208perekrestki

По ком плачет свиток Плачей

August 5, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

9 Ава 5559 года (1799) – предположительно

Когда победоносный император Наполеон Бонапарт оказался в Риме во время 9 Ава, его очень удивило зрелище скорбящих евреев.
Обладая природной любознательностью, он послал адъютанта узнать, о чем они плачут.
– Они скорбят о разрушении Храма, Ваше Величество.
– Кто и когда его разрушил?
– Император Рима Веспасиан, 1800 лет тому назад, – отчеканил запыхавшийся адъютант.
– Если народ способен помнить свой Храм и плакать о нем две тысячи лет, он сможет его построить, – произнес император для следовавшего за ним хронографа.

Однако связь Девятого Ава именно с построением Храма в еврейской традиции выходит за рамки довольно банального и малодостоверного рассуждения Наполеона. Записано нашими мудрецами, что в будущем именно Девятое Ава станет самым большим праздником. От пророка известно нам также и то, что день Девятого Ава не всегда будет траурной датой: Так сказал Г-сподь Воинств: пост четвертого [месяца], и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будут для дома Иеуды радостью и весельем, и праздниками хорошими… (Зхарья, 8:19)

Но почему и самые положительные, и самые отрицательные события еврейской истории должны происходить в один и тот же день?

Ответ может быть дан на разных уровнях.

Говоря по-простому, нужно сказать, что бедствия не случайны, значит – у них есть причина. И мы эту причину можем найти и исправить. Полное же исправление, в еврейском понимании, – это не только аннулирование отрицательного потенциала, но и превращение его в положительный. А потому необходимо, чтобы в тот же день, в который Храм был разрушен, произошло и его восстановление.

– Значит, все дело в том, чтобы найти ошибку, понять ее и исправить?
– Да, только в этом. Но вот уже три с лишним тысячи лет наш народ над последствиями этой ошибки плачет….

Попробуем все-таки проследить, откуда же все началось.

9 Ава 2449 года

Собственно говоря, изначально день этот, Девятое Ава, должен был стать праздником. Днем, когда разведчики вернулись с плодами Земли Израиля, когда народ Израиля должен был развернуть флаги и двинуться в дарованную Всевышним Землю…

День же этот вписан в нашу историю как день напрасного плача, плача без причины.

Тогда, на границе Кнаанской земли, народу еврейскому казалось, что причины плакать есть, и самые серьезные. Народ там большой, не чета нашему, города огромные, крепости до небес. Ну и великаны, опять же – кто против них попрет. Сверхдержавы, мировое общественное мнение, арабов – миллиард, а нас – 13 миллионов, факты, нужно быть реалистами… Какой знакомый ассоциативный ряд! Что же делать? Нет, не так. Более истерически: "Чт-о же де-е-ла-а-ть?!!". Один мой знакомый на подобные вопросы так и отвечал: "Плакать". Но мы ведь уже плакали. Вариант этот испробован…

В результате мы получили 9-е Ава – день плача на многие поколения. Причем причины плакать в дальнейшем были уже куда более реальные: приговор плакавшему поколению, разрушение Первого Храма и вавилонское изгнание, разрушение Второго Храма, падение Бейтара, поражение восстания Бар Кохбы и начало двухтысячелетнего страшного изгнания. Если этого мало, то есть и продолжение, как будто под копирку написанное. Бедствия, одно другого страшнее, продолжают обрушиваться на наш народ, выпадая на этот страшный день. Изгнание из Англии. Изгнание из Франции. И, наконец, самое великое из всех: изгнание из Испании. Гибель крупнейшей, богатейшей, древнейшей, образованнейшей еврейской общины…

Есть продолжение у этого списка и в самой современной истории.

9 Ава 5674 года (2 августа 1914)

1-го августа 1914 года мировая история делает крутой поворот: начинается Первая мировая война.
– Позвольте, – скажете вы, – а что, в 20 веке ничего более страшного для еврейского народа не было?!
Ответ: конечно, было.

Катастрофа европейского еврейства, духовная катастрофа еврейства русского. И наконец, общая, во всем мире, тенденция к отрыву от традиции, секуляризация, ассимиляция, и… исчезновению евреев. Бедствия масштаба, которого еврейская история не знала – и все это за какие-то полвека. Конечно, корни того, что произошло с еврейским народом в прошлом столетии, можно увидеть и в более поздних, и в более ранних событиях.

Но прочерчивая линии, которые привели к этим совершенно разным (и совершенно беспрецедентным) катастрофам, мы увидим, что сходятся эти события в одной точке – 9 Ава (2 августа) 1914 года.

Начнем с самого страшного – фашизма. Национал-социализм просто не мог возникнуть в довоенной Германии. При всем традиционном немецком антисемитизме нужно было унижение Версальского мира и революционный разброд, экономический кризис, вызванный отчасти огромными репарациями, которые Германия выплачивала победителям, – чтобы родилось чудовище Гитлера, чтобы он смог прийти к власти. Да и сам он как личность, со всеми его комплексами, с ненавистью и страхом перед евреями, сформировался на Первой мировой войне.

С Россией – все не менее однозначно. У катастрофы, постигшей российское еврейство, были две основные причины: первая – большевики1, вторая – разрушение общин, еврейской инфраструктуры2.
Обе причины возвращают нас к узловой дате: 9 Ава (2 августа) 1914 года.

Однако самый значительный сюрприз ожидает нас при анализе следующего, гораздо менее яркого следствия этой войны. Англия завоевывает Палестину.

У всякого, кто хоть немного знаком с историей сионизма, этот факт вызывает однозначную ассоциацию: декларация Бальфура. Та самая, в которой заявлялось о намерении правительства Ее Величества предоставить еврейскому народу возможность создания здесь своего национального очага. Это – начало линии, которая приведет всего через 30 лет к провозглашению государства Израиль. Того, что в современных молитвенниках называется трепетно "началом расцвета нашего Избавления". Не больше и не меньше.

Если же продолжать эту линию в обратную сторону, то выведет она нас ко все той же точке – 9 Ава (2 августа) 1914 года.

Три дороги, как в древних сказках: куда пожалуете, господин еврей?

Вот на этой дороге – указатель к свободе, равенству и братству, но проходит она через отказ от всего, чем ты дышишь, еврей. Ты должен забыть еврейский язык, сменить еврейское имя, проклясть еврейскую страну.

А вот эта дорога самая ухоженная, высший европейский стандарт, вокруг – сплошная культура. Живи, еврей, и наслаждайся, трудись на благо просвещенной Европы. Только ведет эта дорога в крематорий.

А вот еще одна дорожка, совсем на вид невзрачная, куда ей против двух первых. Пыльная такая дорога в заброшенную Палестину, к арабам, туркам, малярии и еще Бог весть к чему…

Выбирай….То, что тысячи лет было только теоретической возможностью, в наше время становится реальным выбором.

Войти в землю или отказаться от нее.

Примечания:
1Если бы не война, то большевики продолжали бы остАваться маленькой радикальной группировкой, у которой никакого влияния на судьбы огромной России не было. Приход их к власти стал возможен потому, что только они пообещали "мир народам", которые очень устали от трех лет войны.