Каков вопрос, таков ответ

Каков вопрос, таков ответ

July 21, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

В 1806 году Наполеон собрал в Париже сто влиятельных евреев – раввинов, магнатов, банкиров, руководителей общин, чтобы возродить высший судебный орган Санхедрин, который возьмет на себя руководство всем еврейским миром. Бонапарт в то время думал, что еще немного и он завоюет весь мир и наведет в нем порядок, определив каждой нации свое место так, чтобы он мог управлять всеми без исключения. Маленький бог раздавал обещания направо и налево. Евреям он обещал отстроить Йерусалимский Храм и возобновить жертвоприношения. Но Санхедрин он не был готов возродить на любых условиях и хотел понять те принципы, на которых будет основываться его деятельность. Император поставил перед собранием несколько вопросов. Основными из которых были: определяет ли Тора гражданский закон или только религиозный? Считают ли евреи свое родиной Францию или Палестину? Разрешены ли Торой браки с неевреями. Ответы были такими: Тора определяет только религиозные законы, родина – Франция, и заключать браки с неевреями допускается, так как запрет смешиваться с народами мира относится только к древним народам, отличавшимся своим варварством и дикостью нравов. Император услышал то, что он хотел. А что думали представители еврейского общества на самом деле? Совсем не то, что они изложили на бумаге. Имели ли они право кривить душой? Но послушайте, если Вас спрашивали в компетентных органах, есть ли у Вас родственники за границей? Неужели Вы отвечали да? Конечно же, Вы говорили "нет" и при этом не чувтсвовали себя обманщиком, даже если Ваш брат проживал в Палестине – еще неизвестно, кто за границей. Но какое это имеет отношение к главе Пинхас, которую читают на этой неделе? Самое непосредственное: в ней поднимается тот же вопрос, можно ли заключать браки с представителями других народов? Ответ: можно, если эти конкретные представители готовы отказаться от идолопоклонства и присоединиться к еврейскрому народу, согласившись взавалить на свои плечи ответственность за весь мир и разделить его судьбу, какой бы она ни была. Короче – принять гиюр. А если нет? Если она хочет остаться самой собой и сохранить тот образ жизни, который она вела и приверженность своей культуре? Тогда еврей должен отказаться от своего еврейства и войти в ту культурную среду, которой принадлежит его жена. Иными словами – отказаться от своего предназначения и забыть о том, что ты должен быть светом для других народов. Или она или он – третье не дано. Но еврей не может сказать: "Я отказываюсь от своего предназначения и буду как все". Т.е. сказать-то можно – только ничего из этого не получится. Мы были избраны не потому, что мы лучше или хуже, а для того, чтобы выполнить очень трудную работу: раскрыть духовность во всем мире, сделать так, чтобы человек постоянно ощущал, что у него есть душа даже во время занятий самыми будничными делами. Он указывал на Ципору, жену Моше и говорил: "Смотрите, его жена из Мидьян – и моя оттуда же! Чем одна отличается от другой?" Но ведь Ципора была из семьи Итро, который оставил идолопоклонство и воспитал своих дочерей в духе свободы и независимости от любых сил природы. В противном случае Моше и не женился бы на ней. Когда Итро услышал об Исходе, он привел ее к Моше и она присоединилась к еврейскому народу. А Казби? Она не только не думала меняться – наоборот, ее цель была заставить евреев поклоняться моавитскому божеству Бааль Пеору. "И вот некто из сынов Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами всей общины сынов Израиля, а они плакакли у входа шатра собрания И увидел это Пинхас сын Элиазара сын Аарона коэна и встал он из среды общины и взял копье в руку свою и вошел в след за израильтянином в нишу и пронзил обоих их… И прекратился мор среди сынов израиля. И было умерших от мора 24 тысячи. И сказал Б-г Моше говоря: Пинхас сын Элиазара сына Аарона коэна отвратил гнев мой от сынов Израиля, вступившись за меня среди них и не истребил Я сынов Израиля в ревности моей. Посему скажи – вот я даю ему мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом коэнства за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сынов Израиля".

Некоторым кажется, что поступок Пинхаса был жестоким актом насилия над свободой личности. Но те, кто хочет выставить в неприглядном свете защитника еврейского народа, умышленно искажают эпизод нашей истории. Моавитяне и мидиятяне не просто привели своих дочерей и жен к шатрам евреев на веселый праздник – они воспользовались тем приемом, который часто применяли в древнем мире: лишить войско противника дисциплины и организации, подослав развратных женщин. Если в стане противника начиналось безудержное веселье и солдаты забывали об осторожности, небольшой отряд мог привести в смятение целую армию. Можно представить, чтобы стало с войском Израиля только что разгромившем царей Сихона и Ога, если бы поступок Пинхаса не заставил людей очнуться: вооруженные отряды моавитян ворвались бы в стан евреев и не оставили бы в живых ни одного человека. Вместо того, чтобы учиться у Пинхаса личному мужеству и способности взять на себя ответственность в критической ситуации, многие превращают Пинхаса в символ нетерпимости, непонимания ближнего и разжигания братоубийственной войны. Казалось бы, еще в школе должны учить людей анализировать тексты и понимать написанное, если уж не в свете нашей веры, то по крайней мере в свете исторической правды. Если кто-то берется рассуждать о Толстом, Достоевском, Грехем Грине, Селинджере или других авторах, поднимавших мировые проблемы, то казалось бы, он должен быть в состоянии понять простое повествование Торы, обращенное к любому человеку, у которого есть здравый смысл… Но нет – из года в год Тора становится предметом нападок, за которыми стоит лишь глубокое непонимание ее текста и отсутствие общей культуры. Кроме того, для того, чтобы брать на себя смелость судить и выносить оценку героям Торы нужно обладать достаточными знаниями ее текста, позволяющими видеть всю картину целиком. Несмотря на то, что Пинхас возглавляет военную экспедицию против Мидьян, он воин лишь по необходимости, а его истинное устремление – устанавливать мир. Именно Пинхас, которого обвиняют в создании напряженной обстановки, которая могла кончиться междуусобной войной, впоследствии предотвращает войну между коленами Израиля. В книге Йеошуа рассказывается: "Когда дошли до окрестности Йордена, что в окрестности Земли Кнааан, сыны Реувена, сыны Гада и половина колена Менаше соорудили там жертвенник возле Йардена, жертвенник большой, который виден издалека… И когда услышали это сыны Израиля собралась вся община Израиля в Шило, чтобы выступить против них войной. И послали сыны Израиля к сынам Реувена сынам Гада и половине колена Менаше в землю Гилад Пинхаса сына Элиазара коэна. … И отозвались сыны Реувена и сыны Гада и половина колена Менаше и говорили …Б-г, Б-г Г-сподь Он знает и Израиль да знает Если мы восстанем и изменим Богу, то не помоги Ты нам в этот день…". Почему именно Пинхас был избран возглавить дипломатическую делегацию? Вне всякого сомнения, причина его избрания в том, что он обладал талантом мирить поссорившиеся стороны так же как и его дед Аарон. Любовь ко Всевышнему и к своему народу слились для Пинхаса в одно единое целое. Он знал, что наглое попрание законов Тв-рца всегда влечет за собой гибель сынов Израиля, а вражда между братьями сама по себе является осквернением Имени Всевышнего. Что касается человеческих качеств, то он сочетал в себе решительность с выдержкой и стал примером для последующих поколений.