dore izgnanie adama i evi iz raya-1

Недельная глава Ноах. Вернуть радость

No Comments
Наказанием Адама и Хавы за грех стала печаль. Сказано было Хаве: «Умножу очень муки твои, и беременность твою. В печали будешь рожать детей…» А Адаму: «Проклята земля из-за тебя, в печали будешь есть все дни твои…» (Берешит, 3:17-18). И Ноах был призван избавить людей от печали, как сказано: «Этот утешит нас от дел рук наших и от печали…» (5:29). Пояснил Раши: «Пока не появился Ноах, не было у людей орудий для обработки полей, так как земля не давала урожая. В дни же Ноаха это проклятие было снято. Однако печаль не исчезла. И тогда Ноах попытался избавиться от нее после потопа: насадил виноградник, изготовил вино и пил его, пока его сознание не отключилось. Только к Аврааму, человеку преисполненному любви ко всем творениям, избраннику Б-га, вернулась радость, которую испытывал Адам до греха в саду Эден, как сказано: «И упал Авраам на лицо свое, и возрадовался». И Всевышний повелел Аврааму назвать своего сына Ицхак – «будет смеяться». Таргум Йонатан поясняет, что речь идет не об обычном смехе, а о таком, который сопровождает радость, охватившую человека. Через Авраама и его потомков должно было прийти в мир исправление греха первого человека. Через две тысячи лет хаоса мы подошли к эпохе, которая называется «преддверие времени Машиаха». И легко заметить, что слово Машиах состоит из тех же букв, что и слово симха – «радость». Это еще раз доказывает, что цель человечества и, прежде всего, сыновей Израиля, – это избавиться от печали, которая вошла в мир с грехом Адама. «Искупленные Б-гом вернутся и придут с песней. И радость всего мира – над ними. Веселья и радости достигнут, и убежит тоска и стенание» (Йешаяу, 35:10). ...
Читать далее...
Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 1 Хешвана  5771 г. (8–9 октября  2010 г.). Недельная глава “Ноах”

Расписание молитв в Галицкой синагоге “Бейт Яаков” в Шабат, 1 Хешвана 5771 г. (8–9 октября 2010 г.). Недельная глава “Ноах”

No Comments
  Пятница, 8 октября 10 г. (Шкия 18.22, Выход звезд 18.55) Зажигание  субботних свечей 18.04 ...
Читать далее...
Заключительный день

Заключительный день

No Comments
  Шмини Ацерет завершает осенние праздники, даровенные нам, чтобы мы осознали простую истину: жизнь имеет смысл и каждое мгновение отдельного человека важно для всего мира. Разговор о том, что все наши мысли и поступки важны и именно они определяют ход истории начинается в Рош аШана - день сотворения Адама, согрешившего в первые же часы своего существования, в этот же день прощенного и наказанно не по всей строгости. Для всех поколений он стал днем подведения итогов в момент завершения очередного годичного цикла и надежды на прощение Йом Кипур – день, когда Моше спустился с горы Синай и принес сынам Израиля прощение за грех золотого тельца. Велика милость Всевышнего. В этот день мы стараемся приподняться над материальным миром и устранившись от всего земного стать похожими на ангелов. А иначе как же удостоиться бесконечной милости, которая с трудом пробивается в этот ограниченный мир? Семь дней праздника Суккот - строительство мира заново, когда Вс-вышний, не только прощает, но и дает человеку возможность самому исправить все, что он испортил. Сооружая сукку и беря в руки четыре вида растений, мы получаем силы на весь будущий год, помогающие нам делать все, что нас окружает намного лучше. ...
Читать далее...
succah herzliah-1

Праздник осени

No Comments
 Осенние праздники озарены мягким светом уходящего и робким свечением будущего. Они черпают свою силу в том живом воспоминании о начале бытия, которое хранится в недрах самой природы. Рош а-Шана - первый момент существования человека, страшный своей глобальностью... Звуком шофара он пробивает слова и достигает мира мысли. Он наполнен желанием вырваться из кромешной мглы, преодолеть таинство творения и почувствовать руку Творящего. Йом Кипур подобен ответу на это стремление: Творец раскрывает ворота в мир мысли, который предшествует творению, мир, не подернутый пеленой скрытия и озаренный светом Его Лица. Но всякий ли выдержит это? Даже ангелов охватывает дрожь. Просьба сотворенного из темноты (Рош а-Шана) и раскрытие света Лица из мира Бесконечного света (Йом Кипур). Однако, какое отношение к начальному моменту творения имеет праздник Суккот? ...
Читать далее...
Вершина праздников месяца тишрей

Вершина праздников месяца тишрей

No Comments
Переход от Суккота к Шмини Ацерет Ѓошана раба – это апогей праздника Суккот. Этот день сосредотачивает в себе все заповеди этого праздника. И вот, на исходе Ѓошана раба мы с грустью расстаемся с суккой. Мы грустим потому, что расстаемся с величайшей заповедью сукки, которая окутывает человека со всех сторон. Это единственная заповедь, которую человек исполняет даже во сне. Мы стоим на пороге праздника Шмини Ацерет, который лишен всех заповедей Суккота. В чем же заключается внутренняя сущность этого праздника? В Торе сказано: «В день восьмой священное собрание да будет у вас, и приносите огнепалимую жертву Господу; собрание праздничное это, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:36). Раши пишет, что это подобно царю, который пригласил своих сыновей к себе на определенный срок, и когда срок истек, царь сказал им: «Сыновья мои, пожалуйста, останьтесь со мной еще на один день, ибо тяжко мне расставаться с вами». Из этого можно заключить, что Шмини Ацерет – это небольшое второстепенное добавление к Суккоту. Мы встретились со Всевышним в праздник Суккот, гостили у Него семь дней, и теперь нам тяжело расставаться. Поэтому остается еще один день, в который мы произносим Ѓалель, как в Суккот, и продолжаем радоваться, но кроме этой радости у нас ничего не осталось. Такой вывод можно сделать из слов Раши, однако на основе других источников мы понимаем, что внутренний смысл Шмини Ацерет и Симхат Тора выше, чем смысл всех предшествующих и праздников. ...
Читать далее...
model101

Празднование Суккота в Храме

No Comments
     Два аспекта празднования Суккота в Храме В Торе, в главе Эмор, приводятся стихи, описывающие дни праздника Суккот: «Но в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Господу семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах, дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Ваикра, 23:39-43). Согласно простому смыслу Писания, праздник Суккот имеет два аспекта: исправление мира природы и проявление святости народа Израиля. Давайте проанализируем оба эти аспекта. ...
Читать далее...
Суккот – возвращение в шалаши пустыни

Суккот – возвращение в шалаши пустыни

No Comments
  Историческая память Песах, Шавуот и Суккот называются в еврейской традиции шлошет регалим – три праздника, в которые весь еврейский народ собирается в Иерусалиме, в Храме. У этих трех праздников есть общие аспекты, которые объединяют их в одно целое. Один из этих аспектов – это тот двойственный смысл, который имеет каждый из шлошет регалим. С одной стороны, эти праздники напоминают нам об исторических событиях, произошедших на заре истории еврейского народа, а с другой – они связаны с годичным циклом земледелия. Эта двойственность, которая выражается и в названиях праздников (Песах называется также «праздник весны», Шавуот – «праздник жатвы», а Суккот – «праздник страды»), придает этим дням добавочный смысл, и оба смысла переплетаются и дополняют друг друга – порой уподобляясь один другому, а порой – противостоя. В Песах и Шавуот содержание исторической памяти ясно и однозначно. Эти праздники отмечают поворотные моменты в еврейской истории, решающие и уникальные события – Исход из Египта и дарование Торы. В молитвах они так и называются: «время свободы нашей» и «время дарования Торы нашей». О Суккоте же сказано лишь: «Дабы знали поколения ваши, что в шалашах ("суккот") поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» (Ваикра, 23:43).  – это не важнейшее и уникальное историческое событие, однако нам заповедовано не только помнить их на протяжение поколений, но и самим строить временные жилища, подобные шалашам наших праотцов, и жить в них, подобно праотцам; иными словами, играть своего рода «спектакль», который напоминает нам о событиях тех дней и в то же время неоценимо влияет на нашу жизнь в настоящем. ...
Читать далее...
Размышления над трактатом Сукка

Размышления над трактатом Сукка

No Comments
 В  трактате Талмуда «Сукка» подробно разбираются законы построения временного жилища с крышей, через которую просвечивают звезды. Его строят, чтобы исполнить повеление Торы, обязавшей каждого еврея жить семь дней не под крышей, а под навесом из веток. Дни праздника Суккот – время исполнения этой заповеди. В первой мишне трактата говорится: «Сукка, которая выше двадцати локтей (двенадцати метров), не годится для исполнения заповеди». И вот мы, прочитав эти слова, начинаем думать, что уже все поняли. Однако знать – это только полдела. Необходимо выяснить, на чем основывается закон, т.е. докопаться до его смысла. И вот возник спор между тремя мудрецами конца третьего – начала четвертого века. Раба утверждал, что заповедь жить в сукке вытекает из слов «… чтобы знали поколения ваши, что в шалаши поселил Я сыновей Израиля, когда вывел их из земли египетской» (Ваикра, 23:43). И человек, сидя под крышей из веток, помнит о том, что у него над головой, только в том случае, если ветки находятся ниже двадцати локтей. В противном случае он, будучи занят делами, забудет о том, что укрывает его от зноя». А раби Зейра приводит другой отрывок, но уже не из Торы, а из пророка Йешаяу: «И сукка будет давать днем тень и спасать от зноя и будет укрывать от ливня…» (4:6). И утверждает: «Если человек сидит в сукке ниже двадцати локтей (двенадцати метров), он сидит в тени, отбрасываемой ее покрытием, а если он находится в сукке выше двадцати локтей, то он сидит в тени стен». Дело в том, что минимальный размер основания сукки – семь ладоней на семь ладоней, или семьдесят сантиметров на семьдесят сантиметров. И, если в Израиле построить сукку с минимальной площадкой в основании и поднять ее стены выше двенадцать метров, то лучи солнца не попадут в нее, даже когда оно будет стоять в зените. В сукку, построенную на экваторе, попадут, а в Израиле – нет. Отсюда вытекает, что стены не могут быть выше двенадцати метров. Так что же, на других широтах допустимые размеры сукки будут определяться по-другому? ...
Читать далее...
ileks beller, sukkot-1

Суккот

No Comments
           В концепции трех источников и трех основных частей иудаизма празднику Суккот отведено особое место. Но сперва – о самой концепции. Что мы  подразумеваем, произнося выражение «Народ Израиля»? Очевидно, имеется ввиду некое этническое сообщество людей, которых объединяет Израиль. Логически вытекающий отсюда вопрос: а что же такое тогда понятие «Израиль»? Можно предположить, что это такая страна. Но это предположение с треском разобъется о фразу «Земля Израиля» (заметьте – не «Земля Израиль», а именно «Земля Израиля»). Ведь это означает, что данное место принадлежит Израилю, а вовсе не назывется так само! И есть еще одно выражение, менее знакомое русскоязычному читателю – «Тора Израиля», и с ним – та же самая история. Так кто же такой или что же такое этот «Израиль», которому принадлежат Народ, Земля и Тора? Ответ достаточно прост. Израиль – это совокупность всех трех этих понятий, неразрывно связанных друг с другом. Также как в геометрии плоскость может быть задана минимум тремя точками, а у столика может быть минимум три ножки, так и понятие «Израиль» покоится на триаде «Народ», «Тора» и «Земля». Место каждого из элементов триады определено не случайно. Этому нас учат три праздника Восхождения в Храм – Песах, Шавуот и Суккот. Песах – первый этап – образование и структурирование Народа из аморфной массы вчерашних египетских рабов. Исход из Египта, переход через Красное море, марш-бросок по пустыне к горе Синай – вот линии напряжения, формирующие скелет народа. Этот процесс завершается разделением на 12 станов, по 3 в каждом из четырех знамен, с одной стороны, и паралельным делением на десятки, сотни и тысячи. Первое деление касалось родовых отношений и военного расписания, а второе – судебной системы. ...
Читать далее...
kippur

Йом Кипур

No Comments
  Вот и дожили мы с вами, слава Творцу, до самого святого дня в году- до Йом Кипура В Торе этот день носит имя «Шабат Шабатон», что можно перевести как «Шабат всех Шабатов» или «Самый шабатный Шабат». Что же придаёт этому дню такую необычную «сверхсвятость»? Попробуем ответить на этот вопрос. Как вам несомненно известно, все еврейские праздники связанны напрямую с историей Народа Израиля. Те из них, что произошли в период, описываемый в Торе (Пятикнижии), получили статус «йом тов» и были приравнены к Шабату (исключение составляет только Рош а-Шана, который с еврейской точки зрения является общемировым Днём Суда, т.к. связан с сотворением и грехом первого человека, Адама).  Так, например, Песах посвящён исходу из Египта, Шавуот – дарованию Торы, и т.д. А какое же событие произошло 10-ого Тишрея? Согласно нашей традиции, в этот день Моше Рабейну получил у Вс-вышнего полное прощение для Народа Израиля за грех золотого тельца. Как известно, Моше провёл на горе Синай три раза по 40 дней, без пищи и воды. Первый раз – получая первые Скрижали, второй – упрашивая Вс-вышнего дать ему время разобраться в случившемся, и третий раз – вымаливая полное прощение и возвращение Б-жественного присутствия в стан Народа Израиля. С этим связан обычай читать «слихот» 40 дней – с новомесячья Элула и до Йом Кипура включительно. Именно в этот день Вс-вышний снова возжелал быть среди Израиля, и Моше Рабейну принес народу вторые скрижали. Что же именно выделяет этот день из череды иных событий того периода,  выглядящих гораздо более грандиозно, как, например, Исход из Египта? Почему именно эта точка была избрана Вс-вышним в качестве самого святого дня в году? Можно подойти к данному вопросу с чисто житейской меркой: ни во время египетского рабства, ни во время получения Торы над нашим народом не висела угроза моментального и полного уничтожения, которая возникла как следствие греха золотого тельца. Вс-вышний тогда впервые (но, к сожалению, не в последний раз) предложил Моше Рабейну произвести от него новый Народ Израиля, тотально истребив старый, не оправдавший возложенной на него ответственности. И отмена этого приговора является достаточным поводом для праздника. Однако это лишь одна сторона медали. ...
Читать далее...