому месяцу - связь сына с отцом. Особенно сильно она проявляется в стремлении сыновей вернуться к отцу. Это верно как для взаимоотношений сыновей с отцом в буквальном понимании, так и в аллегорическом – для отношений между Израилем, сыновьями Б-га, и их Отцом на небесах. Эмблема на знамени Йегуды – лев на голубом фоне, знак царского достоинства. Править над другими дается только тому, кто побеждает себя: находит силы, чтобы признать свою вину и отбросить то дурное, что есть в нем. Рык льва заставляет врагов бежать. Враги, которым Всевышний дал мощь, чтобы наказать совершившего преступление, теряют свою силу и бегут, как только согрешивший раскаивается. Если человеку удается искренне раскаяться, его слабость превращается в силу, а в падении заложен потенциал взлета (это не позволяет человеку грешить специально, потому что если он совершает грех с тем, чтобы потом задним числом раскаяться и обрести силы, он никогда не сможет подняться, и силы эти ему не будут даны). Драгоценный камень этого месяца - нофех (бирюза). Его свойство – обращать врагов в бегство. ...
Читать далее...
Плоды «беспричинной ненависти»

Плоды «беспричинной ненависти»

No Comments
  Спрашивают наши Мудрецы: если во времена Второго Храма еврейский народ был занят изучением Торы, исполнением заповедей и совершением добрых дел, почему же, в таком случае, Храм был разрушен?   И отвечают: из-за беспричинной ненависти... Откуда же может взяться ненависть у людей, которые изучают Тору, исполняют заповеди и делают добрые дела? Как такие люди позволили себе слепую и необоснованную враждебность к ближнему?   Как это ни парадоксально, корень этой ненависти можно увидеть именно в том, каким образом исполнялись заповеди и добрые дела – вернее, в той категоричности и нетерпимости, которые сопровождали выполнение заповедей Торы.    Конец эпохи Второго Храма связан с появлением споров в области Галахи - еврейского закона. Наши мудрецы считают, что эти противоречия восходят к эпохе ранних мудрецов Мишны, известных как "пары" (в каждом поколении, как правило, было два основных духовных авторитета), и достигают своего пика во времена расцвета школ Гилеля и Шамая. Хотя эти споры начинались как вполне легитимная дискуссия, честная попытка установить истину, не имеющая ничего общего с банальной конкуренцией, - похоже, что со временем разногласия перешли в области, мало связанные с выяснением тонкостей обсуждаемых законов. ...
Читать далее...
1072

Недельная глава Балак . Цена того, чтобы быть посчитанным

No Comments
  Обсуждая принципы деления наделов в Земле Израиля и частично приводя список семей, вошедших в Святую Землю, Тора говорит нам: "И среди них не было ни одного из исчисленных Моше и первосвященником Аароном, которые исчислили сыновей Израиля в пустыне Синай, потому что сказал Б-г о них: «Умрут они в пустыне». И не осталось из них никого, кроме Калева, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна» (Бемидбар 26:64-65). Хотя это утверждение и звучит категорично, наши Мудрецы сильно размывают его границы. «Мужчины были исключены, однако женщины вошли в Землю» - пишет Раши. «Постановление Всевышнего о поколении пустыни не распространялось на тех, кому было больше 60 или меньше 20 лет во время греха золотого тельца», - говорит Талмуд (Бава Батра 121б). В том же трактате сказано, что все племя Леви вошло в Землю Израиля, независимо от возраста. Можно понять, почему Всевышний не распространил приговор на тех, кому было меньше 20 лет. В конце концов, в этом возрасте человек не до конца отвечает за свои поступки (см. Раши на стих Берейшит 23:1). Непонятно, однако, почему приговор Всевышнего не коснулся людей старше 60 лет – ведь именно в этом возрасте человек, как правило, занимает важную роль в обществе и к его мнению прислушиваются! Откуда мы знаем, что левиты были исключены из общего числа? Этому есть косвенное свидетельство – сын Аарона, Элазар, упоминается в Книге Йегошуа (следовательно, он вошел в Землю Израиля). Однако помимо этого, Талмуд, комментируя тот стих Торы, в котором говорится, что приговор был вынесен евреям "от 20 лет и выше" (Бемидбар 14:29), делает вывод, что наказаны были лишь те, кого считают начиная с 20 лет; те же, кого считают начиная с 30-ти – не были подвергнуты наказанию. Одно из возможных объяснений этого парадокса – тот факт, что левитов считали начиная с возраста 30 дней, как написано в Торе (Бемидбар 3:15; 26:62). В таком случае, речь идет о 30 днях, а не о 30 годах! Однако РаШбаМ предлагает иное прочтение Талмуда. Согласно его мнению, в данном фрагменте Талмуда речь идет о более позднем подсчёте, когда перед началом служения в переносном Храме были пересчитаны все левиты в возрасте от 30 лет и выше (Бемидбар 4:46). Можно было бы сказать, что это технический способ, с помощью которого Тора указывает нам, что на левитов не распространялось постановление о гибели в пустыне. Однако существует иное возможное объяснение – объяснение, при котором все исключения выстраиваются в правило. ...
Читать далее...
1069

Размышления накануне Семнадцатого Тамуза

No Comments
Во время трудовых будней человеку постоянно не хватает свободы разума, необходимой для того, чтобы проанализировать течение своей жизни - как на индивидуальном, так и на межличностном уровне, чтобы понять, оправдывают ли себя его цели и чаяния. Дни поста - это наиболее удобный повод для самоанализа и раскаяния. В конце концов, наши посты связаны не с отвлеченными событиями далекого прошлого; мы постимся в ответ на события, происходящие с нами сейчас. Возможно, было бы лучше, если бы мы поступали наоборот - и во время радости, в минуту душевного подъема, на мгновение прекращали веселье, задумывались и задавали себе вопрос: а чему мы, собственно, так радуемся? ...
Читать далее...
Сегодня – 61-я годовщина освобождения узников Майданека

Сегодня – 61-я годовщина освобождения узников Майданека

No Comments
Сегодня исполнился 61 год с того момента, когда Советская Армия освободила узников концлагеря Майданек в районе польского города Люблин. Это была первая крупная «фабрика смерти», построенная немцами на территории Польши, которая оказалась под контролем войск антигитлеровской коалиции. С середины 1942 по июль 1944 года Майданек работал в режиме уничтожения. По официальным данным, только в газовых камерах Майданека нацистами были уничтожены, по меньшей мере, 360 тысяч человек (среди них - свыше 200 тысяч евреев). ...
Читать далее...
Каков вопрос, таков ответ

Каков вопрос, таков ответ

No Comments
В 1806 году Наполеон собрал в Париже сто влиятельных евреев - раввинов, магнатов, банкиров, руководителей общин, чтобы возродить высший судебный орган Санхедрин, который возьмет на себя руководство всем еврейским миром. Бонапарт в то время думал, что еще немного и он завоюет весь мир и наведет в нем порядок, определив каждой нации свое место так, чтобы он мог управлять всеми без исключения. Маленький бог раздавал обещания направо и налево. Евреям он обещал отстроить Йерусалимский Храм и возобновить жертвоприношения. Но Санхедрин он не был готов возродить на любых условиях и хотел понять те принципы, на которых будет основываться его деятельность. Император поставил перед собранием несколько вопросов. Основными из которых были: определяет ли Тора гражданский закон или только религиозный? Считают ли евреи свое родиной Францию или Палестину? Разрешены ли Торой браки с неевреями. Ответы были такими: Тора определяет только религиозные законы, родина - Франция, и заключать браки с неевреями допускается, так как запрет смешиваться с народами мира относится только к древним народам, отличавшимся своим варварством и дикостью нравов. Император услышал то, что он хотел. А что думали представители еврейского общества на самом деле? Совсем не то, что они изложили на бумаге. Имели ли они право кривить душой? Но послушайте, если Вас спрашивали в компетентных органах, есть ли у Вас родственники за границей? Неужели Вы отвечали да? Конечно же, Вы говорили "нет" и при этом не чувтсвовали себя обманщиком, даже если Ваш брат проживал в Палестине - еще неизвестно, кто за границей. Но какое это имеет отношение к главе Пинхас, которую читают на этой неделе? Самое непосредственное: в ней поднимается тот же вопрос, можно ли заключать браки с представителями других народов? Ответ: можно, если эти конкретные представители готовы отказаться от идолопоклонства и присоединиться к еврейскрому народу, согласившись взавалить на свои плечи ответственность за весь мир и разделить его судьбу, какой бы она ни была. Короче - принять гиюр. А если нет? Если она хочет остаться самой собой и сохранить тот образ жизни, который она вела и приверженность своей культуре? Тогда еврей должен отказаться от своего еврейства и войти в ту культурную среду, которой принадлежит его жена. Иными словами - отказаться от своего предназначения и забыть о том, что ты должен быть светом для других народов. Или она или он - третье не дано. Но еврей не может сказать: "Я отказываюсь от своего предназначения и буду как все". Т.е. сказать-то можно - только ничего из этого не получится. Мы были избраны не потому, что мы лучше или хуже, а для того, чтобы выполнить очень трудную работу: раскрыть духовность во всем мире, сделать так, чтобы человек постоянно ощущал, что у него есть душа даже во время занятий самыми будничными делами. Он указывал на Ципору, жену Моше и говорил: "Смотрите, его жена из Мидьян - и моя оттуда же! Чем одна отличается от другой?" Но ведь Ципора была из семьи Итро, который оставил идолопоклонство и воспитал своих дочерей в духе свободы и независимости от любых сил природы. В противном случае Моше и не женился бы на ней. Когда Итро услышал об Исходе, он привел ее к Моше и она присоединилась к еврейскому народу. А Казби? Она не только не думала меняться - наоборот, ее цель была заставить евреев поклоняться моавитскому божеству Бааль Пеору. "И вот некто из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами всей общины сынов Израиля, а они плакакли у входа шатра собрания И увидел это Пинхас сын Элиазара сын Аарона коэна и встал он из среды общины и взял копье в руку свою и вошел в след за израильтянином в нишу и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сынов израиля. И было умерших от мора 24 тысячи. И сказал Б-г Моше говоря: Пинхас сын Элиазара сына Аарона коэна отвратил гнев мой от сынов Израиля, вступившись за меня среди них и не истребил Я сынов Израиля в ревности моей. Посему скажи - вот я даю ему мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом коэнства за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сынов Израиля". Некоторым кажется, что поступок Пинхаса был жестоким актом насилия над свободой личности. Но те, кто хочет выставить в неприглядном свете защитника еврейского народа, умышленно искажают эпизод нашей истории. Моавитяне и мидиятяне не просто привели своих дочерей и жен к шатрам евреев на веселый праздник - они воспользовались тем приемом, который часто применяли в древнем мире: лишить войско противника дисциплины и организации, подослав развратных женщин. Если в стане противника начиналось безудержное веселье и солдаты забывали об осторожности, небольшой отряд мог привести в смятение целую армию. Можно представить, чтобы стало с войском Израиля только что разгромившем царей Сихона и Ога, если бы поступок Пинхаса не заставил людей очнуться: вооруженные отряды моавитян ворвались бы в стан евреев и не оставили бы в живых ни одного человека. Вместо того, чтобы учиться у Пинхаса личному мужеству и способности взять на себя ответственность в критической ситуации, многие превращают Пинхаса в символ нетерпимости, непонимания ближнего и разжигания братоубийственной войны. Казалось бы, еще в школе должны учить людей анализировать тексты и понимать написанное, если уж не в свете нашей веры, то по крайней мере в свете исторической правды. Если кто-то берется рассуждать о Толстом, Достоевском, Грехем Грине, Селинджере или других авторах, поднимавших мировые проблемы, то казалось бы, он должен быть в состоянии понять простое повествование Торы, обращенное к любому человеку, у которого есть здравый смысл... Но нет - из года в год Тора становится предметом нападок, за которыми стоит лишь глубокое непонимание ее текста и отсутствие общей культуры. Кроме того, для того, чтобы брать на себя смелость судить и выносить оценку героям Торы нужно обладать достаточными знаниями ее текста, позволяющими видеть всю картину целиком. Несмотря на то, что Пинхас возглавляет военную экспедицию против Мидьян, он воин лишь по необходимости, а его истинное устремление - устанавливать мир. Именно Пинхас, которого обвиняют в создании напряженной обстановки, которая могла кончиться междуусобной войной, впоследствии предотвращает войну между коленами Израиля. В книге Йеошуа рассказывается: "Когда дошли до окрестности Йордена, что в окрестности Земли Кнааан, сыны Реувена, сыны Гада и половина колена Менаше соорудили там жертвенник возле Йардена, жертвенник большой, который виден издалека... И когда услышали это сыны Израиля собралась вся община Израиля в Шило, чтобы выступить против них войной. И послали сыны Израиля к сынам Реувена сынам Гада и половине колена Менаше в землю Гилад Пинхаса сына Элиазара коэна. ... И отозвались сыны Реувена и сыны Гада и половина колена Менаше и говорили ...Б-г, Б-г Г-сподь Он знает и Израиль да знает Если мы восстанем и изменим Богу, то не помоги Ты нам в этот день...". Почему именно Пинхас был избран возглавить дипломатическую делегацию? Вне всякого сомнения, причина его избрания в том, что он обладал талантом мирить поссорившиеся стороны так же как и его дед Аарон. Любовь ко Всевышнему и к своему народу слились для Пинхаса в одно единое целое. Он знал, что наглое попрание законов Тв-рца всегда влечет за собой гибель сынов Израиля, а вражда между братьями сама по себе является осквернением Имени Всевышнего. Что касается человеческих качеств, то он сочетал в себе решительность с выдержкой и стал примером для последующих поколений. ...
Читать далее...
В Италии проходит фестиваль израильской поэзии

В Италии проходит фестиваль израильской поэзии

No Comments
В эти дни в итальянском городе Болонья проходит фестиваль израильской поэзии, который продлится три недели, в ходе которых пройдут пять представлений. На них известные итальянские актеры будут декламировать стихи израильских поэтов в переводе на итальянский язык. Фестиваль организован еврейским музеем Болоньи. В числе исполняемых произведений поэзия Натана Альтермана, Йехуды Амихая, Хаима Гури и других. ...
Читать далее...
Украинская интеллигеция выступает против антисемитизма

Украинская интеллигеция выступает против антисемитизма

No Comments
Представители украинской интеллигенции, среди которых были соавторы открытого письма "Против ксенофобии, за европейскую Украину"- заместитель Института истории АН Украины Станислав Кульчицкий, писатель Максим Стриха, глава Международной академии украинистов Ярослав Яцков и другие провели специальную пресс-конференцию, посвященную борьбе с антисемитизмом в Украине. Участники пресс-конференции выразили свой протест против усиления ксенофобских настроений в стране. Они также призвали ученых, деятелей искусств, литераторов отказаться сотрудничать с печатными изданиями печальноизвестной своими антисемитскими действиями МАУП. ...
Читать далее...