Шмита – национальная заповедь

Шмита – национальная заповедь

September 6, 2007 Автор: рав Яаков Ариэль - No Comments

Заповедь шмиты (другие названия – седьмой год, год покоя земли, Шабат земли, Суббота земли, швиит) имеет два аспекта: общественный и личный. Оба этих аспекта уходят корнями в текст Письменной Торы, данной Моше на горе Синай. Общественный аспект выражается в том, что заповедь о седьмом годе соблюдается во всей полноте только тогда, когда "все жители Земли живут на ней", то есть когда большая часть народа Израиля живет на Земле Израиля, а личный аспект – когда каждый еврей знает, где находится его земельный надел. Поэтому в наши дни мы не имеем возможности соблюдать эту заповедь в полном объеме, и большинство галахических законодателей считают, что в наши дни эта заповедь соблюдается ми-дерабанан – как постановление мудрецов. (Следует отметить – многие современные авторитеты полагают, что в наше время условие о проживании большинства евреев в Земле Израиля выполняется. Это объясняется тем, что большинство неассимилированных евреев, идентифицирующих себя с еврейским народом и еврейством, проживают на сегодняшний день в Израиле. В частности, так полагал рав Элиезер Вальденберг (1915-2006) – крупнейший галахический авторитет, автор монументального сборника респонсов "Циц Элиезер". – Прим. ред.).

Из этого мы можем понять глубинную суть заповеди о седьмом годе. Мы обязаны и имеем возможность соблюдать ее в полном объеме только тогда, когда общественный и личный аспект находятся в соответствии друг с другом, когда общественное нуждается в личном, а личное – в общественном. Общественное нуждается в личном – когда общество не может удовлетворить свои нужды без помощи земледельцев, которые взваливают на свои плечи ответственность за поставку продуктов питания всему обществу. Личное нуждается в общественном – когда отдельно взятый человек не может удовлетворить свои нужды без помощи общества.

Один из основных принципов законов шмиты – переход сельскохозяйственных земель и садов из частной собственности в общественную на протяжении всего седьмого года. Это касается в особенности запрета сжинать урожай и собирать виноград: "Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай" (Ваикра, 25:5). Но Тора не имеет в виду, что плоды должны сгнить неубранными. Ведь сказано: "И да будет [то, что вырастет в] Шабат земли, вам в пищу" (Ваикра, 25:6). Мудрецы объясняют, что запрет подразумевает обычную жатву, когда владелец поля берет весь урожай себе. Но если проводится общественная жатва и урожай потом раздается всем, кто пожелает, на это запрета нет. Следовательно, главная идея заповеди о шмите заключается в том, чтобы научить человека удовлетворять не только собственные потребности, но и проявлять чуткость к ближнему и заботиться о нуждах всего общества.

Круговая ответственность

Идея круговой поруки приобретает более глубокий смысл в заповеди о шмите. Мы уже говорили о том, что Тора лишает земледельца безраздельного права на владение урожаем и передает это право обществу: "И будут есть бедные народа твоего и насытятся". Вполне возможно, что земледелец, хозяин полей и виноградников, намного богаче, чем те, кто пользуются его урожаем в год шмиты. Тора стремится к тому, чтобы в этот год богатые поделились с бедными. Но Галаха не принимает во внимание экономическое положение земледельца. Принцип однозначен: "ибо Моя земля" (Ваикра, 25:23) – земля принадлежит Всевышнему, а не тем, кто ее купил. Но нет никакого сомнения в том, что Тора стремится к тому, чтобы в народе была круговая ответственность: как земледелец обязан позаботиться о бедных, так и потребители сельскохозяйственной продукции обязаны подумать о том, кто ее вырастил. Ответственность за соблюдение заповедей лежит на всех нас. А значит, тот, кто стремится исполнить заповедь о шмите наилучшим образом, не должен ограничиваться только личным исполнением всех законов шмиты. Ему следует подумать и о земледельце, потому что именно на земледельца возложено основное бремя исполнения этой великой заповеди. Только если мы поможем ему в этом, мы исполним заповедь шмиты как должно. И наоборот – если мы приведем к тому, что он, не выдержав экономических трудностей, станет обрабатывать землю, на нас также будет вина.

Таким образом, для исполнения заповеди шмиты необходимо принимать во внимание не только личные, но и общественные интересы. Этот взгляд имеет немало практических аспектов. Например, какую продукцию лучше покупать в год Шмиты: импортную – или ту, что принадлежит бейт-дину и обладает святостью седьмого года (оцар бейт-дин) либо выращена в "подвесных огородах", оторванных от зeмли, в теплицах (маца менутак)?

Тот, кто смотрит на эту проблему только со своей личной точки зрения, конечно же, скажет, что лучше и проще покупать импортные овощи и фрукты, но на этот вопрос можно взглянуть и иначе. Стоит подумать, правильно ли соблюдает заповедь шмиты тот, кто своими собственными руками принуждает земледельца обрабатывать землю в этот год без оцар бейт-дин и без маца менутак? У земледельца не остается другого выхода, потому что рынок не заинтересован в его продукции, отвечающей требованиям законов шмиты. А те, кто предпочитают арабскую продукцию, считают, возможно, что этим они заботятся о наилучшем соблюдении шмиты, но не отдают себе отчет в том, что тем самым забирают заработок у евреев и отдают его арабам, что само по себе – немалый грех.

Кроме того, мы обязаны позаботиться и о том, чтобы земли Эрец Исраэль не обрабатывались в седьмой год даже руками арабов. НАЦИВ (рав Нафтали-Цви Йеуда Берлин из Воложина) в своем комментарии к Торе ("Эмек Давар" на книгу Ваикра) пишет, что благое дело – выкупать земли Эрец Исраэль у арабов, потому что они не соблюдают шмиту, и передавать их в еврейские руки, чтобы на этих землях соблюдались законы шмиты. Потребитель считает, что он заботится о наилучшем исполнении заповеди шмиты, не замечая, что тем самым он вынуждает других нарушать законы Торы.

Круговая ответственность здесь касается не только исполнения заповеди, но и всего нашего существования в целом. Государство Израиль осаждено врагами со всех сторон. Каждому из нас угрожает опасность. Поселения, расположенные в пограничных зонах, защищают жителей Центра страны. Каждый, кому важно, чтобы жители пограничных зон продолжали обеспечивать заселение нашей страны с севера на юг и с запада на восток, обязан предоставлять им средства к существованию. Таким образом, мы исполняем сразу две заповеди: заповедь заселения Эрец Исраэль и заповедь "и живи ими" – т.е. заповеди даны для того, чтобы жить ими, а не пропадать из-за них… И поскольку невозможно бросить на произвол судьбы поселения приграничных районов в течение всего года шмиты, все общество обязано предоставить им заработки весь этот год.

Есть прекрасный способ, который позволит наилучшим образом исполнить заповеди шмиты как земледельцу, так и потребителю. Это использование продукции из оцар бейт-дин, когда производитель передает свою продукцию бейт-дину – раввинскому суду, а тот поставляет ее городскому потребителю, а городской потребитель, в свою очередь, старается использовать именно такую продукцию, обеспечивая земледельцу причитающийся ему заработок. Земледелец не должен жить беднее, чем городской житель. Так мы следуем воле Торы, исполняя заповедь шмиты по всем правилам и в то же время не забывая, что все мы в ответе друг за друга.

Разница между личным и национальным подходом

Как следует поступать тому, кто хочет исполнить заповедь шмиты наилучшим образом? Следует ли ему предпочесть импортную или арабскую продукцию, или же лучше положиться на мнение Рамбама и рава Кука, которые допускают "послабления" в соблюдении шмиты, как например, "разрешение продажи земель" (этер мехира?)1.

В ответе на этот вопрос заключается разница между личным и общественным подходом. С точки зрения общественного, государственного подхода, "украшение заповеди" состоит именно в том, чтобы положиться на мнение галахических авторитетов, допускающих "поблажки", и поддержать еврейских земледельцев, которые соблюдают законы шмиты. Об этом сказали наши Мудрецы: "Невежда не может быть праведником". Для того, чтобы быть истинным праведником, необходимы глубокие и всесторонние знания Галахи, которые дают возможность правильно оценить последствия своих действий, как сказали наши Мудрецы: "Всегда взвешивай заслугу за исполнение заповеди с ущербом от ее нарушения", то есть необходимо заранее предвидеть, к каким результатам приведет исполнение той или иной заповеди, чтобы решить, как исполнить ее наилучшим образом.

Настоящий праведник, желая "украсить" исполнение заповеди, принимает во внимание не только свои личные интересы, но и интересы ближнего. "Разрешение на продажу земель" целиком основано на национальном, государственном подходе. Возможно, отдельно взятый земледелец найдет для себя решение проблем, связанных со шмитой. Но на сегодняшний день не существует полномасштабного решения проблем седьмого года для всех сельскохозяйственных поселений. Борьба за землю очень остра в наши дни. Каждый гектар сельскохозяйственных угодий, который оставлен евреями, может перейти в арабские руки. Продажа земель в год шмиты не позволяет арабам завладеть этими землями в последующие годы. Кроме того, мы не можем на сегодняшний день остановить экспорт сельскохозяйственной продукции.

Заключение

Правила Шмиты очень сложны, и их соблюдение требует большой богобоязненности, потому что здесь необходимо принимать во внимание многие факторы. Иногда кажется, что галахические законы шмиты противоречат друг другу. Например, при выращивании одних видов сельскохозяйственной продукции можно обойтись без этер мехира (разрешение на временную продажу земель), тогда как в выращивании других видов это невозможно. Проблемы шмиты касаются как производителей, так и потребителей. И сельский земледелец, и городской потребитель должны учитывать сложности соблюдения седьмого года. Везде, где только возможно, нужно стараться соблюдать законы шмиты без поблажек. Но там, где это не представляется возможным, следует полагаться на послабления, допускаемые крупнейшими галахическими авторитетами последних поколений. Именно это сочетание позволит нам продвигаться все выше и выше, и прийти к тому времени, когда весь наш народ будет жить на своей земле и Суббота земли будет соблюдаться во всей ее полноте.

Примечание

1 Этер мехира – галахическое решение проблемы шмиты в Эрец-Исраэль, заключается в том, что сельскохозяйственные земли символически продаются неевреям на период года шмиты. Это решение было принято как ответ на неразрешимую галахическую проблему, с которой столкнулись еврейские земледельцы на заре сельскохозяйственного возрождения Земли Израиля в конце 19-го века. Развивающееся сельское хозяйство не позволяло прекращать работу на целый год. Земледельцы обратились к раввинам с просьбой найти решение. Перед годом шмиты 1889 группа раввинов разрешила продавать землю местным арабам на год, чтобы фермы не разорились и люди не умерли с голоду. Кроме того, необходимость соблюдать шмиту отталкивала от сельского хозяйства новых поселенцев.

В том же году между раввинами разгорелся жаркий спор о том, можно ли использовать подобный компромисс. Среди тех, кто дал разрешение на продажу земель, были рав Шмуэль Могилевер, рав Йегошуа Трунк и рав Шмуэль Кальпфиш. Их поддержал знаменитый рав Ицхак-Эльханан Спектор из Каунаса и группа раввинов из движения "Хибат Цион". Против выступали ашкеназские раввины Иерусалима – рав Й.-Л. Дискин и рав Шмуэль Салант, а также НАЦИВ из Воложина. Они утверждали, что следует соблюдать законы шмиты во всей полноте и не работать на земле вообще, и что именно в этом заключается уникальная возможность и обязанность земледельцев "Старого Ишува". НАЦИВ (рав Н.Ц.-Й. Берлин) приводил еще один аргумент против этер-мехира: по его мнению, продажа земли арабам является нарушением заповеди Торы "ло тиханем" – запрета предоставлять другим народам Землю Израиля в постоянное пользование, в то время как сама заповедь шмиты, по его мнению, имеет в наши дни статус "заповеди от мудрецов". Тем не менее, через семь лет, в 1896 году, многие раввины согласились на этер мехира, убедившись, что иначе еврейским сельскохозяйственным поселениям не выжить.

После восхождения в Землю Израиля разрешение этер-мехира поддержал рав Авраам-Ицхак Кук – раввин Яффо и Тель-Авива, а затем – главный раввин Эрец Исраэль. Выступая против подобного решения идеологически, он признавал, однако, что в сложившейся ситуации только подобное решение способно укрепить еврейскую поселенческую деятельность в Святой Земле. Его постоянным и последовательным оппонентом в этом вопросе был Хазон Иш, не допускавший этер-мехира ни под каким предлогом.

В последние десятилетия все больше религиозных сельскохозяйственных поселений используют иную опцию – оцар бейт-дин, когда раввинский суд выкупает у земледельцев продукцию и перераспределяет ее по себестоимости. В этом случае вся продукция сохраняет святость седьмого года и требует соответствующего с собой обращения. Плоды седьмого года нельзя выбрасывать, портить, использовать в коммерческих целях и т.д. Накануне шмиты 5768 годы более ста тысяч семей в Израиле собираются поддержать фонды оцар бейт-дин и покупать у них все овощи и фрукты.

Перевела с иврита Хана Ар-Шалом
Редакция и комментарий – Элиезер (Макс) Лесовой