Из истории насильственного крещения евреев

Из истории насильственного крещения евреев

March 25, 2007 Автор: Галит Галина Лебединская - No Comments

Активное и целенаправленное насильственное крещение евреев, на первых порах проводившееся главным образом монахами, началось вскоре после Первого Никейского собора (325 г. н.э.), на котором христианство фактически было объявлено господствующей религией Римской империи. Первый исторически зафиксированный случай насильственного крещения произошел в 418 г. на острове Менорка, где толпа во главе с местным епископом, угрожая евреям смертью, потребовала от них принять христианство; 540 евреев отступились от иудаизма, но многие другие предпочли смерть измене вере.

Завоевание большей части Западной Европы готами-арианами, терпимо относившимися к евреям, на некоторое время остановило акты насильственного крещения (с середины 5 в.). Воздерживались от него и правители Византии (известно лишь крещение евреев города Бориона в Северной Африке по приказу императора Юстиниана I в наказание за поддержку ими в вандалов в войне с византийцами в первой половине 5 в.).

Во второй половине 6 в. преследование евреев властями и бесчинства погромщиков были причиной массового насильственного крещения некоторых еврейских общин Франкского королевства. Формально римские папы придерживались "принципиального наставления" папы Григория I, согласно которому переход в христианство может быть только добровольным. С другой стороны, они следовали догме, согласно которой нет возврата от таинства крещения, даже силой навязанного. Церковь почти всегда и всюду принимала суровые меры для того, чтобы удержать в новой вере лиц, крещенных насильно. Эдикт императора Ираклия, запрещавший исповедание иудаизма в Византии (614), вызвал новую волну насильственного крещения. По его призыву подобные эдикты издали король франков Дагоберт I в Галлии (626), лангобардский правитель Перктарит (661), еще раньше вестготские властители Пиренейского полуострова, где систематические преследования вынудили большую часть еврейского населения формально принять христианство, хотя втайне до завоевания страны арабами (711) они соблюдали предписания еврейской религии, а затем открыто вернулись к иудаизму.

Особый объект насильственного крещения представляли еврейские дети, которых зачастую отбирали у родителей, чтобы проповедями "убедить" их принять христианство. По постановлению XVII Толедского церковного собора (694) в вестготской Испании власти систематически отнимали еврейских детей у родителей и передавали их церкви. В 820 г. архиепископ Лиона Агобард, проводивший активную кампанию крещения евреев, собрал оставленных без надзора еврейских детей и крестил всех, по его мнению, склонявшихся к новой вере. Крестоносцы, еще при подготовке к Первому крестовому походу (1096) объявившие массовое крещение евреев одной из главных целей религиозного движения, в годы трех первых походов подвергли насильственному крещению многих евреев в общинах Франции, Лотарингии, прирейнских и баварских городов Германии и Чехии. Та же участь постигла многих евреев Франции во время так называемых "походов пастухов" (1251 г. и 1320 г.); большая часть евреев этих общин предпочла принять мученическую смерть.

В Германии император Генрих IV, вопреки сопротивлению антипапы Климента III, особым указом разрешил обращенным евреям вернуться в иудаизм (1097). Так же поступили власти Чехии. Однако булла папы Каликста II (1120), которая опиралась на постановления Григория I, строго запрещавшая насильственное крещение и на протяжении 12-15 вв. неоднократно повторявшаяся и дополнявшаяся разными папами (в том числе и относившимися к евреям враждебно), не оказала заметного влияния на крестителей-фанатиков. Значительная часть духовенства и чернь продолжали считать насильственное крещение евреев богоугодным делом.

Отношение церкви к насильственному крещению в общем скорее зависело от ее практических интересов, чем от официальной богословской доктрины. Так, евреи южной Франции подверглись принудительному обращению в период Альбигойских войн (1209-29). В 1236 г., когда банды крестоносцев разгромили еврейские общины Анжу, Пуату и других областей Франции, часть евреев спаслась, фиктивно приняв крещение. Большинство же предпочло мученическую смерть или самоубийство. Проведение "обязательных проповедей" нередко брала в свои руки чернь, под угрозой смерти заставляя евреев выслушивать миссионеров и вслед за этим немедленно креститься. Подстрекаемая монахами-доминиканцами толпа фактически заставила короля Карла II Анжуйского провести массовое насильственное крещение евреев Неаполитанского королевства (1288-90). Король Англии Эдуард I, экономическими притеснениями разоривший еврейскую общину страны, предоставлял евреям "спасение" от голодной смерти в лондонском Доме обращенных. 13 виднейших членов еврейской общины Труа, приговоренных к сожжению по обвинению в ритуальном убийстве, отказались принять крещение и погибли на костре. Насилия доминиканцев при проведении "обязательных проповедей" вынудили папу Мартина V в 1422 г. запретить им вести миссионерскую работу, но Базельский Вселенский собор (1431-49), обвинив евреев в поддержке гуситов, вновь призвал к усилению миссионерской пропаганды среди них, что привело к учащению случаев насильственного крещения.

С целью доказать евреям превосходство христианства над иудаизмом и обратить их в христианскую веру проводились устные теологические споры между представителями церкви и учеными евреями, получившие широкое распространение в 13 в. Их инициаторами были церковные власти или выкресты-евреи. Они сопровождались торжественным церемониалом, нередко в них принимали участие сановники церкви и члены королевской семьи (во время Барселонского диспута, в 1263 г., король Арагона Хайме I выступил с речью в местной синагоге). Заранее уверенные в благоприятном для них исходе диспутов духовенство и выкресты не сомневались, что побежденная сторона добровольно отступится от своей веры. В одном из знаменитых диспутов был вынужден участвовать великий еврейский ученый и комментатор Моше бен Нахман (Рамбан). Когда он загнал своими аргументами в угол оппонента – монаха-выкреста, король Испании настоятельно порекомендовал ему покинуть страну.

Многие евреи Австрии были насильно крещены погромщиками-католиками, мстившими им за свои поражения в войнах с гуситами в 15 веке. Единственная в истории Польши попытка массового насильственного крещения евреев под угрозой их изгнания (при короле Людовике I Анжуйском, 1370-82) натолкнулась на твердую решимость евреев покинуть страну. Массовые погромы 1391 г. и религиозные гонения в 1412-15 гг. в Испании принудили около 70 тыс. евреев креститься; попытки воспрепятствовать крещению (в частности, детей и молодежи) карались смертной казнью, так же, как переход в мусульманство. Не принявшие христианства евреи были в 1492 г. изгнаны из страны, а также из ее европейских и заморских владений. В 1497 г. под предлогом организованной эвакуации подавляющая часть евреев Португалии (в том числе евреев, бежавших в Португалию из Испании в 1492 г.), была обманным путем крещена.

В эпоху Ренессанса основным методом христианского миссионерства стала интенсивная пропаганда (проводившаяся главным образом посредством домов для обращенных), в которой трудно разграничить насилие и убеждение. Значительную роль в миссионерской деятельности католической церкви сыграли иезуиты, не гнушавшиеся терроризировать еврейские общины. Помогали им в этом и многие отошедшие от иудаизма ученые или потомки выдающихся евреев-ученых. Так, в Италии в 16 в. два внука Э. Левиты, крестившиеся и ставшие доминиканскими монахами, принимали активное участие в распространении клеветы на Талмуд; один из них был официальным церковным цензором печатных изданий еврейских книг.

Распространившееся в народе поверье, что любому христианину, добившемуся крещения "неверного", обеспечен рай, привела к новой волне насильственного крещения, жертвой которой в первую очередь стали дети. Масштабы их похищения у родителей-евреев были столь велики, что папа Бенедикт XIV в булле 1747 г. запретил крестить еврейских детей до семи лет без согласия родителей. Однако сами церковные власти в папских владениях в Италии (Рим, Анкона, Феррара) и на юге Франции (в районе Авиньона) официальным порядком отбирали у родителей еврейских детей для крещения вплоть до установления на этих территориях власти революционной Франции. В Австрии насильственное крещение еврейских детей было запрещено указом императора Иосифа II в 1782 г., но городские власти Вены до конца 19 в. подвергали принудительному обращению внебрачных еврейских детей.

Отдельные случаи насильственного крещения в католической Западной Европе 19 в. вызвали резкое осуждение либеральных кругов и способствовали падению престижа церкви. Упорствуя в отстаивании своих прерогатив, римская курия в 1857 г. постановила, что еврейские дети, подвергшиеся насильственному крещению, должны оставаться христианами даже вопреки воле их родителей, а наказание христиан, повинных в принудительном крещении, ограничивалось денежным штрафом. И хотя дело Мортары (1858) сильно нашумело по всему миру, в Австро-Венгрии фанатичные католики-поляки Галиции вплоть до начала 20 в. похищали еврейских девушек, насильно крестили их и постригали в монахини.

Попытки властителей Аксумского царства (на территории северной Эфиопии), принявшего христианство в 4 в., подвергнуть массовому насильственному крещению фалашей вызвали восстание последних, что способствовало постепенному распаду царства (7 в.). В 14-18 вв. правители Эфиопии продолжали "священные войны" против фалашей, стремясь заставить их принять христианство. Массовое насильственное крещение фалашей в 50-80-х гг. 19 в. проводилось властями с помощью войска.

В странах православия попытки массового насильственного крещения евреев в духе эдикта Ираклия предпринималась в Византии и Никейской империи. Некоторые исследователи предполагают, что евреи, проживавшие на территории Киевской Руси во времена принятия ею христианства (988-989), подвергались насильственному крещению. Крещением, а также уничтожением евреев занимались русские войска на оккупированных ими в ходе войн с Речью Посполитой (16-17 вв.) землях Белоруссии и Украины. Так, в захваченном русскими Полоцке (1563) по приказу царя Ивана IV Грозного были утоплены в Двине около 300 евреев, отказавшихся принять крещение. Во время восстания Богдана Хмельницкого украинские казаки оставляли в живых лишь евреев, согласившихся креститься. По условиям Белоцерковского договора (1651) польское правительство добилось для насильственно крещенных евреев права вернуться к своей вере. Однако русские власти вывезли в Россию значительное число евреев Белоруссии и Смоленщины, насильственно крещенных в годы русско-польской войны 1654-67 гг., рассчитывая, что это будет способствовать развитию экономики страны. Попытка польской дипломатии при заключении Андрусовского перемирия (1667) добиться освобождения этих евреев из-под власти России и предоставления им возможности вернуться в иудаизм была категорически отклонена русским правительством.

При императоре Николае I тысячи еврейских мальчиков, воспитывавшихся с 12-летнего, а иногда и с 8-летнего возраста в кантонистских школах, подвергались насильственному крещению (1827-56). Русское законодательство запрещало насильственно крещенным евреям возвращение в иудаизм. В годы Катастрофы многих еврейских детей христиане крестили из гуманных побуждений: чтобы спасти их от уничтожения нацистами. Порывая связи с лицами, добровольно принявшими крещение, еврейские общины относились к насильственно крещенным как к несчастным братьям.

<!–Некоторые насильственно крещенные проявили себя жестокими гонителями евреев и сделали блестящую церковную карьеру. Многие заняли высокие государственные посты и получили дворянские титулы. Однако в большинстве случаев церковь и христианское общество в целом относились к ним с недоверием, к которому нередко примешивалось и презрение.
–>
По материалам Электронной Еврейской Энциклопедии

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,