156

Евреи и греки: предыстория Хануки

November 30, 2002 Автор: Давид Дан - No Comments

В преддверии безудержного веселья праздника света предлагаю вспомнить историческую канву событий, которые предшествовали событиям ханукального чуда.
Господство Персии в Иудее закончилось, когда Александр Македонский одержал победу над персами и подчинил себе все подвластные им страны. В 332 г. до общепринятого летоисчисления под его властью оказалась и Иудея. Иосиф Флавий и Вавилонский Талмуд донесли до нас сведения о благожелательном отношении Александра к покоренному народу. Чудеса начались уже при первой встрече греческого полководца с делегацией евреев, которую возглавлял первосвященник Яддуа (по версии Талмуда – Шимон ѓа-Цадик): «Александр еще издали заметил толпу в белых одеждах и во главе ее священников в одеяниях из виссона, первосвященника же в гиацинтового цвета и золотом затканной ризе с чалмой на голове и золотой на ней дощечкой, где было выгравировано имя Всевышнего, и потому один выступил вперед, преклонился перед именем Б-га и первый приветствовал первосвященника».
Такое поведение Александра вызвало недоумение в среде его спутников, многие из которых уже подсчитывали барыши от разграбления Йерушалаима (Иерусалима), казавшегося им неминуемым: «Цари сирийские и все прочие были поражены поведением его и подумали, не лишился ли царь рассудка».
Указы Александра еще более озадачили его спутников: «В великой радости отпустил он народ по домам, а на следующий день вновь собрал его и предложил требовать каких угодно даров. Когда же первосвященник спросил разрешения сохранить им старые свои законы и освобождения на седьмой год от платежа податей, царь охотно согласился на это…»
После смерти Александра империя распалась, и Иудея перешла под власть Птолемеев. Правление династии не предвещало серьезных потрясений. Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод Торы для своего богатого книгохранилища. Он написал письмо первосвященнику Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 72 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинник Торы. Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, он начали свой труд. Предание добавляет, что каждый переводчик получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. Тем не менее, по окончании работы выяснилось, что все 72 перевода совершенно одинаковы. Перевод был вручен Птолемею в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи говорили по-гречески.
И все же правление этой династии было омрачено действиями Птолемея IV Филопатора. Удачливый в сражениях, этот царь предпочитал полю брани веселые пиры. После очередной победы над своим извечным соперникам в борьбе за Иудею Антиохом III он принимал поздравления от своих подданных, среди которых были евреи. Видимо, именно в это время у него возникло необоримое желание посетить загадочный город Йерушалаим. Путешествие закончилось трагедией: «Прибыв же в Иерушалаим, он принес жертву великому Б-гу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту; и когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием, и удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище
Никакие уговоры и объяснения не действовали на Птолемея. Даже чтение закона не смогло заставить отказаться его от своих планов. Казалось, ничто не сможет его остановить! Но помощь пришла. Едва Птолемей вознамерился перетупить порог Святая Святых Храма, как: «всевидящий Б-г, услышав молитву смирения [еврейского народа], поразил надмевавшегося насилием и дерзостью, сотрясая его туда и сюда, как тростник ветром, так что он, лежа недвижим на помосте и будучи расслаблен членами, не мог подать даже голоса, постигнутый праведным судом.»
Наказание не пошло Птолемею на пользу. Вернувшись в Египет, он решил отомстить евреям за пережитое унижение и «поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: кто не принесет жертв, тому не ходить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни.»

                                      Птолемей IV