Конечную цель шести дней Творения Тора открывает нам в словах: “И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую сделал” (Берешит, 2:3). Идея святости седьмого дня недели оставалась отвлеченной на протяжение многих поколений и воплотилась только во время дарования Торы на горе Синай, когда целому народу, народу Израиля, было поручено претворить ее в повседневную жизнь, как сказано: “Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое; А день седьмой – Суббота – Господу, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Господь день Субботний и освятил его” (Шмот, 20:8-11). Шесть дней Творения – это как бы продвижение к конечной цели, к святой Субботе. Она имеет двойную святость: сначала ее освятил Всевышний – источник святости, а потом ее освящает и ею освящается каждый еврей, как ему было заповедано: “Помни день Субботний, чтобы святить его”.
Параллель между седьмым днем и седьмым годом
Наряду с Субботой шести дней Творения (седьмой день каждой недели) существует еще одна Суббота, “Суббота земли” – каждый седьмой год. Чтобы подчернуть идею, общую для седьмого дня и седьмого года, Тора использует по отношению к ним обоим одни и те же выражения: Суббота Господа, Суббота Суббот, и упоминает обе эти Субботы одну за другой: “Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды ее. А в седьмой оставляй ее в покое, не трогай ее, чтобы питались неимущие из народа твоего, а остатком после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею. Шесть дней делай дела свои, а в день седьмой покойся, чтобы отдохнул вло твой и осел твой, и передохнул сын рабы твоей и пришелец” (Шмот, 23:10-13). Тора подчеркивает значение седьмого года, упоминая то место (гора Синай), где была дана и заповедь о соблюдении седьмого дня: “И сказал Господь Моше на горе Синай, говоря: Говори сынам Израилевым, и скажи им: когда придете в землю, которую Я дал вам, тогда земля должна покоиться в Субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезай виноградник твой и собирай плоды ее; А в седьмой год Суббота покоя да будет для земли, Суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лох твоих не снимай: год покоя да будет для земли. И да будет Суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу” (Ваикра, 25:1-7). Суббота земли расширяет власть Субботы – седьмого дня Творения. Седьмой день относится к человеку и животным, а седьмой год присоединяет и растительный мир к святости Субботы.
Святость пятидесятого года
За Субботой земли (седьмой год) следует Йовель, по прошествии семи Суббот земли (сорока девяти лет): “И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся вами лоз. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте плоды его. В сей год юбилейный возвратитесь каждый во владение свое” (Ваикра 25:10-13). О святости этого года провозглашают звуки шофара в святой день – Йом Кипур, и идея освобождения достигает в этот год своего апогея. В седьмой день Творения Тора наделяет свободой человека и животных; в Субботу земли свободой одарен также и растительный мир, а в пятидесятый год идея свободы получает свое самое высшее и полное проявление: “Во всей земле владения вашего выкуп дайте земле” (Ваикра, 25:24) – эти слова включают и неживую природу в круг свободы и избавления. Даже дома, которые были проданы в другие руки, возвращаются к прежним владельцам.
Духовная подготовка к святости пятидесятого года
Для того чтобы принять высшую святость юбилейного года, евреям необходима особая духовная подготовка, и Тора обращается к каждому еврею: “И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих субботних лет сорок девять лет” (Ваикра, 25:8). Сама по себе возникает мысль о том, что это очень напоминает счет Омера: “И отсчитайте себе от второго дня парзднования, от дня приношения вами омера возношения, семь недель: полными да будут они” (Ваикра, 23:15). Счет омера завершается праздником дарования Торы – конечной цели исхода из Египта. Тему седьмого года и пятидесятого года Тора завершает словами: “Субботы Мои соблюдайте… Я – Господь” (Ваикра, 26:2), замыкая таким образом этот круг.
Отношение других народов к Субботе земли
Идея Субботы, охватывающей все стадии Творения: неживую природу, растения, животных и человека, была чужда народам мира, и они стали насмехаться над ней. Раби Абау (самый выдающийся из учеников раби Йонатана) в своем комментарии на стих из свитка Эйха “Стал я посмешищем всего народа моего” (Эйха, 3:14) описал эту реакцию народов мира. “Раби Абау начал: Будут говорить обо мне сидящие у ворот – это народы мира, которые сидят в театрах и цирках; и петь пьющие вино – потому что они едят и пьют и захмелевают, они сидят и говорят обо мне, и смеются надо мной, говоря: мы не питаемся плодами рожкового дерева, как евреи. И они говорят друг другу: сколько лет ты хотел бы жить? Столько, сколько лет живет субботний кафтан еврея (он сохраняется надолго, потому что еврей надевает его только раз в неделю). Они вводят верблюда в свой театр и говорят друг другу: почему он плачет? – Эти евреи соблюдают седьмой год, и нет у них зелени, и накормили они его колючками – вот он и плачет. И приводят они клоуна в свой театр, а голова у него выбрита, и говорят друг другу: отчего у этого бритая голова? И он отвечает: эти евреи соблюдают Субботу, и в Субботу они едят только то, что приготовили заранее. И нет у них дров, чтобы развести очаг, и они ломают свои кровати вместо дров, и спят они на земле, и вымазываются грязью, и выпадают у них все волосы” (Мидраш Эйха рабати).
Суббота земли глазами наших Мудрецов
Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, считали, что заповедь о седьмом и пятидесятом годе – самая трудная для исполнения из всех заповедей Торы, настолько, что тот, кто исполняет эту заповедь во всех ее тонкостях, был в их глазах подобен ангелу. Вот что они говорят: “Раби Танхума бар Ханилай начал: Благословите Господа, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его (Теилим, 103:20) – о чем здесь сказано? Если здесь говорится о небесных ангелах, то ведь уже сказано: “Благословите Господа, все воинство Его”. Значит, здесь говорится о людях. Об ангелах, ибо они все способны исполнять приказания Всевышнего, сказано: “Благословите Господа, все воинство Его”. А о людях, ибо не все они способны исполнять приказания Всевышнего, сказано: “Благословите Господа, ангелы Его”, а не все ангелы Его” (Ваикра Раба, 1). Далее Мудрецы продолжают: “Крепкие силой, исполняющие слово Его” – о ком говорится здесь? Сказал раби Ицхак – о тех, кто соблюдает заповедь седьмого года. В мире принято, что человек исполняет заповедь в течение одного дня, недели, месяца. А тут – целый год? И видит он поле свое в запустении, виноградник свой в запустении, и платит налог с поля и с виноградника и молчит – кто более крепок силой, чем он?” (там же). Чтобы окончательно понять, насколько крепок должен быть еврей, чтобы соблюдать законы шмиты, следует упомянуть еще три заповеди, связанные с седьмым и пятидесятым годом, исполнение которых особенно трудно. 1. Денежная шмита. “Шмита же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа” (Дварим, 15:2). 2. Освобождение рабов. 3. Возвращение домов и полей бывшим владельцам. “От Рош а-Шана до Йом Кипур рабы не возвращались домой и не служили своим господам, а ели, пили и веселились. А после того, как наступал Йом Кипур, и бейт-дин трубил в шофар, рабы шли к себе домой, а поля возращались прежним владельцам” (Вавилонский Талмуд, Трактат Рош а-Шана, 8). Наши Мудрецы сказали: “И мы видим, что каждая заповедь, в которую евреи вкладывали душу, как например, Шабат, обрезание и изучение Торы… сохранились и евреи не были лишены ее; а каждая заповедь, в которую евреи вкладывали душу недостаточно, как например, Храм, седьмой год и пятидесятый год… евреи были лишены ее” (Мехильта; конец комментария к главе Ки Тиса).
Наказание за несоблюдение шмиты и йовеля в ТАНАХе
Тора, предвидя заранее все трудности, связанные с соблюдением заповеди о шмите, говорит о тяжелых наказаниях, которые станут уделом того, кто не будет соблюдать эту заповедь. “А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами. Тогда наверстает земля Субботы свои во все дни запустения своего, когда вы будете в земле врагов ваших; тогда будет покоиться земля и возместит Субботы свои. Во все дни запустения своего она будет покоиться столько, сколько не покоилась в субботние годы ваши, когда вы жили на ней” (Ваикра, 26:33-35). Тора подчеркивает вновь и вновь, что в наказание за несоблюдение Суббот земли – шмиты и йовеля – Всевышний разбросает народ Израиля по всему миру, а Земля Израиля в своем опустошении будет отдыхать от работы столько лет, сколько народ не дал ей, когда он жил на ней. В конце этой главы Тора снова повторяет: “И земля эта оставлена будет ими и наверстает свои субботние годы в запустении от них” (там же, 26:43). Книга Диврей а-Ямим (Хроники) , после описания того, как касдим сожгли Храм и народ отправился в вавилонское изгнание, добавляет: Во исполнение слова Господня, сказанного устами Йермияу: пока земля не искупила Суббот своих, (будет запустение). Все дни запустения отдыхала земля, пока не исполнилось семидесяти лет” (Диврей а-Ямим, 2, 36:21).
Наказание в словах Агады
Авторы Агады также подчеркивают связь между соблюдением шмиты и йовеля и владением Эрец Исраэль. Раби Элиэзер, когда он комментирует главу Торы Беар Синай, в которой идет речь о заповеди шмиты и ювеля, приводит поэтическое описание из Песни Песней, чтобы пояснить нам эту связь: “Сказал раби Элиэзер: написано “Голени его – столбы мраморные, поставленные на золотых подножиях” (Песнь Песней, 5:15). У этих столбов есть венец вверху и основание внизу. Что написано выше? Суббота покоя да будет для земли. А дальше – слова о Йовеле: И отсчитай себе семь субботних лет. Если не соблюдал шмиты и йовеля, или одного из них, то Я в конце концов сделаю так, что придется ему продать свою землю, как сказано “И если будете продавать…” Если раскаялся он, хорошо, а если нет, придется ему продать свое поле, как сказано: “Если обеднеет брат твой и продаст часть владения своего…” Если раскаялся он, хорошо, а если нет, придется ему продать свой дом, как сказано “А если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеною…” Если раскаялся он, хорошо, а если нет, придется ему обивать пороги и просить подаяние, как сказано: “И если обеднеет брат твой и протянет руку к тебе”. Если раскаялся он, хорошо, а если нет, придется ему продать в рабство самого себя, как сказано “И если обеднеет брат твой у тебя и продан будет тебе…” Если раскаялся он, хорошо, а если нет, то в конце концов он будет продан в рабство другим народам, как сказано “И если пришелец или поселенец твой достигнет достатка у тебя…” И не он один, а он и весь народ Израиля с ним. Так это было в дни Йермияу – из-за того, что нарушали седьмой год, были проданы в рабство другим народам, как сказано: “И Он навел на них царя Касдим”. Сказал Господь Моше: смотри, как проданы они в рабство чужеземцам, потому что нарушали заповедь седьмого года… Сказал ему Господь: из-за грехов их Я продаю дом Мой (Храм), как сказано “А если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеною” – это дом Господа… И еще сказал Господь: “И если пришелец или поселенец твой достигнет достатка у тебя, а брат твой обеднеет пред ним и продастся пришельцу, поселенцу у тебя, или выселенцу из семьи пришельца…” Пришелец – это Навуходоносор, а поселенец – это Персидское царство, “пришелец, поселенец у тебя” – это Греция, “выселенец из семьи пришельца” – это царство Эдома (Рим). Сказал Моше пред Господом: владыка мира! Почему отданы они под власть этих царств? Ответил ему: потому, что нарушают седьмой год… Поэтому сказал Господь Моше: если ты хочешь, чтобы они не были изгнаны, предупреди их о соблюдении шмиты и йовеля. Он сказал в конце этой главы: “Субботы Мои соблюдайте и пред святилищем Моим благоговейте: Я Господь”. Я тот, кто даст вам награду, если вы будете соблюдать их, а если нет, Я предам вас в руки царств” (Ялкут Шимони, Бэар, 25).
Основная идея Субботы земли
Следует уяснить, почему за нарушение седьмого и пятидесятого года полагается столь суровое наказание. Мы не сможем ответить на этот вопрос, пока не поймем истинного смысла этих заповедей. Один из учеников раби Абау спросил у него: “Сказал ему: в чем смысл заповеди о седьмом годе?”. Раби Абау ответил ему так: “Сказал Всевышний народу Израиля: сейте шесть лет и отдыхайте на седьмой год, чтобы вы знали, что земля принадлежит Мне, но они не соблюли этого, а согрешили и были изгнаны” (Вавилонский Талмуд, Трактат Сангедрин, 39:1). Этот лаконичный и точный ответ исходит, в сущности, из слов самой Торы: “А земля не может быть продаваема навеки, ибо Моя земля” (Ваикра, 25:23), но раби Абау расширяет эти слова и делает их краеугольным камнем всех законов шмиты, и он видит в них основную идею святости седьмого года. Это основная идея, которая проходит красной нитью через всю Тору, но особенно ясно она выражается в трех видах святости: святой день – Суббота, седьмой день; святой год – шмита, седьмой год; и еще один святой год – ювель, пятидесятый год, который настает после семи святых лет. Все эти три Субботы принадлежат Всевышнему и их цель – внедрить глубоко в душу еврея основу основ Торы Моше: “ибо Моя земля” – у этого мира есть Создатель и Владыка. Всевышний заповедовал всему еврейскому народу соблюдать Субботу, и это массовое соблюдение сильнее, чем что бы то ни было, напоминает нам о том, что “в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой”. Но одного дня в неделю все же недостаточно для полного достижения этой заветной цели. Этому же служит и заповедь шмиты. Каждый еврей обязан в течение целого года оставить в запустении свое поле и свой виноградник и отдать урожай на пользование любому желающему, потому что так заповедовал Владыка мира. “И да будет Суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему, и зверям, которые на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу” (Ваикра, 25:6). Но самое полное равенство достигается в юбилейный год, когда человек дает свободу своим рабам, работавшим на него многие годы, и когда он возвращает прежним владельцам дома и поля, которые считал своей собственностью. Неравенство между бедным, которому пришлось продать свой участок земли или продать самого себя в рабство, и богатым, расширившим свои владения, исчезает, и его заменяет равенство между всеми евреями, как это и должно быть в идеале, потому что такова воля Того, кто сказал: “ибо Моя земля”.
Перевела с иврита Хана Ар-Шалом