Следует кое-что знать об истории театра, чтобы понять крайне отрицательное отношение к нему мудрецов Талмуда. Ростки, черпающие силу из их нескрываемой неприязни к этому виду искусства, пробились и в сегодняшний еврейский мир.
Влияние греко-римской культуры, глубоко проникло в Иудею, оказавшуюся на долгое время (с 328 по 142 гг. до н. э.) под властью эллинизированных империй – Египта и Сирии. Не только чужие идеи, но и образ жизни, который вели их носители, оказали влияние на все общество в целом и на каждую еврейскую семью в частности.
Все, что относится к этой культуре, включая театр, было теснейшим образом связано с культовыми обрядами служения многочисленным богам, родившимся на островах Эгейского моря и, позднее, на Апенинском полуострове. Дионисий, например, в греческом культе и мифологии был богом плодородия и особым покровителем виноделов. Вино, превращающее человека из созидателя в разрушителя, ассоциировалось с силами разрушения обычного порядка вещей. Язычники, поклонявшиеся Дионисию, стремясь всецело уподобиться ему, устраивали дикие пляски, во время которых раздирали на части животных и пожирая их. И именно этот бог стал олицетворением греческой трагедии (занимавшейся историями о разрушении жизни людей) – одного из трёх театральных жанров, оставленных греками в наследство мировой культуре.
Театральные произведения создавались для религиозного праздника "Великого Дионисия" и исполнялись идолопоклонниками как часть религиозного ритуала. Невозможно представить себе, что кто-то может отрицать очевидную связь между этой первой полностью "оперившейся" формой европейской драмы и религиозным ритуалом.
Основным содержанием греческой драматургии была божественная тематика и космогония. Театральные действа, разыгрывавшиеся в честь Дионисия гильдиями (труппами), сформировавшимися в 3-ем веке до нашей эры, оправдывали наихудшие опасения мудрецов Торы тех времён: идолопоклонство, перешагивая границы языческих храмов, притворялось безобидным развлечением и прокладывало путь к душе еврейской общины. Теперь нетрудно понять, почему реакция мудрецов Торы на современный им театр была такой враждебной.
Театры проникли в "античный" Израиль, и евреи посещали их, не воспринимая постановки как культовые зрелища, а как то, что доставляет эстетическое удовольствие. На территории современного Израиля археологами обнаружены двенадцать театров и ещё восемнадцать к востоку от реки Иордан. Эти театры, по-видимому, были построены в конце греческого периода или в начале периода римского владычества. Расположение и назначение этих театров были известны мудрецам Талмуда.
Несколько слов в защиту театра
Посещение театра как таковое, не рекомендовалось, но и не было запрещено полностью! «Раби Шмуэль бар Нахман говорит от имени раби Йоханана: "Позволительно посещать театры, цирки и базилики даже в субботу, чтобы быть в курсе общественных событий (Шаббат, 150а).
Фактически, Талмуд (Мегила, 6а) даже предсказывает узаконенное применение театров в будущем: "Это будет как дом учения [Бейт мидраш] в Иудее…" (Зхарья, 9:7). Речь идёт о театрах и цирках Эдома (Рима), где князья Иудеи будут призваны учить народ Торе.
Этими словами выражена надежда, что однажды театры войдут в систему образования и станут местом, где еврейская публика будет укреплять своё еврейское мировоззрение. Сегодняшние кино, музыка, театр и иные формы "искусства", с точки зрения еврея, чья душа хранит качества доброты и скромности, несомненно, выглядят вызывающе. Оформление, язык, содержание превращают эти занятия в высшей степени сомнительные. Однако если использование драмы могло бы способствовать распространению и повышению эффективности еврейского воспитания, ее, вне всякого сомнения, стоило бы использовать.
Зададимся вопросом, сохранило ли понятие "театр" культурный подтекст эпохи Талмуда до сегодняшнего дня или только то же название? Можем ли мы предположить, что мудрецы Талмуда порицали "посланца" за "весть", которую он нёс, или должны считать театр, как таковой, чуждым еврейскому мировоззрению и системе еврейских ценностей?
Театр, подобно интернету, – инструмент. Любое техническое средство при правильном использовании дает хороший результат, а при неумелом обращении с ним становится разрушительным орудием в руках человека. Интернет способен разносить по миру сцены порнографии и насилия, и он же может служить для распространения научных знаний и стать незаменимым помощником в процессе образования и воспитания. Креативная драма также может использоваться в еврейской педагогике. В современном мире она стала в высшей степени популярна во многих учебных заведениях. Понемногу она прокладывает себе дорогу и в еврейский мир. Достижения этого метода как полноценного "механизма" еврейского воспитания весьма устойчивы, и давно пора «узаконить» его применение. Основные преимущества этого метода заключаются в том, что он развивает те человеческие качества, которые трудно совершенствовать на фронтальных лекциях или на уроках при помощи дидактического материала. К ним относятся контактность и коммуникабельность, эмоциональная зрелость, уверенность в себе, способность к сотрудничеству. Все это имеет не малое значение для воспитания еврейских детей.
При правильном подходе креативная драма всецело вовлекает ученика в активный процесс обучения. Она предъявляет ему требования, которые он выполняет охотно и с азартом, потому что предлагаемая задача ему интересна. Она мобилизует его творческий потенциал, воображение, сокровеннейшие интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. Человек не просто "подвергается обучению", пассивно воспринимая знания, передаваемые учителем. Он становится полноценным партнером своего наставника.