Недельная глава Ваехи. Яаков и Йосеф

Недельная глава Ваехи. Яаков и Йосеф

February 7, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

И сказал Исраэль: "Довольно, еще Йосеф, сын мой, жив. Пойду и увижу его, прежде чем умру" (Берешит, 45:28). Яаков пришел в Египет и встреча с Йосефом принесла ему успокоение после долгих лет мучительных переживаний Что можно еще просить у судьбы? Но, несмотря на всю радость от того, что вновь можно быть рядом с любимым сыном, оглядываясь на события своей  Яаков воспринимал ее как неудачу и трагедию: бегство из родного дома из-за брата-злодея, двадцать лет работы пастухом у обманщика Лавана, похищение Дины возле Шхема, ранняя смерть Рахели, исчезновение Йосефа и, наконец, необходимость оставить пределы Святой Земли и спуститься в Египет – средоточие нечистоты. Представ перед фараоном и отвечая на его вопросы, наш праотец сказал: "Дней жизни моей сто тридцать лет. Немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во время их жизни" (Берешит, 47:9). "Мои предки жили дольше, но до конца жизни были полны сил. А меня страдания сделали глубоким стариком", – хотел сказать Яаков. А затем "благословил Яаков фараона".

Можно было бы подумать, что наш праотец просто вежливо распрощался с царской особой, но Раши считает, что Яаков действительно передал фараону особое благословение: "Какое благословение дал Яаков фараону? Нил стал подниматься навстречу ему. И выходил фараон к Нилу, и воды поднимались и давали жизнь всему Египту". Дать такое благословение фараону… Зачем? Разве ложь, духовная нечистота, жестокость и идолопоклонство, на которые всегда опирались правители Египта, смогут принести в мир благословение? Разве фараон сможет стать тем человеком, который даст людям счастье? Вода, поднимающаяся навстречу ему, только всех введет в заблуждение – ведь по-прежнему благополучие мира зависит от молитв праведника, а не от хитрости и изворотливости могучего правителя и его советников! Недаром голод в Египте прекратился, когда туда пришел Яаков. И сам фараон знал об этом – он с почетом принял нашего праотца и дал ему лучшие земли в наследный удел.

Яаков считал, что его активная жизнь закончена, и преобразование всего мира, бывшее его задачей, не сможет осуществится в его годы. И не стоит делать новых попыток – ведь все, что он ни предпринимал до сих пор, оказывалось неудачным. А теперь, став подданным фараона, – разве может он претендовать на духовное лидерство и обладание силами и способностями исправить все человечество? И Яаков слагает с себя все полномочия. Пусть все взоры будут устремлены на злодея-фараона, пусть люди верят в могущество идолопоклонства, пусть истина будет скрыта от них – мир не выносит правды и не готов идти за ней.

"И жил Яаков в земле египетской 17 лет" (Берешит, 47:28). 17 лет он жил, а не думал о судьбах мира, 17 лет ему было хорошо в плодородной земле Гошен, изобилующей пастбищами. 17 лет он не беспокоился ни за кого, а обнимал Йосефа и своих внуков. И каждый из сыновей Яакова нашел в Египте свое успокоение: Йосеф был занят реформами и готовил своих сыновей Эфраима и Менаше стать достойными преемниками великого правителя Египта, Йе’уда построил просторные классы и обучал всех желающих Торе, Леви все свое время посвящал учебе, другие братья пасли скот и, глядя на звезды, размышляли о величии Тв-рца.

Но Яаков – пророк. И Вс-вышний не оставил его – не дал уйти из мира, не завершив своей миссии. "Нет покоя для праведников в этом мире", – говорят наши мудрецы. И вот, незадолго до смерти, пророческому взору Яакова открывается будущее: его потомки будут благополучно жить в Египте и почувствуют себя коренными египтянами, и тогда фараон напомнит им, что они – пришельцы, которые, несмотря на все заслуги Йосефа, не обладают никакими правами; и Вс-вышний пройдет по Египту, и оставит его пределы, и народ пойдет вслед за Ним, покидая землю нечистоты и жестокого порабощения человека человеком. Но как Яакову передать свое пророчество детям? Он не в силах это сделать. Слишком глубоко они пустили корни в земле Гошен, слишком благоустроена и приятна для них жизнь под защитой фараона. Они не услышат его слова.

Мидраш разъясняет: "Почему глава Вайехи" закрытая (пишется сразу же за предыдущим недельным отрывком Торы, а не начинается после большого пробела, как все другие главы)? Это служит намеком на то, что Яаков хотел открыть своим сыновьям, что будет в конце времен и не смог этого сделать" (Раши).

Что же он сделал, чтобы исправить создавшееся положение? Он взял с Йосефа клятву, что тот во что бы то ни стало вывезет его тело из Египта и похоронит в Земле Кнаан. И какого бы благополучия не достигли в земле Гошен последующие поколения, они будут помнить, что Яаков не захотел быть похороненным здесь.

Когда Йосеф привел к больному отцу Эфраима и Менаше, Яаков спросил его: "Кто эти?". Он не захотел признать в людях, одетых в одежды египетских вельмож, своих внуков. И Йосеф глубоко задумался над правильностью избранного им пути. Через короткое время после смерти отца он почувствовал, что теряет влияние при дворе. Он понял, что египтяне – народ неблагодарный и его желание начать исправление мира с Египта никогда не осуществится. И перед смертью он говорит своим братьям: "Я умираю, но Б-г, верно, вспомнит о вас и выведет вас из земли этой в землю, о которой Он клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову…
тогда вынесите мои кости отсюда" (Берешит, 50:24) – оставаться в изгнании даже после смерти – ошибка. Так что же говорить о живом человеке?