Земля Израиля – земля, где Б-г близок к человеку. Только здесь у евреев есть сила истребить идолопоклонство, построить свое государство и поставить царя "из братьев твоих". Зачем же Йосеф так настойчиво уговаривает братьев оставить пределы Земли Кнаан и спуститься в Египет? Ведь он мог бы посылать им зерно и плоды, чтобы поддержать во время голода, и никто бы не посмел бы ему препятствовать. Страна, где не знают Б-га и унижают человека, где процветают ложь, лицемерие, колдовство и разврат, где ты должен подчиниться чужим обычаям, – это ли место для праведников, воспитывающих своих детей, от которых должен произойти великий народ?!
Б-жественный план
Йосеф стремился претворить в жизнь свои сны: как во сне снопы братьев склонились перед его снопом, так и братья должны были признать, что благословение – особое наследие семьи Авраама – связано прежде всего с ним. Как Аврааму было сказано "и благословятся тобой все народы земли", так и Йосеф был благословением для всех, кто встречался на его пути. Как Ицхаку Всевышний дал в голодные годы стократный урожай, так и земля египетская, отданная Йосефу во владение, наполнилась хлебом. Как сон Яакова был пророческим, так и сны Йосефа – сама истина. Йосеф – праведник, и его действия продиктованы не самолюбием и не местью – он считает себя обязанным быть соучастником претворения в жизнь Б-жественного плана. Ведь Всевышний хочет, чтобы еврейский народ сформировался и размножился в изгнании, и лишь затем пришел бы на Святую Землю, как было предсказано Аврааму: "Знай, что пришельцами будет потомство твое в земле не своей, и будут угнетать их, и мучить четыреста лет. Но также и народ, который поработит их, судить буду Я, а затем выйдут с большим имуществом". Это постановление стало наказанием Аврааму за то, что в свое время он не смог поверить, что его потомки смогут жить в святой Земле – ибо уж слишком большие требования к человеку предъявляет она. Но почему Йосеф – великий праведник – не молится и не делает все, чтобы Небеса отменили это наказание? Ответ такой: Йосеф считал, что Б-г творит только благо, и задача человека – следовать за Его волей и стараться увидеть повсюду Его добро.
Опасения Яакова
Яаков, однако, боялся жизни в Египте. Несмотря на страстное желание увидеть Йосефа, приближаясь к египетской границе, он сомневался, стоит ли ему пересекать ее. Яаков боялся, что в Египте не «поднимется» тот народ, о котором он мечтал. Поэтому Всевышний специально обратился к нему и призвал не бояться спуска в Египет. Тора пишет: «И Йегуду он (Яаков) послал перед собою к Йосефу» (46:28). Мидраш поясняет, что Яаков послал Йегуду приготовить места для изучения Торы. Наш праотец не хотел, чтобы все его внуки росли подобно Менаше и Эфраиму. Он хотел исключить их соприкосновение с окружающей средой. И оборонительную линию нужно построить сразу – потом будет поздно. Такое воспитание тоже чревато многими проблемами. Но изгнание не оставляет выбора…
«Не вы послали меня сюда, но Б-г»
Как мы уже говорили, Йосеф видит что-то положительное даже в изгнании, страшной жизни под властью жестоких людей и воспитании нового поколения на чужбине, – как и во всем, что делает Всевышний. Это он поясняет и братьям: "И сказал Йосеф братьям своим: "Подойдите ко мне". И они подошли. И он сказал: "Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и пусть не будет досадно вам, что вы продали меня сюда, потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами. Ибо два года уже голод в стране и еще пять будет без пахоты и жатвы. И послал меня Б-г перед вами, чтобы оставить вас на земле (египетской) и сохранить вашу жизнь до великого спасения. Итак, не вы послали меня сюда, но Б-г, и Он поставил меня отцом Паро, и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле египетской" (Берешит 45). Комментаторы пишут, что сны виночерпия и пекаря должны были быть снами Йосефа о будущем еврейского народа. Однако на чужбине, в темнице, Всевышний не дал Йосефу это пророчество, и те видения, которые должен был увидеть он сам, ему пересказали другие. Что понял для себя Йосеф из противопоставления в этих снах винограда хлебу, почему, разгадывая сны, отдал предпочтение винограду, сказав виночерпию, что его помилуют и возвысят вновь, а пекарю – что его казнят? Хлеб – сила земли, а винограду (больше, чем любому другому растению) нужно чистое небо и солнце. Йосеф увидел в этих плодах образ, через который Всевышний раскрыл путь спасения народа в чужой стране: тот, кто в Египте будет привязан к земле, будет похож на хлеб и пропадет; а тот, кто будет жить силами неба – чистой духовности – и будет подобен винограду, спасется. Йосеф надеялся, что все потомки Яакова станут подобны винограду, будут жить духовной жизнью и испытывать отвращение к разврату, обману, лжи и лицемерию – всему тому, что свойственно для земли египетской. Если народ выдержит испытание и сможет 400 лет жить духовной жизнью, не пуская корни в земле египетской, – цель будет достигнута! Но уже при жизни Йосефа стало ясно, что народ не выдержит испытания. Пишет Тора: "А сыны Израиля расплодились. и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та". Мудрецы комментируют – наполнились евреями места служения чужим богам. Евреи не просто жили среди египтян – они жили как египтяне.
Вынесите мои кости
И когда Йосеф увидел, что происходит, он завещал: "Вспомнит Б-г о вас, и тогда вынесите мои кости из (всего) этого". "Из всего этого…" – с презрением сказал Йосеф о Египте и о том, что многие евреи делают там. Нет сил терпеть это изгнание. По закону не положено переносить останки людей, похороненных в изгнании, если при жизни они не хотели жить в Святой Земле и добровольно оставались среди народов мира.