Наша конституция

Наша конституция

February 7, 2005 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

В третьем месяце, считая от исхода сыновей Израиля из земли египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай (Шмот, 19:1). Раши обращает внимание на то, что Тора употребила выражение "в этот день" вместо того, чтобы сказать "в тот день". Он разъясняет, что из стремления представить все, что связано с дарованием Торы как происходящее в настоящем времени, вытекает закон: "Слова учения должны каждый день восприниматься человеком так, как будто он впервые услышал их сегодня".

Тора была дарована с горы Синай три тысячи лет назад. Однако каждый день мы обнаруживаем заново, насколько справедливы ее слова и для современной жизни, как точно они описывают процессы, происходящие в мире и с каждым человеком, насколько четко по ним можно предвидеть дальнейший ход событий.

В последнее время целый ряд деятелей и вновь созданных организаций пытаются составить конституцию государства Израиль или документ, содержащий основные положения, которые устраивают все слои израильского общества: как его религиозную, так и нерелигиозную составляющие. И, как это уже неоднократно случалось в нашей истории, люди, пытающиеся придумать что-либо кроме Торы (стержня, вокруг которого строится жизнь еврейского народа), прежде всего заявляют, что Тора устарела и некоторые из ее положений требуют пересмотра. По мнению составителей нового документа, принятие этого положения всеми кругами общества устранит все основные противоречия и само по себе станет цементом, который сплотит весь народ. Но две тысячи лет назад наши мудрецы сказали: "Исследуй и исследуй Тору, ибо все в ней, глубоко всматривайся в нее, старься и седей над нею и от нее не отступай, ибо нет для тебя ничего лучше нее" (Авот, 5:23).

Наша Тора – учение жизни как для всего общества, так и для отдельного человека. И она рассчитана на все времена и на все случаи жизни. И в период тяжелого и долгого изгнания наши предки не прекращали изучение Торы даже на время. Теперь же, когда мы вернулись на свою родину, значение учения Моше возросло. а не ослабло. Каким же образом мы сможем организовать жизнь народа на Святой земле, если не по Торе.

В будущем те круги, которые отдалились от Торы, вернутся к ней, испытывая настоящую жажду познания Б-жественного слова, как предсказывали пророки: "Всякий жаждущий идите к воде" (Йешая’у, 55:1). И речь здесь не о жажде, когда человек хочет пить, а о жажде знаний. Вода в данном случае – это Тора.