Гиюр: вопросы и ответы

Гиюр: вопросы и ответы

No Comments
26 Января в образовательном центре <Мидраша Ционит> состоялся круглый стол на тему <Гиюр>. Участники круглого стола - рав Зеев Мешков и преподаватель проекта <Еврейское самосознание> Давид Вайнштейн - отвечали на вопросы, волнующие студентов, а также высказали свою точку зрения на проблему гиюра как в Украине, так и в Израиле. По словам рава Мешкова, <...гиюр был, есть и останется одним из самых непростых явлений как в еврейской истории в целом, так и в современной истории Израиля. В <Мидраше Ционит> решили обсудить эту тему не потому, что она является модной, а потому, что на протяжении трех лет на базе центра изучают Тору и еврейскую традицию люди, готовящиеся по тем или иным причинам принять гиюр, т.е. стать евреями>. По данным современных ученых, за последние пятнадцать лет среди представителей самых разных национальностей наметилась тенденция к принятию иудаизма. <Наша история>, - говорит рав Мешков, - <демонстрирует примеры высочайшей духовности геров, принявших иудаизм, без которых невозможно представить себе ни еврейский народ в целом, ни передачу Торы из поколения в поколение. Это и Рут-Моавитянка, прабабушка царя Давида. Это и Онкелус, племянник императора Тита, составивший перевод Торы на арамейский язык. Это и рабби Акива, отец которого был гером, и рабби Меир, потомок императора Нерона, принявший гиюр, - оба великие мудрецы Талмуда. Это и граф Потоцкий, соженный в Вильно на костре инквизиции. Они не просто были людьми, принявшими гиюр, сумевшими осознать единство Б-га, но и оказали принципиальное положительное влияние на весь еврейский народ, стали учителями сыновей Израиля>. Как можно объяснить этот феномен? Почему у достаточно большого количества людей возникает непреодолимая потребность присоединиться к народу, который до последнего времени оставался самым угнетаемым и униженным, да и сегодня, вне всякого сомнения, ведет отчаянную борьбу за свое существование? Тора является универсальным учением. Мидраш (Мехилта, Пиркей дерабби Элиэзер) говорит, что Б-г предложил Тору разным народам, однако они отказались от нее из-за высоких требований морально-этического характера. Отсюда вытекает, что Божественный закон в полной мере должен был распространяться на все народы, однако из-за своего образа жизни они были не в состоянии воспринять универсальное учение. Тогда Всевышний обязал людей соблюдать тот минимум правил (так называемые семь законов Ноаха), который может обеспечить им выживание как общности. Увы, и с этим народы мира не справились (Талмуд, Авода Зара 2б). Отдельные люди, наиболее честные, понимают, что еврейский народ хранит в своей среде единственную правду в мире. Для одних это понимание оказывается более четким, для других - более инстинктивным или на уровне эмоций. Им приходится преодолеть многовековые предрассудки и предубеждение против еврейского народа, оставить своих родителей и близких или пойти на конфликт с ними. На это способны немногие. Прежде чем говорить о процедуре принятия гиюра - присоединения к еврейскому народу, нужно определить само понятие <еврейский народ>. Все, кто совершил исход из Египта, пересек расступившееся море и подошел к горе Синай, очистившись, чтобы услышать голос Всевышнего, независимо от своего происхождения, образовали еврейский народ. Так было определено Всевышним. В дальнейшем еврейство передавалось по матери. Это также стало законом Торы с момента ее дарования у горы Синай (Дварим 7:3; Кидушин 68б). Закон Торы определил также, каким образом человек может присоединиться к еврейскому народу. Три действия ввели народ в союз: обрезание, окунание в воды миквы и принесение жертвы: И так же должно быть во всех поколениях: когда захочет нееврей присоединиться к народу и укрыться под крыльями Шхины, пусть он примет на себя обязанность соблюдать законы Торы, пройдет обрезание и погружение в воды миквы, а также принесет жертву (в то время, когда Храма нет, жертва не приносится и откладывается до того времени, когда он будет возведен) (Рамбам, Мишне Тора, Законы о запрещенных связях, галаха 2). Практически решение о прохождении гиюра принимается раввинской коллегией. Вавилонский Талмуд, трактат Йевамот (47а) говорит: <Учили мудрецы: <Когда человек приходит принять гиюр в наше время, говорят ему: <разве ты не знаешь, что евреи в наше время находятся в униженном положении, гонимы, не находят себе места, переносят много страданий?> Если он отвечает: я знаю, и считаю себя при этом недостойным (и должен просить вас, чтобы присоединиться к ним) - принимают его. Ему сообщают несколько заповедей легких для исполнения и несколько -трудных для исполнения:> Его предупреждают, что до сих пор он мог быть свободным от многих запретов, но теперь ему придется придерживаться многих ограничений. И если он соглашается, тут же делают обрезание, а затем окунают в микву. Обе процедуры должны происходить в присутствии трех евреев, соблюдающих закон Торы (в соответствии со всей строгостью закона, эти люди должны быть мудрецами Торы). Почему же в наше время в разных общинах гиюр занимает столь длительное время - четыре, два года или год? Дело в том, что изменилась ситуация. Если раньше за принятие гиюра человек мог поплатиться жизнью, то сегодня принятие гиюра во многих ситуациях может принести определенную выгоду. Это делает невозможным сразу проверить искренность намерений человека. При этом следует учесть, что гиюр, как и все духовные действия, зависит от намерений человека. Если намерения неискренни, никакого духовного изменения не происходит. Люди не могут проникнуть в мысли и душу другого человека. Поэтому требуется длительная проверка. Человек живет какое-то время в общине и исполняет все законы, и в ходе этого процесса его характер и намерения становятся понятны. В книге <Гиюр. Путь в еврейство> (сост. А.Стриковский, издательство <Гешарим>, Иерусалим) описываются различные аспекты гиюра. Сам момент перехода в еврейство назван в этой книге самым радикальным из всех обрядов в иудаизме. <Он превращает нееврея в еврея однажды и навсегда, полностью и окончательно> (стр. 22). С точки зрения Галахи, ребенок, рожденный от еврейской матери, всегда остается евреем. По Галахе, еврейство не обусловлено личным выбором или соблюдением заповедей иудаизма. Однако гиюр как процесс является определенным этапом, способствующим геру стать евреем. Вопрос: <Кто определяет возможность прохождения гиюра и кто рекомендует сегодня раввинатскому суду претендентов на его прохождение?> Рав Зеев Мешков : <Так или иначе, еврейская жизнь сосредоточена в общине. Именно в синагогу приходят иногда самые разные люди, и никто не имеет права их оттуда прогнать, даже если они не евреи. Однако с человеком, желающим принять гиюр, раввин или ответственное лицо в общине ведут предварительные беседы и какое-то время наблюдают за ним. Само по себе желание принять гиюр не вызывает оптимизма у многих раввинов, но никто не вправе отталкивать человека в связи с его стремлением стать евреем. Вопрос: <Изменилась ли ситуация с гиюром в Израиле сегодня? Стало ли проще проходить гиюр и оправдано ли упрощение этой процедуры?> Давид Вайнштейн: <На самом деле процедура прохождения принципиально не изменилась. Большая алия 90-х годов просто вынесла на поверхность проблемы, связанные с членами смешанных семей>. Вопрос: <Считаете ли Вы возможной и адекватной интеграцию в израильское общество неевреев без прохождения ими гиюра?> Рав Зеев: <Да, конечно. Никто в Израиле не препятствует интеграции неевреев в общество Израиля. Вопрос только в том, в качестве кого эти люди приезжают в Израиль. В настоящее время в Израиле проживают и работают выходцы из разных стран - Филиппин, Таиланда, стран СНГ. Однако процент принятия ими гиюра ничтожен, да они и не стремятся к этому. Другое дело - если человек хочет быть не временным жителем, не гостевым работником, а по-настоящему стать частью еврейской страны и еврейского народа>. Вопрос: <Действительно ли мусульмане принимают гиюр? Недавно в Интернете появилось сообщение, которое попало на все русскоязычные еврейские сайты. Один палестинский студент приехал в Украину получать высшее образование. Здесь он, сын весьма влиятельного араба, познакомился со студентом-евреем и начал ходить в синагогу. Его принимали за террориста, прогоняли и не пускали. Однако его намерения были искренними, и через несколько лет раввины позволили палестинцу пройти гиюр. В настоящее время он проживает в Израиле - и проклят своей бывшей семьей. Неужели он стал евреем?> Рав Зеев Мешков: <Этот случай уникален сам по себе. Его можно отнести к исключениям. Следует сказать, что подобные случаи бывали всегда, хотя и редко. Чаще происходили противоположные эпизоды, например, когда целые еврейские поселения вблизи Хеврона мусульмане насильно обращали в ислам. Это происходило намного чаще. Единичный эпизод с палестинцем-хасидом - редкий случай гиюра. Тем больше его значение. Конечно же, он стал полноценным евреем с любой традиционной точки зрения>. Вопрос: <Не кажется ли Вам, что процедура прохождения гиюра для многих стала способом легальной эмиграции в Израиль - как в девяностые годы, так и теперь?> Рав Зеев Мешков: <Во-первых, в девяностые годы все случаи перехода в еврейство на территории СНГ можно пересчитать по пальцам. Но и сейчас, когда гиюров стало намного больше, все не так просто. Человек, принявший гиюр, попадает под действие <Закона о возвращении> и получает право приехать в Израиль. Однако на практике это не дает ему возможности так уж скоро решить вопрос с выездом и визой. Раввинские Суды прекрасно знают морально-этические аспекты гиюра, поэтому они заблаговременно предупреждают кандидата, что свидетельство о гиюре отнюдь не будет являться для него <въездной визой>. Вопрос: <Могут ли принять гиюр несовершеннолетние дети, которым не исполнилось 13 лет и по Галахе они не стали совершеннолетними?> Рав Зеев Мешков: <Если семья нееврев, в которой растет и живет этот подросток, не соблюдает Закон и не живет по Торе, ни один раввинский суд не введет ребенка в еврейство, несмотря на то, что формально это возможно. Также это правило распространяется на мужа и жену. Если в семье кто-то из супругов хочет принять гиюр, а другой - нет, суд не рассматривает просьбу, пока вся семья не примет решение присоединиться к еврейскому народу. Более того, если один из супругов - еврей, но не соблюдает законы Торы, а второй хочет принять гиюр, им приходится прийти к единому мнению - готовы ли они быть парой, придерживающейся традиций, и только потом идти в Раввинский Суд с просьбой о гиюре для нееврейской половины семьи. Вопрос: Какова ситуация с реформистскими и консервативными, то есть неортодоксальными гиюрами в Израиле? Давид Вайнштейн: На сегодня, по данным социологических опросов в Израиле, израильтяне согласны признавать только гиюр, проведённый по ортодоксальным законам. Вопрос: <Кто в настоящее время занимается в Украине гиюром, в чем его отличие от израильского гиюра?> Рав Зеев Мешков: Гиюрами занимается Бейт-Дин Украины - верховный раввинский суд этой страны. Свидетельства этого Бейт-Дина о прохождении гиюра признаются Раббанутом - главным раввинским судом Израиля. Вопрос: Принимают ли гиюр христиане? Давид Вайнштейн: Да, это явление существует, и его корни уходят в далекое прошлое. Широко известна история субботников. В царской России были случаи принятия иудаизма поволжскими крестьянами, более того, они становились сионистами и ехали осваивать Эрец-Исраэль. Я уже отвечал на вопрос о большой алие девяностых годов. Это самое сложное этно-культурное явление в Израиле за последние пятнадцать лет. Есть даже такое выражение: <Сегодня налицо разочарование государства Израиль в большой алие и большое разочарование алии в государстве Израиль>. Далеко не все репатрианты-неевреи, особенно из России и Украины, стремятся пройти гиюр. Более того, есть христиане-миссионеры, распространяющие христианские идеи в Израиле. Они открыто выступают за создание христианских сект в Израиле, которые, в свою очередь, пытаются распространять свое влияние на бывших наших соотечественников - евреев. Но нередко и христиане принимают гиюр осознанно с достаточно серьезной мотивацией. Вопрос: Как относятся сами евреи к гиюру? Рав Зеев Мешков: Отношение к гиюру в еврейской среде неоднозначное. Всегда будут восторженные приверженцы и скептики, критики и оппоненты гиюра. Все зависит от индивидуума - как гера, так и еврея, от данной конкретной жизненной ситуации и частной проблемы человека. Одно могу сказать совершено определенно: гиюр никогда не будет и не должен стать массовым. Это главный вывод. Вопрос: Так что же такое гиюр на самом деле? Рав Зеев Мешков: Гиюр - это присоединение к еврейскому народу, принятие на себя всех заповедей Торы, ее <ярма>, как говорили наши мудрецы. Не следует забывать, что заповеди не заключаются только в накладывании тфилин, зажигании субботних свечей, соблюдении кашрута. Есть также обязанность заселить Землю Израиля и защищать евреев, служа в армии обороны Израиля. ...
Читать далее...
Аргентинские евреи покажут соседям свастику

Аргентинские евреи покажут соседям свастику

No Comments
Не так давно евреям Аргентины пришлось стать свидетелями не только одного из самых ужасных за последнее время актов антисемитского вандализма, но еще и удивительно вялой реакции на случившееся со стороны властей. В субботу 29 января свастики и антисемитские надписи появились на стенах еврейского центра «Рамос Мейя», расположенного на западной окраине Буэнос-Айреса, на месте преступления были разбросаны брошюры, в которых отрицается Холокост. Полиция задержала двоих подозреваемых, которые, были вскоре освобождены. Политическая организация еврейской общины Аргентины DAIA выступила с официальным заявлением, назвав поведение властей в этом инциденте «возмутительным», и потребовав, чтобы оба преступника понесли строгое наказание. «Мы будем бороться с этим шокирующим отношением. Это самое крупный антисемитский инцидент, который когда-либо имел здесь место, и мы не остановимся до тех пор, пока мы не разберемся в происходящем, — заявил президент центра “Рамос Мейя” Эдуардо Балинер. — Мы решили не смывать свастику со стен сразу, чтобы соседи могли увидеть и отреагировать». ...
Читать далее...
Недельная глава Ваигаш. Народ отдельно пребывать будет

Недельная глава Ваигаш. Народ отдельно пребывать будет

No Comments
  Народ отдельно пребывать будет «И сказал Исраэль: «Полно, все еще жив мой сын Йосеф, пойду и увижу его прежде, чем умру». И отправился в путь Яаков и все, что у него, и пришел в Беер Шеву. И принес жертвы Вс-сильному отца его Ицхака. И сказал Вс-сильный Израилю в видении ночном: «…не бойся спуститься в Египет, потому что народом большим сделаю тебя там» (Берешит,46:1-4). Почему Вс-вышний так старался, чтобы еврейский народ вырос и сформировался на чужбине? Разве сама Земля и окружение не влияют на свойства людей с самого их рождения? Как изгнание, которое мы всегда воспринимаем как наказание, превращается в цель в глазах Вс-вышнего? ...
Читать далее...
Не ссорьтесь по дороге

Не ссорьтесь по дороге

No Comments
Йосеф, провожая братьев, говорит им: "Не ссорьтесь по дороге" (Берешит, 45:24). Раши поясняет: "Йосеф опасался, что между братьями может возникнуть ссора из-за того, что они начнут выяснять, кто был виноват в его продаже". Вне всякого сомнения, наставление Йосефа относится ко всем нам, так как мы еще не достигли цели и не пришли туда, где нас ждет покой. В наше время продолжается борьба за существование еврейского государства, созданного около шестидесяти лет назад. Она ведется нашим немногочисленным народом, пережившим все ужасы двухтысячелетнего изгнания и катастрофы. Еврейское государство вынуждено противостоять своим многочисленным противникам на всех фронтах: идеологическом, политическом, экономическом и военном. На этом трудном и опасном пути к государственной независимости и возрождению культуры и традиции наших предков нас постигают временные неудачи, и мы вынуждены отступать. Людям свойственно в трудные моменты жизни искать виноватых, и лишь немногие готовы взять ответственность на себя и признать ошибки, ставшие причиной неблагоприятных событий. Взаимные обвинения, как правило, лишь усугубляют ситуацию. В периоды отступления нам всем следует помнить наставление Йосефа: "Не ссорьтесь по дороге". Мы должны стараться не обвинять друг друга, а сохранять единство во имя достижения тех целей, которые стоят перед нами. Афтара главы Ваигаш взята из книги пророка Йехезкеля. Она (глава 37) начинается словами: "И было слово Б-га ко мне...: "И ты, сын человеческий, возьми себе одно дерево и напиши на нем: "Йе'уде и Израилю, друзьям его". И возьми одно дерево и напиши на нем: "Йосефу посвящается это дерево, Эфраиму и всему дому Израиля - друзьям его". И приблизь одно дерево к другому, и будут деревом одним и будут едины в твоей руке. А когда скажут тебе дети народа твоего: "Может быть, ты объяснишь нам, что это у тебя", - скажи им: "Так сказал Всесильный Б-г: "Вот Я взял дерево Йосефа... и друзей его, и присоединил к ним дерево Йеуды, и сделал их деревом одним, и стали они единым целым в Моей руке". По всей видимости, Йехезкелю было велено выбрать два молодых деревца, растущих близко друг к другу, и, написав на одном имя Йе'уда, а на другом - Йосеф, приблизить их друг к другу, и зажать в одной руке. Этот пророческий образ означает, что в изгнании каждая община вырастает на своей почве и похожа на отдельный молодой побег, у которого свои особенности и свои корни, но рука Творца соберет осколки рассеянного по всему миру народа и превратит их в одно дерево - с одним стволом и одним корнем. У любого дерева есть ветви, которые расходятся в разные стороны, но все они получают необходимые соки от одного корня. Единственный способ объединить народ - это вернуть его к своим древним корням. Для этого нам нужно понять, в чем заключаются отличительные качества евреев, делающие их непохожими на все остальные народы мира, начиная с выхода из Египта и до наших дней. Если нам удастся определить характерные особенности нашего народа, мы перестанем блуждать и осознаем стоящую перед нами цель. Иными словами, поняв себя, мы поймем возложенные на нас задачи - ведь Всевышний, избрал сыновей Израиля не случайно, а выделил их среди всех других из-за тех особых потенциалов души, которые позволят им претворить в жизнь замысел Тв-рца. Осознав свое отличие от всех народов мира, мы тут же поймем, что наше возвращение в Святую Землю не является бегством и спасением от ужасов погромов и катастрофы и не закончится созданием тихого уголка для маленького настрадавшегося народа, а станет началом претворения в жизнь великих планов Тв-рца, предназначившего нам главную роль в преобразовании всего мира. Наше возвращение в Израиль стало возможным только благодаря заслугам праотцев. Избрание Авраама, призванного стать корнем еврейского народа, происходит в тот момент, когда Вс-вышний обращается к нему со словами: "Иди себе... в землю, которую Я тебе покажу ... и благословятся тобою все семейства земли". Следовательно, мы - потомки Авраама и продолжатели его дела - собираемся в Земле Израиля, чтобы стать благословением для всего мира. Мы призваны распространить знание о Б-ге, без которого невозможен мир и благополучие, и научить все человечество делать добро и жить в радости. Но учить и воспитывать других может лишь свободный народ, обладающий государственной независимостью, которая позволяет ему не быть подверженным влиянию чужих культур, а получать жизненные силы от своих собственных корней, глубоко уходящих в почву Святой Земли. Рав Дов Бигон ...
Читать далее...
Йосеф и его братья (по книге “Теория Парадокса”)

Йосеф и его братья (по книге “Теория Парадокса”)

No Comments
Прошло двадцать лет. Одиннадцать братьев стоят перед Йосефом. Он изменился, выросла борода, на нем непривычные для них одежды. Сделав вид, что не знает языка, на котором разговаривают стоящие перед ним, он пользуется услугами переводчика. А Йеуда, неспособный связать все события, произошедшие с момента их первого прихода в Египет, и понять, чего хочет от них этот сумасбродный правитель, обеспокоен только тем, чтобы сдержать слово и вернуть отцу Биньямина целым и невредимым. Год назад они были вынуждены первый раз в своей жизни оставить пределы Святой Земли и отправиться в страну фараона, потому что в земле Кнаан начался голод, а в Египте можно было купить продукты, которые накопили там за семь предыдущих необычайно урожайных лет. Йосеф же, который ждал исполнения снов (в которых все снопы склонились перед его снопом), приказал следить за всеми приходящими в Египет и привести к нему сыновей Яакова, как только они появятся. Но увидев их, он подавляет в себе чувство радости и начинает сложную игру, смысл которой трудно понять сразу. ...
Читать далее...
Недельная глава Ваэра. Праведность от рожденья и до ста двадцати

Недельная глава Ваэра. Праведность от рожденья и до ста двадцати

No Comments
   И вышел к братьям его… Моше вырос в доме фараона. Но его воспитывала дочь правителя Египта, которая отбросила идолопоклонство и присоединилась к еврейскому народу всей душой, хотя и продолжала жить во дворце. (Мидраш Шмот раба, сообщая об убеждениях дочери фараона, опирается на стихи Торы, в которых говорится, что она вышла умываться или купаться в Ниле. Но известно, что реке поклонялись, как божеству, и пользоваться ею запрещалось. Нарушение этого запрета само по себе свидетельствует об отрицании ею идолопоклонства.) Впоследствии, через восемьдесят лет, дочь фараона покинула страну вместе с народом, оставившим пределы Египта. Моше был воспитан в праведности, в любви к своему народу, ненависти к обычаям египтян. Его реакция на египтянина, бьющего еврея, была не случайной: будь он один из приближенных фараона, обладающий всеми теми пороками, какими обладали люди, рядом с которыми он жил, он никогда бы не встал на защиту раба. Такое неприятие несправедливости и жестокости, теплое чувство к своим собратьям не может испытывать тот, кто усвоил всю систему ценностей иерархической структуры Египта. ...
Читать далее...
Недельная глава Ваехи. Яаков и Йосеф

Недельная глава Ваехи. Яаков и Йосеф

No Comments
И сказал Исраэль: "Довольно, еще Йосеф, сын мой, жив. Пойду и увижу его, прежде чем умру" (Берешит, 45:28). Яаков пришел в Египет и встреча с Йосефом принесла ему успокоение после долгих лет мучительных переживаний Что можно еще просить у судьбы? Но, несмотря на всю радость от того, что вновь можно быть рядом с любимым сыном, оглядываясь на события своей  Яаков воспринимал ее как неудачу и трагедию: бегство из родного дома из-за брата-злодея, двадцать лет работы пастухом у обманщика Лавана, похищение Дины возле Шхема, ранняя смерть Рахели, исчезновение Йосефа и, наконец, необходимость оставить пределы Святой Земли и спуститься в Египет - средоточие нечистоты. Представ перед фараоном и отвечая на его вопросы, наш праотец сказал: "Дней жизни моей сто тридцать лет. Немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во время их жизни" (Берешит, 47:9). "Мои предки жили дольше, но до конца жизни были полны сил. А меня страдания сделали глубоким стариком", - хотел сказать Яаков. А затем "благословил Яаков фараона". Можно было бы подумать, что наш праотец просто вежливо распрощался с царской особой, но Раши считает, что Яаков действительно передал фараону особое благословение: "Какое благословение дал Яаков фараону? Нил стал подниматься навстречу ему. И выходил фараон к Нилу, и воды поднимались и давали жизнь всему Египту". Дать такое благословение фараону... Зачем? Разве ложь, духовная нечистота, жестокость и идолопоклонство, на которые всегда опирались правители Египта, смогут принести в мир благословение? Разве фараон сможет стать тем человеком, который даст людям счастье? Вода, поднимающаяся навстречу ему, только всех введет в заблуждение - ведь по-прежнему благополучие мира зависит от молитв праведника, а не от хитрости и изворотливости могучего правителя и его советников! Недаром голод в Египте прекратился, когда туда пришел Яаков. И сам фараон знал об этом - он с почетом принял нашего праотца и дал ему лучшие земли в наследный удел. Яаков считал, что его активная жизнь закончена, и преобразование всего мира, бывшее его задачей, не сможет осуществится в его годы. И не стоит делать новых попыток - ведь все, что он ни предпринимал до сих пор, оказывалось неудачным. А теперь, став подданным фараона, - разве может он претендовать на духовное лидерство и обладание силами и способностями исправить все человечество? И Яаков слагает с себя все полномочия. Пусть все взоры будут устремлены на злодея-фараона, пусть люди верят в могущество идолопоклонства, пусть истина будет скрыта от них - мир не выносит правды и не готов идти за ней. "И жил Яаков в земле египетской 17 лет" (Берешит, 47:28). 17 лет он жил, а не думал о судьбах мира, 17 лет ему было хорошо в плодородной земле Гошен, изобилующей пастбищами. 17 лет он не беспокоился ни за кого, а обнимал Йосефа и своих внуков. И каждый из сыновей Яакова нашел в Египте свое успокоение: Йосеф был занят реформами и готовил своих сыновей Эфраима и Менаше стать достойными преемниками великого правителя Египта, Йе'уда построил просторные классы и обучал всех желающих Торе, Леви все свое время посвящал учебе, другие братья пасли скот и, глядя на звезды, размышляли о величии Тв-рца. ...
Читать далее...
Наша конституция

Наша конституция

No Comments
В третьем месяце, считая от исхода сыновей Израиля из земли египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай (Шмот, 19:1). Раши обращает внимание на то, что Тора употребила выражение "в этот день" вместо того, чтобы сказать "в тот день". Он разъясняет, что из стремления представить все, что связано с дарованием Торы как происходящее в настоящем времени, вытекает закон: "Слова учения должны каждый день восприниматься человеком так, как будто он впервые услышал их сегодня". Тора была дарована с горы Синай три тысячи лет назад. Однако каждый день мы обнаруживаем заново, насколько справедливы ее слова и для современной жизни, как точно они описывают процессы, происходящие в мире и с каждым человеком, насколько четко по ним можно предвидеть дальнейший ход событий. В последнее время целый ряд деятелей и вновь созданных организаций пытаются составить конституцию государства Израиль или документ, содержащий основные положения, которые устраивают все слои израильского общества: как его религиозную, так и нерелигиозную составляющие. И, как это уже неоднократно случалось в нашей истории, люди, пытающиеся придумать что-либо кроме Торы (стержня, вокруг которого строится жизнь еврейского народа), прежде всего заявляют, что Тора устарела и некоторые из ее положений требуют пересмотра. По мнению составителей нового документа, принятие этого положения всеми кругами общества устранит все основные противоречия и само по себе станет цементом, который сплотит весь народ. Но две тысячи лет назад наши мудрецы сказали: "Исследуй и исследуй Тору, ибо все в ней, глубоко всматривайся в нее, старься и седей над нею и от нее не отступай, ибо нет для тебя ничего лучше нее" (Авот, 5:23). Наша Тора - учение жизни как для всего общества, так и для отдельного человека. И она рассчитана на все времена и на все случаи жизни. И в период тяжелого и долгого изгнания наши предки не прекращали изучение Торы даже на время. Теперь же, когда мы вернулись на свою родину, значение учения Моше возросло. а не ослабло. Каким же образом мы сможем организовать жизнь народа на Святой земле, если не по Торе. ...
Читать далее...
Радиоархив на идиш в Интернете

Радиоархив на идиш в Интернете

No Comments
Усилиями американских продюсеров Генри Сапожника, Дейва Исая и Яира Рейнера создана и выпущена в Интернет гигантская виртуальная выставка "Идиш-радиопроект". Экспозиция содержит уникальные фотографии, исчерпывающее изложение истории еврейского радио (на английском языке), архивные записи лучших программ радио на идиш (преимущественно изготовленных в США в первой половине ХХ века) и рассказы об авторах и участниках передач, о еврейских композиторах, певцах, поэтах, драматургах и актерах. Адрес сайта: http://www.yiddishradioproject.org. ...
Читать далее...
1040

Урок 2: Трактат Шабат, листы 2-3

No Comments
В субботу запрещено совершать действия, при помощи которых Всевышний творил мир. "Ну, куда нам… Мы же из ничего творить не умеем!". Это верно. Но нам и не надо творить из ничего. Из ничего было сотворено все в одно мгновение. А потом Всевышний придавал форму и расставлял все по местам. Всему свое место - а иначе во Вселенной воцарится хаос. Так что когда речь идет о запрете творить в субботу, то имеются в виду все действия, направленные на придание формы, доведение до совершенства, определение места. И все равно - как мы можем сравнивать себя с Творцом?! Нам бы и в голову это не пришло, но такова заповедь, данная Торой: "А седьмой день - суббота для Б-га, Всесильного твоего, не делай никакой работы: ты, и сын твой, и дочь твоя, слуга твой и служанка, и скотина твоя, и гер, который в воротах твоих. Ибо за шесть дней сделал Б-г небо и землю, море и все, что в нем, и отдыхал в день седьмой, - поэтому благословил Б-г день субботний и освятил его" (Шмот, 20:9-10). ...
Читать далее...