Недельная глава Ваигаш: Вынесите мои кости отсюда
No Comments
December 14, 2002
рав Зеев Мешков
Раввин, преподаватель, переводчик. В Израиле-с 1989 года (после 10 лет отказа). Четыре года вёл передачу "Традиция" на радиостанции РЭКА. В 2002-2005 гг. возглавлял учебную часть "Мидраши Ционит" в Киеве. Работает над комментариями к книгам пророков.
Раввин, преподаватель, переводчик. В Израиле-с 1989 года (после 10 лет отказа). Четыре года вёл передачу "Традиция" на радиостанции РЭКА. В 2002-2005 гг. возглавлял учебную часть "Мидраши Ционит" в Киеве. Работает над комментариями к книгам пророков.
Земля Израиля - земля, где Б-г близок к человеку. Только здесь у евреев есть сила истребить идолопоклонство, построить свое государство и поставить царя "из братьев твоих". Зачем же Йосеф так настойчиво уговаривает братьев оставить пределы Земли Кнаан и спуститься в Египет? Ведь он мог бы посылать им зерно и плоды, чтобы поддержать во время голода, и никто бы не посмел бы ему препятствовать. Страна, где не знают Б-га и унижают человека, где процветают ложь, лицемерие, колдовство и разврат, где ты должен подчиниться чужим обычаям, - это ли место для праведников, воспитывающих своих детей, от которых должен произойти великий народ?!
Б-жественный план
Йосеф стремился претворить в жизнь свои сны: как во сне снопы братьев склонились перед его снопом, так и братья должны были признать, что благословение - особое наследие семьи Авраама - связано прежде всего с ним. Как Аврааму было сказано "и благословятся тобой все народы земли", так и Йосеф был благословением для всех, кто встречался на его пути. Как Ицхаку Всевышний дал в голодные годы стократный урожай, так и земля египетская, отданная Йосефу во владение, наполнилась хлебом. Как сон Яакова был пророческим, так и сны Йосефа - сама истина. Йосеф - праведник, и его действия продиктованы не самолюбием и не местью - он считает себя обязанным быть соучастником претворения в жизнь Б-жественного плана. Ведь Всевышний хочет, чтобы еврейский народ сформировался и размножился в изгнании, и лишь затем пришел бы на Святую Землю, как было предсказано Аврааму: "Знай, что пришельцами будет потомство твое в земле не своей, и будут угнетать их, и мучить четыреста лет. Но также и народ, который поработит их, судить буду Я, а затем выйдут с большим имуществом". Это постановление стало наказанием Аврааму за то, что в свое время он не смог поверить, что его потомки смогут жить в святой Земле – ибо уж слишком большие требования к человеку предъявляет она. Но почему Йосеф – великий праведник – не молится и не делает все, чтобы Небеса отменили это наказание? Ответ такой: Йосеф считал, что Б-г творит только благо, и задача человека – следовать за Его волей и стараться увидеть повсюду Его добро.
Опасения Яакова
...
Читать далее...