Сказание о двух Израилях

Сказание о двух Израилях

July 23, 2005 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

    В мире есть два Израиля – виртуальный и реальный. Как ни странно, именно первый – явный, а второй – скрытый. О виртуальном мы слышим по радио и телевидению: в нём взрываются автобусы, происходят сплошные автокатастрофы на дорогах, изнасилования на дискотеках и коррупция в высших эшелонах власти; его граждане то и дело поджигают шины, иногда в знак протеста против увольнений, а иногда протестуя против выселения евреев из поселений в Газе и Северной Самарии; евреи пребывают в постоянном противоборстве друг с другом, от жары происходят сплошные пожары, а от машин и промышленности – загрязнение воздуха; в школах дети всё хуже читают и считают, зато показатели поножовщины ползут вверх.
  Только посмейте после такой картины говорить об избранном народе!.. Единственное, что остается после таких новостей – громко вздохнуть и переключить телевизор на какую-нибудь мыльную оперу или репортаж с чемпионата Бангладеш по крикету. Говорить о другом Израиле становится как-то непристойно. Приходится только удивляться, как эта страна все ещё держится на плаву.
   И всё же мне хотелось бы говорить вслух о втором Израиле – скрытом, но реальном.
   О том Израиле, где 70% населения так или иначе участвуют в благотворительных акциях, а 17% посвещают этому по несколько часов каждую неделю (из данных ассоциации «Латет»); где желание молодёжи попасть в спецназ и боевые части приводит к тому, что в некоторых подразделениях армии на каждое свободное место приходится по несколько десятков кандидатов;
   где за последние 100 лет было посажено 200 миллионов деревьев и где каждый кустик имеет право на свою собственную орошающую мини-систему (Израиль – единственная страна в мире, где за последние 100 лет количество лесов резко выросло).
   Хочется говорить о том Израиле, где, спросив о ближайшем общественном телефоне, вы получите в ответ чей-то личный сотовый, даже для звонка на Украину;
   где люди, отправляющиеся в отпуск, сворачивают с пути, чтобы помочь найти пропавшего солдата или потерявшегося подростка;
   где, чтобы услышать урок мудреца, достаточно пройти 10 минут от дома;
   где еврейские мамы рожают больше детей, чем в любой другой точке света;
   где инвестиции в исследования и развитие науки составляют больший процент от валового дохода, чем в любом другом государстве (по данным швейцарского Международного Института Развития и Менеджмента за 2005 г.).
    О том Израиле, где в полночь можно выйти на прогулку, не опасаясь, что на тебя кто-то нападёт; где недавно приехавший репатриант, только что принятый на работу охранником в местном супермаркете, выталкивает собственными руками террористку, опоясанную взрывчаткой, зная, что тем самым он идёт на почти верную смерть (апрель 2002, район Кирьят-Йовель в Иерусалиме, охранник выжил и сам рассказал эту историю);
   где в Йом-Кипур вы не увидите ни одной машины на дорогах;
   где нужно хорошо постараться, чтобы вас не пригласили в гости на пасхальный Седер, на Рош а-Шана и другие праздники;
    где 8000 евреев живут под дождём миномётных снарядов (около 6000 за последние 4 года), наблюдая ежедневные явные чудеса (об этом недавно вышла книга «О чудесах»).
   О стране, где большинство родителей знают, что их дети не уедут от них в другую страну, потому что Израиль – это не только место для профессиональной самореализации, но и дом; куда за последний год приехало 3000 репатриантов из США в рамках проекта «Нефеш бе-Нефеш», и ещё больше ожидается в следующем…
   Действительно, существуют оба Израиля. По странным причинам некоторые люди стремятся представить картину, в которой второму Израилю места нет, пытаясь сделать своё личное разочарование достоянием общества.
    Порой разочарование, скептицизм и цинизм превращаются из состояния души в идеологию: действительность осознанно представляется как трагедия. Недаром еврейская традиция видит в грусти и меланхолии источник всех бед (раби Нахман из Браслава говорит – запрещено отчаиваться).
   С другой стороны, понятно, что проблемы не только виртуальны и что немало из описываемого в СМИ является на самом деле частью израильской действительности. В
   опрос не в том, существуют ли проблемы, а в том, какими глазами мы смотрим на мир: глазами грустного Пьеро или глазами Авраама, давшего миру надежду?
   Глазами десяти разведчиков, которые злословили о Земле Израиля, или глазами Калева бен Йефуне и Йегошуа Бин-Нуна? Одни сказали: «Это земля, поедающая живущих на ней» (Бемидбар 13:32) и «Мы были в глазах своих саранчой, и такими же мы были и в их глазах» (13:33). В то же время другие говорили: «Земля, которую мы проходили, чтобы разведать ее, – земля эта очень, очень хороша» (14:7) и «непременно взойдём и овладеем ею, потому что мы можем одолеть её» (13:30).
  Разница между двумя группами наблюдателей не в том, что они видели, а в их внутреннем настрое. Одни искали в действительности подтверждение своему безверию, другие же видели в ней средство для реализации своей веры. В том поколение взяли вверх первые, и потом у народа ушло более 38 лет, чтобы научиться смотреть на мир ясным взглядом.
  В наши дни на повестке дня стоит похожий вопрос: является ли действительный Израиль лишь сценой для представления трагического спектакля разочарованных режиссёров, средством для подтверждения и усугубления чьего-то безверия, – или же эта действительность, со всеми ее достоинствами и недостатками, есть на самом деле испытание для наших глаз и нашей веры. Разведчики ходили в Землю Израиля между 17 тамуза и 9 ава. У нас есть те же три недели, чтобы перейти из группы «десяти разведчиков» в группу Йегошуа и Калева. Ведь смысл траура и постов не в том, чтобы ввести себя в состояние депрессии, а в том, чтобы стать лучше и исправить ошибки прошлого.