Евреи, не дождавшись Моше, который должен был спуститься с горы Синай, сделали золотого тельца. Изготовление идола явилось результатом неверного восприятия раскрытия Б-жественной воли при переходе через море, когда расступились не только воды, но и небеса. Намек на это можно найти в Мидраш Раба: "Служанка на море видела то, что не видел Йехезкель бен Бузи (пророк, угнанный в вавилонский плен, видевший образ Б-жественной воли)". Мидраш дает нам понять, что еврейский народ в момент перехода через море не был еще полностью свободным, и следовательно, его восприятие не могло быть абсолютно верным, ибо только свободный человек способен правильно воспринимать как окружающую действительность, так и волю Вс-вышнего. В свободе таится главное подобие Тв-рцу, и понять другого может только подобный ему. Народ был похож на служанку, т.е. его восприятие не было подобно восприятию свободного человека. Недаром именно в этот момент ангелы обратились ко Вс-вышнему и сказали: "Почему Ты евреев спасаешь, а египтян собираешься утопить? Как эти, так и эти – идолопоклонники". Неверное восприятие идей, раскрывающих глобальное единство Вс-вышнего, неверное восприятие Его имен иобразов, указывающих на принципы управления миром, которые сообщаются пророкам, – все это идолопоклонство. Потому что человек в этом случае вступает в диалог не с единым и единственным Б-гом, а (не дай Б-г) с кем-то другим! Раскрытие всегда требует от пророка умения воспринять правильно те образы, при помощи которых с ним говорит Тв-рец. Чем возвышеннее образы, тем легче ошибиться и (не дай Б-г) совершитьпреступление, которое называется "идолопоклонство". Поэтому, когда четверо мудрецов периода восстания Бар Кохбы: Рабби Акива, Бен Азай, Бен Зома и Элиша бен Авуйя – для того, чтобы понять те страшные беды, которые выпали на долю еврейского народа, и пробудить Машиаха, стремятся проникнуть в глубочайшие тайны Торы, проникнуть в миры, где присутствуют только абстрактные образы, их учитель Рабби Акива предупреждает, что чем выше миры, тем тоньше различия между противоположными субстанциями, и когда они приблизятся ко дворцу, то, пораженные его красотой, они могут подумать, что он сделан из воды. Но это не так! Дворец – из мрамора, и не дай Б-г ошибиться. Элиша бен Авуйя, уже войдя во дворец и приблизившись к моменту раскрытия Б-жественной воли, увидел, что на Престоле сидит раб (ангел высочайшего уровня, исполняющий волю Вс-вышнего точнее и быстрее, чем любой другой ангел, а потому характеристика "раб" применима к нему в большей степени, чем к любому другому, несмотря на то, что любой ангел всем своим существом исполняет волю Тв-рца). Элиша бен Авуйя не сумел разглядеть, как через раба раскрывается воля его Господина, подобно свету, проходящему через прозрачный сосуд. "Может быть, наверху две власти?" – подумал он и оставил служение Вс-вышнему и исполнение заповедей. После этого события его стали называть Ахер ("Другой"). Получается, что он был не тем великим мудрецом, каким казался, а потому и увидел "другого бога".
Спрашивают мудрецы: "Почему Элиша бен Авуйя ошибся?" И отвечают: "Потому что, когда он выходил из бейт мидраша, у него из-за пазухи сыпались книги греческих философов. Беда не в том, что Элиша бен Авуйя изучал греческую философию (с которой были знакомы все мудрецы Торы), беда в том, что эти книги сыпались у него из-за пазухи, т.е. проникли в самую душу.