Тайна месяца Ав: желание стать Отцом

Тайна месяца Ав: желание стать Отцом

August 3, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments
Cлово «АВ» используется 1) в прямом смысле – как «отец, предок, праотец», 2) в переносном – «руководитель, глава», 3) в ещё более переносном – как «источник, корень».
Ав – единственный месяц еврейского календаря, название которого всем понятно. Все остальные носят названия вавилонского происхождения, и их простой смысл вообще не очень ясен, что оставляет место для многочисленных толкований и гипотез.

Ав – другое дело. Казалось бы, все понятно – «отец».
Но почему так? У евреев, правда, есть четыре, чтоб не сглазить, новых года, но ни один из них на месяц Ав не выпадает. Значит, речь идёт о понятиях более тонких. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на слово АВ повнимательнее.

Основа основ

Первое слово в словаре, да ещё образованное первыми двумя буквами алфавита, несомненно, внимания заслуживает.
Слово это применяется чрезвычайно широко.
Приведем лишь наиболее употребительные устойчивые выражения со словом «АВ»:

Мы видим, что слово «АВ» используется

1) в прямом смысле – как «отец, предок, праотец»,
2) в переносном – «руководитель, глава»,
3) в ещё более переносном – как «источник, корень».

Мы сможем очень хорошо понять смысл этого слова, если вспомним символику букв «алеф» и «бет». Творец и Творение. Отец и сын. Понятие отец абсолютно неразрывно связано с понятием сын.

Поэтому необходимо (хотя и недостаточно):
чтобы в слове, имеющем значение «отец, предок, праотец, руководитель, глава, источник, корень» – на первом месте был бы «алеф», символ Творца.
Но точно так же необходимо, чтобы на втором месте стоял «бет» – символ Творения.

Потому что пока нет Творения, хотя бы в проекте, как мы можем говорить о Творце?

С чего начинается Творение

С чего начинается Творение? С действия? С того момента, когда "и стало так"?
Или, может быть, с произнесенного "Да будет свет"?

Где та граница, после которой мы уже можем называть Творца Творцом,
а отца – отцом?

В смысловой палитре корня «АВ» есть ещё одно неожиданное значение.
Единственный глагол «АВА» обозначает не «стать отцом», как это можно было предположить, а «желать, хотеть» (*2) – (*3) « אבה, לאבות»
Вот это-то и называется началом – желание.

Мужчина может стать отцом с того момента, когда у него появляется желание стать отцом. Именно это желание, а не двусмысленное, как у Райкина: «Не люблю детей, но люблю сам процесс».
«Пардон, – скажете вы, – но даже ребёнок знает, что … ну, что не только в желании дело». Так ведь и мы не о столь банальных вещах говорим.
Не каждый донор генетического материала может называться отцом.
Как раз сейчас наука чётко различает между отцом биологическим, отцом физиологическим и просто отцом, настоящим.
Отличает последнего – желание отцом стать.
Мало того, чтобы носить гордое звание отца, нужно продолжать хотеть быть отцом. В том смысле, что есть возможность от этого почетного звания отказаться…

Вывод: быть отцом – дело добровольное, то есть производное воли, желания.

Значит, вначале – все-таки желание.
Как известно, Тора (*4) начинает свой рассказ о Творении с фразы "Вначале сотворил Всесильный небо и землю". Здесь начало – действие, Творение.
Великая каббалистическая книга «Зоар» говорит о том, что предшествовало Творению неба и земли: «Вначале – желание Царя…»
После того, что мы выучили про слово АВ, это начало кажется более понятным

«Ну, а что же с месяцем Ав?» – нетерпеливо спрашивает читатель. Еще немного, и мы дойдем и до него.
Но пока два слова про следующий месяц еврейского календаря – Элул. Элул – финиш нашего года. И одновременно – подготовка к новому старту в Рош а-Шана, который наступает в последний день Элула. Значение кореня слова Элул – причина.
Что мы получим в следующем году, напрямую зависит от итогов этого. А итоги подводятся в Элуле. Так что Элул – последняя возможность итоги года подправить. Называется он поэтому в еврейской литературе месяцем Тшувы (возвращения).
Но от чего зависит причина? Что заставляет нас действовать в месяце Элул, исправлять, возвращаться?
То, что движет всем. Желание.
А рождается желание, как вы уже догадались, в месяце Ав.
Как, почему?
Не знаю, как у вас, а у меня лично после дня плача Девятого Ава, после трех недель траура, которые были до этого, рождается устойчивое желание, чтобы всё это больше не повторять. Чтобы в последний раз. Тем более, что возможность такая есть. Главное – желание.

Примечания

1) Для читателя, незнакомого с символикой еврейских букв, приведу два отрывка из недописанной пока книги про Алеф-бет.
"АЛЕФ. – Начало?- Нет. Даже не начало. Начало – это БЕТ: с неё начинается Тора, это – первая буква Творения и его символ. Но о БЕТ будет разговор отдельный.
– А что же такое АЛЕФ? – Это то, что стоит за началом.
– А что стоит за началом?- Конечно,Творец. Единый. Единство.Самая главная еврейская идея, главный еврейский секрет.
"БЕТ – Порядковый номер и числовое значение у «бет» – 2.
Двойственность, множественность, противоположность единству; в еврейской философии символизирует мир, Творцом созданный. Довольно логично: раз Он мир создал, то есть от Себя отделил, то теперь вместо единственного Творца есть ещё что-то — второе. Второе представляет собой дом. Наш мир – это дом, баит".

2) Вот два примера из Торы, показывающих смысл этого слова:
ויאמר אליו העבד אולי לא תאבה האשה ללכת אחרי אל הארץ הזאת

И СКАЗАЛ ЕМУ РАБ: "МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ЗАХОЧЕТ ЖЕНЩИНА ИДТИ ЗА МНОЙ В ЭТУ СТРАНУ (Берейшит 24).

ויחזק ה’ את לב פרעה ולא אבה לשלחם:

НО ОЖЕСТОЧИЛ БОГ СЕРДЦЕ ФАРАОНА, И НЕ ПОЖЕЛАЛ ОН ОТПУСТИТЬ ИХ (шмот 5 – 27)

3) Дочерние корни, связанные с отцовским корнем по смыслу:

4) Тора – книга общедоступная. Она переведена уже почти две с половиной тысячи лет назад на греческий, а с него – и на все остальные языки мира. А потому и говорит на самом поверхностном своем уровне о вещах очевидных. "Зоар" же изначально книга тайного учения и на самом поверхностном своем уровне – это тоже тайна.