443

Когда родился еврейский народ?

August 30, 2003 Автор: Алон Лембрицкий - No Comments

   Днем рождения еврейского народа принято считать день, когда на горе Синай прозвучали слова: «Я Б-г твой, да не будет у тебя других Б-гов, кроме Меня…» (Шмот, 20:2).

  Есть, однако, еще одно событие, которое по праву может претендовать на то, что именно с него начинается история сыновей Израиля. Речь идет о переходе через Иордан, описанном в третьей главе книги Йеошуа.

   Итак, переходу через Иордан предшествуют сорок лет пребывания в пустыне, где народу не надо было заботиться ни о еде, ни о питье, ни, тем более, об одежде. Окруженный облаками Славы (сопровождавшими евреев в течение всего их пребывания в пустыне), народ посвящал все свое время изучению Торы и постижению Б-жественной мудрости.

  Интересно, что среднестатистическая беременность длится 9 месяцев, что составляет 40 недель, и обладает теми же характеристиками: младенцу в утробе матери также не приходится заботиться о своем пропитании и одежде. Подобно облакам Славы, его надежно укрывает и защищает околоплодный пузырь.
   Далее следует переход через Иордан. «Как только несущие ковчег дошли до Иордана и ноги священников, несших ковчег, ступили в воду… остановились воды, текущие сверху, стали одной стеной вдали от города Адам, который около Царетана; а текущие к Ям а-арава, в Ям а-мэлах, совершенно пресеклись, и народ переходил напротив Йерихо…». (Йеошуа, 3:15-16).

  Самым значительным признаком приближающегося рождения ребенка является так называемый «отход вод».

   Нельзя сделать обрезание ребенку до того, как он родился. Этим и объясняется то, что приказ: «Сделай себе ножи кремневые и опять обрежь сыновей Исраэля, во второй раз» (5:2) Йеошуа получает только после перехода через Иордан. И хотя местные народы вполне могли воспользоваться ситуацией, напасть и причинить евреям немалый вред, этот обряд нельзя было отложить, так как он символизировал вступление «новорожденного» в завет Авраама, которому было сказано: «Ходи передо Мной (в Святой земле) и будь цельным (храни завет обрезания)».
   Через три дня, «в 14-й день первого месяца», народ делает первые самостоятельные шаги на своей земле — отмечает свой первый Песах в Земле Израиля.
    В свете данного комментария можно сказать, что Синайское откровение представляет собой скорее зарождение, а не рождение еврейского народа. С выходом сыновей Израиля из Египта и дарованием Торы начался длительный процесс формирования народа, апогеем которого является вхождение в Землю Обетованную — то единственное место, где возможна полноценная реализация законов Торы.

«Брит-мила». Художник
 Цви Малновицер