Вы задавались вопросом, в какой цивилизации мы живём и откуда она появилась на свет? Где мы, откуда вышли и куда идём? Идея.
1962 год. Париж, Лувр. Никита Сергеевич Хрущев. Говорит, растерянно оглядываясь по сторонам: "Идея…". Тут же помощники зашуршали блокнотами: "Какая идея, Никита Сергеевич? Повторите, пожалуйста".
"И де я…?!"
Современная западная цивилизация, частью которой мы себя ощущаем, выросла на почве цивилизации греко-римской. Это всем известно. Но не менее известно и то, что семена, из которых она выросла, были семена цивилизации иудейской. Попав на столь далёкую от родной почву, иудейские семена дали плоды, на первый взгляд, на еврейство совсем непохожие. Но это только на первый взгляд.
Разбирая по полочкам всё, что характеризует западную цивилизацию, мы довольно легко можем проследить, что кроме несомненной связи с Грецией, не меньше связана она и с Иудеей.
Возьмём, к примеру, общественно-политическое устройство современного мира. Такие важнейшие его основы, как власть и демократия, – это, несомненно, понятия греческие. С другой стороны, понятия не менее важные: "равенство перед законом", "справедливость", "милосердие" – это понятия еврейские.
Однако перенесёмся к тому моменту, когда две эти цивилизации вступают в своё великое противоборство. Начало второго века до новой эры.
К тому времени очень широкое географическое пространство, от Карфагена на западе до Индии на востоке, существовало в рамках унифицированных стандартов греческой культуры. На всём этом огромном пространстве присутствовал единый архитектурный стиль, единые эстетические вкусы и единый язык.
Еврейская автономия была чрезвычайно мала по своим размерам и возможностям. На первом этапе соприкосновения культур возникла и постепенно усиливалась тенденция к включению Иудеи в существующий культурный ландшафт, что поначалу не выглядело слишком драматично.
Но за стилем и модой стоит иная культура, базирующаяся на другом мировоззрении. Поскольку внешние признаки еврейской самобытности были подавлены господствующей культурой, то неизбежно возрастала тенденция к ассимиляции.
Нет сомнений, что время завоеваний Александра Македонского было настоящим пиком развития этой культуры. Иудаизму пришлось противостоять греческой культуре, когда она была в зените своего великолепия.
Фактическая сторона событий довольно проста. Жизнь иудеев в рамках эллинистических государств продолжалась довольно долго, без большой разницы, что это было за государство: Сирия или Египет. Процесс сближения с греческой культурой шёл хоть и медленно, но верно. Коррупция среди священников, стремившихся к политической власти, ключи от которой были в руках греческих правителей, привела к опасному приближению еврейской культуры к культуре греческой. Создалась ситуация, когда священники, покупающие своё священство, не только занимались одновременно политикой и служением в Храме, но и стали самыми ревностными носителями эллинистической культуры среди евреев.
К моменту правления Антиоха Епифана процесс эллинизации дошёл до того, что прямо на Храмовой горе были построены стадион и гимнасий, где обнажённые (как известно, у греков было принято заниматься спортом обнажёнными) священники состязались в силе и ловкости сразу после Храмового служения.
Процесс эллинизации затронул и довольно широкие круги зажиточной части населения, в основном городского. Способствовало этому и возникновение греческих полисов (городов, построенных по греческим стандартам и в полной мере представляющих эллинистическую культуру) на территории Земли Израиля, население которых было в основном нееврейским.
Тем не менее, большая часть населения Иудеи, во главе с мудрецами, хранила верность еврейским Законам и обычаям и держалась подальше как от самих греков, так и от своих просвещённых эллинизированных собратьев.
И тут настаёт черёд знаменитого царя Антиоха IV. После ряда внешнеполитических провалов этот энергичный властитель решает, по совету своих иудейских ставленников, навести порядок, что называется, у себя дома, в Иудее.
Нужно себе представлять, что во всём огромном эллинистическом мире культурного единообразия существовал всего один малюсенький островок, в корне отличающийся от этого мира. Только одна маленькая Иудея решительно отвергала идолопоклонство.
Отрицание идолопоклонства – это не только идея, это не только отказ поклоняться языческим идолам: Зевсу, Венере и т.д. Это, на самом деле, отрицание всех культурных достижений, на идолопоклонстве основанных. Всего того, что составляло гордость эллинизма: скульптуры, театра, мифологии, спорта, философии. Всё это упрямые иудеи не хотели принимать.
Не потому, что у них другие обычаи предков – а потому, что они по-другому смотрят на мир. То, что греки воспринимают как воплощение красоты и гармонии, для евреев – символ гнусности и разврата.
В общем, с точки зрения Антиоха IV, всё это нужно было немедленно исправить. Были опубликованы знаменитые Антиоховы декреты. Началась повсеместная борьба с реакционным иудаизмом, с еврейскими заповедями и обычаями. Греческие отряды, при поддержке коллаборационистов из среды эллинизированных, начали воплощать в жизнь мудрые указания царя, понемногу продвигаясь от городов к периферии. Ни о каком сколько-нибудь значимом сопротивлении речь не шла, пока греки не дошли до Модиина и не заставили местных старейшин принести жертвоприношение идолу.
Совершенно естественно, что после столетий иностранного владычества есть большие колебания – переждать тяжёлые времена, или всё-таки перейти к прямому столкновению с центральной властью. И только беспрецедентное насилие властей, которое доходит буквально до порога дома Хашмонаев, зажигает огонь восстания.
Борьба была чрезвычайно тяжёлой и продолжалась более тридцати лет. Мы знаем, что почти все сыновья священника Мататиягу погибли в сражениях. Мы знаем и то, что в конце концов иудеи победили, Храм был очищен от язычества, служба в нём была возобновлена, и Иудея получила независимость.
Но самое главное всё-таки было в самом начале, когда горстка иудеев, вооружённых лишь своей верой, поднялась за Мататиягу на клич "Кто за Всевышнего – ко мне"!
У противостояния этого было огромное влияние на историю всего человечества.
Борьба между двумя этими культурами была отражением глубокого различия их сущности. Острота её была не только и не столько в том, что она вылилась в военное противостояние во время Хашмонайского восстания и завершилась победой Маккавеев.
Ну что такое одно локальное восстание? Какой-то сумасшедший спустился с гор и убил слона. Ну и что? Что, в империи слонов мало?
Речь идёт о принципиальном духовном противостоянии. Сами мотивы поведения иудеев, их ценности, были абсолютно чужды и непонятны для просвещённого языческого мира. Но именно в силу своей непонятности они стали той навязчивой идеей, над которой ломали головы мыслители всех последующих поколений. И здесь очень важен тот факт, что эти странные дикие иудеи победили. В противном случае от них можно было бы отмахнутся, забыть.
Восстание Хашмонаев создаёт во всём мире опаснейший для эллинистического мира прецедент: вера в истину и в справедливость может победить силу. Прецедент, который послужит основой коренного изменения мира и строительством мира, построенного на других, более моральных принципах.
Еврейскую идею, как оказалось, невозможно поглотить, сломать, превратить во что-то, что соответствовало бы общему стандарту. Она же, в свою очередь, чрезвычайно медленно, но раздробляла эллинизм изнутри, показав, что, на самом деле, за всем великолепием его фасада, ничего не стоит.
Более или менее осязаемыми стали эти процессы через двести-триста лет в культурной наследнице Греции – Римской империи. Немало знатных римлян принимало иудейскую веру, ещё больше испытывали глубокое уважение к иудейской духовности. Едко выразился по этому поводу известный римский мыслитель Сенека, сказав, что "Рим провонялся субботними свечами". Духовная пустота, к которой вела дорога греко-римской цивилизации, ощущалась всё острее. В конечном итоге, принятие христианства закрыло последнюю страницу в истории великой греческой цивилизации.
Дело было сделано. Восстание, начатое Маккавеями, одержало очередную победу. Ранние христиане, кстати, очень остро чувствовали духовную связь с еврейским восстанием против греков. Неслучайно книги Маккавеев, которые, по всей видимости, были хрониками Хашмонейских царей, были канонизированы Церковью как священные тексты.
В мире духовном не количество играет роль, а сила, сосредоточенная в идее. Хотя еврейство того времени было слабым, разрозненным и жалким, но было в его главной идее, в его обращении к человечеству, что-то до такой степени иное и возвышенное, что даже величайшая культура не смогла, в конечном итоге, перед ним устоять.
Идея
То, что родилось в результате противоборства и взаимодействия греческой и иудейской цивилизаций, не так просто определить. Этот ребёнок очень долго находился в младенчестве. По-настоящему, его черты начинают вырисовываться только в последние двести – триста лет. Причём проступают черты обоих родителей. С одной стороны, взлёт науки, технических достижений, философия потребления, массовая культура, расцвет демократии – это усиление греческого начала.
С другой, бродит по Европе уже больше двухсот лет призрак, имеющий отчётливые еврейские черты. Речь идёт о свободе, равенстве и братстве, идеe исправления мира, о справедливости.
Между тем, маленькая Иудея опять приковывает к себе глаза всего мира. И опять просвещённым и сытым европейцам непонятно, чего эти иудеи хотят. И опять новые еврейские поклонники эллинизма делают свою страну достойной носительницей мировой культуры….
Что-то из этого выйдет ….
И де я?
Антиох !V
Матитьягу