233

Способ получения тхелет

February 8, 2003 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments


   В 20-м веке был заново открыт способ получения тхелет – голубого красителя, о котором говорится в Торе.

  Два раза в день, читая молитву «Шма, Исраэль», миллионы евреев произносят следующий отрывок из Торы: «И сказал Г-сподь Моше, говоря: «Обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти (цицит) на краях одежды во всех поколениях своих и вплетали в каждую кисть на тех полях голубую нить (птиль тхелет), и будут у вас кисти, посмотрев на которые, вы станете вспоминать все заповеди Г-спода и выполнять их…» (Бемидбар 15:37).

 Наверное, почти все видели, что такое цицит – кисти на краях четырехугольной одежды. Пример такой одежды – талит, который надевают мужчины во время молитвы. Мы привыкли к тому, что все нити в кистях – белого цвета. Где же та голубая нить, о которой говорит Тора?

 Итак, обратимся к истории голубой нити… Мудрецы неоднократно подчеркивали важность заповеди тхелет. Сказал рабби Меир: «Тот, кто выполняет заповедь о цицит, как будто приветствует Шхину , ибо тхелет напоминает море, а море напоминает небо, небо же напоминает Престол Всевышнего» (Сифре).

 Мидраш пишет: «Почему Тора повелела нам носить тхелет? Так как тхелет напоминает сапфир, а из сапфира были сделаны скрижали. Отсюда учим мы, что пока сыны Израиля смотрят на тхелет, они помнят о том, что написано на скрижалях, и выполняют эти заповеди, как написано – посмотришь и вспомнишь».

  На этот же аспект обращает внимание и более поздний авторитет, Рамбам, в своём труде «Мишне Тора»: «Человек должен всегда выполнять заповедь носить цицит, так как Тора приравняла и связала все другие заповеди с ней, как написано: «И увидишь их, и вспомнишь все заповеди Всевышнего, и будешь исполнять их…»» (Законы цицит, 3:13).

 Многие мудрецы отмечают, что слово «тхелет» связано со словом «тахлит» – «цель, предназначение»; т.е. тхелет, вплетенный среди белых нитей, отражает нашу способность видеть суть вещей, смотреть вперед и уметь отличать главное от второстепенного.

 Цвет тхелет получали из моллюска под названием хилазон. Согласно Талмуду, хилазон -это «…морское животное, незаметное в воде, живущее в Средиземном море и имеющее раковину». Краситель должен добываться из хилазона, пока он жив. Кроме того, этот краситель, по словам Талмуда, «…неотличим от растительного красителя кала илан – индиго».

 Центры производства красителя «тхелет» находились на северном побережье Земли Израиля, в уделе колена Звулуна. Кроме кистей цицит, тхелет использовался также для изготовления одежд коэнов (священников) и завес в Храме. Тхелет как «благородный» голубой цвет был известен в древности не только евреям, но и египтянам, грекам, финикийцам. Упоминание «одежд цвета тхелет» можно найти на древнеегипетских стелах из Тель-Амарны. Наряду с золотом и пурпуром этот цвет украшал одежды царей и ценился необычайно высоко.

  Римские императоры Цезарь, Август, Нерон приняли указы, согласно которым только римская знать имела право носить пурпурные и голубые одежды. Указ Грациана и Феодосия в 383 г. н.э. объявил государственную монополию на производство дорогостоящих красителей. В силу всех этих причин еврейское производство тхелет ушло в глубокое «подполье».

 Последний раз тхелет упомянут в Талмуде: около 506 г. по поручению рабби Ахая ему привозили тхелет из Земли Израиля в Вавилон.

 С арабским завоеванием Израиля в 639 г. добыча тхелета прерывается окончательно. Мидраш Бемидбар Раба пишет: «И теперь есть только белый, ибо тхелет скрыт…»

 В молитвеннике «Ликутей Тфилот», составленном рабби Нахманом из Браслава в начале 19 века, мы читаем: «Смилуйся над нами и отстрой Свой город в наши дни, и верни нас с миром в нашу Святую Землю, и раскрой для нас хилазон, дабы удостоились мы исполнить заповедь цицит…». Как видно отсюда, рабби Нахман видел прямую связь между возращением тхелета и началом избавления.

  История возрождения тхелет началась в 1858 году, когда зоолог Анри Лаказ-Дютье описал заново моллюск Trunculus murex, железы которого содержат сильные пурпурно и голубые красители, и предположил, что он и есть источник библейского тхелета.

  Параллельно с этим, в 1888 году, Радзинский Ребе – Гершон-Ханох Лейнер – отправился в экспедицию на поиски хилазона. Не зная об открытии французского зоолога, Радзинский Ребе полагал, что хилазон – это один из видов кальмаров. Из найденного кальмара удалось получить синий краситель – правда, лишь с помощью химической реакции. Тхелет, полученный им, до сих пор носит значительная часть радзинских и браславских хасидов.

 В 1913 году Главный раввин Ирландии Ицхак Херцог (впоследствии ставший Главным раввином Израиля) написал диссертацию на тему «Еврейская порфирология – наука о пурпурном цвете». В ходе исследований он убедился, что Радзинский Ребе был введен в заблуждение химиками, зато пришёл к выводу, что настоящий хилазон – это Trunculus murex, найденный Лаказ-Дютье, и что из него можно получить не только тхелет, но и «аргаман» – библейский пурпур.

 Догадку подтвердили раскопки в древнем Тире: были найдены карьеры, где добывали моллюсков, а на дне их – разбитые раковины, полностью идентичные с панцирем Trunculus murex!

 Кроме того, химическая формула красителя хилазона совпала с формулой растительного индиго – в полном соответствии со словами Талмуда.

 В 1985 году выходец из России, рав Элиягу Тавгер, работая над книгой о законах цицит, пришёл к убеждению, что хилазон найден и ничто не препятствует возрождению голубой нити. Рав Тавгер впервые изготовил тхелет в соответствии со всеми требованиями галахи.

 В 1993 году было создано общество «Птиль Тхелет», которое добывает моллюсков в Испании и Греции, производит тхелет, распространяет информацию о нём. Лаборатории по обработке хилазона находятся недалеко от Иерусалима.

 Возвращение тхелета набирает ход. Сегодня десятки тысяч евреев носят цицит с тхелетом. Тхелет стал не только «частью гардероба», но и символом возрождения нашего народа. Ношение голубой нити было одобрено поддержано целым рядом галахических авторитетов – что интересно, даже теми раввинами, которые сами его не носят. Многие из еврейских духовных лидеров пока не высказали своей позиции. Мало кто, однако, утверждает, что носить тхелет запрещено. Что касается утверждения, согласно которому возвращение тхелета возможно лишь с приходом Машиаха, – оно лишено сколько-нибудь твердой почвы.

 Сегодня у нас появился уникальный шанс – исполнять заповедь Торы, которой мы были лишены полторы тысячи лет. Подробную информацию вы также можете найти на сайте                                                                                                                                                                                                                                    

 Цицит с тхелетом

                                                            

Хилазон